Рабочая программа по учебному предмету «Игра и игротерапия» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.
Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 140 «31» августа 2022г И.о.директора _______/Т.В.Гагарина./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /И.В.Вдовенкова / «31» августа 2022г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: _________________ /Л.В. Мартыненкова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Игра и игротерапия»
для обучающихся
1 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Алферова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
I категории
г. Смоленск
2022г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.
Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.
Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.
Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.
Цели программы: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.
Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи программы.
Коррекционно- образовательные:
- развитие познавательной деятельности учащегося;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Коррекционно-развивающие:
- развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;
- развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
- обогащать словарный запас;
- развивать интерес к самопознанию
- способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению;
- побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;
- воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.
Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать правила поведения в общественных местах;
- знать правила общения с взрослыми; знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
- знать 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону; уметь слушать и понимать обращённую к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
- уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
- согласовывать свои действия с условиями игры;
- изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
- находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
- при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
Достаточный уровень:
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры и т. д.);
- умение воспринимать игру и выражать своё отношение к игре;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- повышать уровень речевой инициативы; вырабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля.
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;
- наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. Содержание программного материала.
I. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной». Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».Работа в технике рваной аппликаци. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. Формирование кинестетических и кинетическихощущений – 2 часа.
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр).
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра«К фигуре подбери предмет». Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки. Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствахпредметов – 4 часа.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад).Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений – 2 часа.
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
Календарно-тематическое планирование
по предмету «игра и игротерапия» на 2022/2023 учебный год
1 «Б» класс
Учитель:Алферова Л.В. 1 ч в неделю; 33ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 15 ч., в неделю 1 ч. Всего 18 ч., в неделю 1ч.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по плану | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть – 8 часов | ||||
1. | Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячом в цель. | 1 | 2.09 | |
2. | Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов». | 1 | 9.09 | |
3. | Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты». | 1 | 16.09 | |
4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. | 1 | 23.09 | |
5. | Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». | 1 | 30.09 | |
6. | Работа в технике рваной аппликации. | 1 | 7.10 | |
7. | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | 1 | 14.10 | |
8, 9 | Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. | 2 | 21.10 26.10. | |
II четверть – 7 часов | ||||
10. | Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | 11.11 | |
11. | Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр). | 1 | 18.11 | |
12. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». | 1 | 25.11 | |
13. | Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». | 1 | 02.12 | |
14. | Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. | 1 | 09.12 | |
15. | Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. | 1 | 16.12 | |
16. | Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 1 | 23.12 | |
III четверть – 10 часов | ||||
17. | Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?». | 1 | 13.01 | |
18. | Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам». | 1 | 20.01 | |
19. | Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». | 1 | 27.01 | |
20. | Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра –ручки..). | 1 | 03.02. | |
21. | Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 10.02 | |
22. | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно». | 1 | 17.02 | |
23. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный).Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». | 1 | 03.03. | |
24. | Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху». | 1 | 10.03 | |
25 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело». | 1 | 17.03 | |
26. | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». | 1 | 24.03 | |
IV четверть – 8 часов | ||||
27. | Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 | 07.04 | |
28. | Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных). | 1 | 14.04 | |
29. | Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад ...). | 1 | 21.04 | |
30. | Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно». | 1 | 28.04 | |
31. 32 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я». | 2 | 05.05 | |
33 34 | Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» | 2 | 12.05 19.05 |
Пояснение к программе:
I четверть – 9 часов
1.«Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой – маленький» - расширение программного материала с 1 часа до 2 часов, так как первая рабочая неделя сдвоенная.
IV четверть – 7 часов
1. « Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я»» - уплотнение программного материала с 2 часов до 1 часа связи с выходными праздничными днями.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 7 часов
Итого: 33 часа.
Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./
(подпись) (расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми Ясельного возраста группы №1 «Карапузики» на 2022-2023 учебный год
Составили: Ткачёва О.С., воспитатель...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дош...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Ф...
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в о...
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технолог...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дополнительному образованию детей от 3 до 7 лет «Развивайка» На 2022 – 2023 учебный год
Игры В.В Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательн...