Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?
консультация по коррекционной педагогике
Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_umstvennaya_otstalost.docx | 125.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?
Для того, чтобы понимать, какая коррекционная помощь требуется ребёнку, лучше понимать его особенности и возможности, всем, кто пересекается с особенными детьми необходимо уметь читать заключение ПМПК и понимать о чём там написано. Сегодня я расскажу вам о том, какими словами и кодами обозначается умственная отсталость или нарушение интеллекта в заключениях психолого-медико-педагогических комиссий.
Но для начала несколько о слов о том, что же такое умственная отсталость? Это болезнь или что-то другое?
Я не буду приводить здесь определения этого понятия, которых в интернете очень много.
Умственная отсталость у ребенка – это не болезнь, это состояние развития его психики. В большинстве случаев, это состояние врожденное. Т.е. во время того, как ребенок развивался в утробе матери, на его нервную систему и головной мозг произошло какое-то негативное, поражающее, разрушающее действие. Это действие было ограниченным по времени, и завершилось ещё до рождения, но успело привести к необратимым последствиям. Причины этого воздействия могут быть различными. Но действие таких повреждений приводит к схожим результатам – из-за органического поражения головного мозга (т.е.воздействия на ткани мозга, на вещество мозга) возникает отставание в развитии и нарушение интеллекта, которое в наше время носит название умственной отсталости.
Ещё раз – это не болезнь, а состояние его психики. Просто ребенок развивается немного по-другому, не так, как другие дети. Ему труднее научиться повседневным вещам, несколько труднее понять, что происходит вокруг него, чтобы понять, как на это нужно правильно реагировать.
Почему я говорю о том, что ребенок развивается по-другому? Да, в целом, конечно, есть общие закономерности развития абсолютно всех детей, вне зависимости от их особенностей, а есть и другие закономерности, по которым развиваются именно дети, имеющие нарушения интеллекта.
То есть ребенок с умственной отсталостью способен к развитию, его необходимо развивать, обучать и воспитывать. Просто на это нужно немножко больше времени.
Ещё почему мы говорим о том, что умственная отсталость это не болезнь, а именно состояние психики ребёнка? Потому что любая болезнь имеет свойство развиваться, ухудшаться со временем, т.е. прогрессировать. Умственная отсталость такого свойства не имеет. Это другое качество психики. Это не хорошо и не плохо, просто необходимо помнить об этом каждому, кто причастен к жизни таких детей. Необходимо понимать, что ежедневными занятиями мы не уберем у ребенка умственную отсталость, потому что это его часть, часть его психики, часть личности. Но теми же ежедневными занятиями мы будем развивать ребенка, прививать необходимые знания и навыки, которые так важны для самостоятельной жизни.
Умственная отсталость и заключение ПМПК
На данный момент принято выделять 4 степени умственной отсталости:
- Легкую (12 лет)
- Умеренную (7 лет)
- Тяжелую (5 лет)
- Глубокую (до 3 лет)
Степень определяет ПМПК, в зависимости от выраженности проявлений. Чтобы вам было более понятно, чем эти степени отличаются друг от друга, в скобках предлагается сравнение их с уровнем развития детей, не имеющих нарушений интеллекта. Это сравнение, конечно же, условно, так как развитие ребёнка с умственной отсталостью происходит несколько иначе, поэтому проводить параллель между умениями, знаниями и навыками таких детей всё же не нужно.
Все дети, имеющие какие-либо нарушения развития, при поступлении в любое образовательное учреждение, должны получить заключение ПМПК.
Как же в заключении обозначается умственная отсталость?
Если при обследовании ребёнка у него выявляется серьёзное отставание в развитии, то пишется «тотальное недоразвитие высших психических функций». Само понятие «тотальное недоразвитие» и есть умственная отсталость. «Тотальное» - означает всеобщее, т.е. повреждена равномерно вся кора больших полушарий головного мозга. Далее, после этих слов, указывается степень этого недоразвития – легкая, средняя (умеренная) и тяжёлая. Глубокая степень практически не ставится.
Чаще всего в заключении прописывается лёгкая либо средняя степень. Это вызвано тем, что считается, что окончательный диагноз выставляется только после 12 лет, когда все основные психические функции у ребенка будут сформированы.
В некоторых заключениях диагноз прописывается не словами, а буквенно-цифровым кодом, которым он обозначается в международной классификации болезней (МКБ-10). Буква – принадлежность к определенной категории, цифры – порядковый номер. Так, умственная отсталость обозначается следующими кодами:
F70 - лёгкая умственная отсталость
F71 - умеренная умственная отсталость
F72 - тяжелая умственная отсталость
F73 - глубокая умственная отсталость
Если у ребенка имеются нарушения поведения, в сочетании с умственной отсталостью, то в заключении это прописывается цифрой, ставящейся после точки.
0 ставится тогда, когда нарушение поведения выражено слабо, 1 указывает на значительную выраженность нарушений поведения, которые требуют лечения и коррекции.
Таким образом, диагноз может выглядеть так: F70.0, либо так: F70.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников
Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....
Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....
Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....
Что такое умственная отсталость?
Что такое умственная отсталость? Умственная отсталость — это расстройство нервного развития, которое возникает в раннем детском возрасте и приводит к нарушению интеллектуальных способностей...