Консультация для педагогов и родителей.
статья по коррекционной педагогике
Двухлетний ребёнок не может связно говорить, поздно начал ходить. Школьник плохо учится. Стоит ли обращать внимание на эти трудности ребёнка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevrologi_roditelyam_i_pedagogam.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕВРОЛОГ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДГОГАМ
Двухлетний ребёнок не может связно говорить, поздно начал ходить. Школьник плохо учится.
Эти симптомы не стоит пропускать
Чего не видят педиатры
Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина.
В большинстве случаев причина психоневрологических проблем в родовой травме.
Как вовремя заметить и исправить нарушения?
Не вешайте болезнь на шею.
Все неврологи знают, что главную роль в развитии центральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга.
Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии.
Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга.
Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП.
Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нервной системы у новорождённых причину надо искать в… шее.
Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.
А недавний Данидинский эксперимент в Новой Зеландии показал: дети, у которых в детстве выявили нарушения кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы, в разы чаще заболевают шизофренией, аутизмом и аутоиммунными патологиями – ревматоидным артритом, рассеянным склерозом и другими.
⃣Сейчас очень часто встречаются дети, которым ставят под вопросом диагноз "аутизм" или "расстройство аутистического спектра" – ребёнку 5 лет, а он плохо говорит, замкнут, ведёт себя странно. Вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь её – и аутизм проходит.
Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы?
Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней.
В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться.
А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой), то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше.
Но больше всего свёрнутых шей даёт кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется…
Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!
Чего не видят педиатры
Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.
Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально.
Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью.
Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.
Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.
Часто педиатры ставят малышам синдром «слабый тонус рук».
Он тоже может развиться при нарушении кровотока шейных сегментов спинного мозга, где берут начало нервы плечевого сплетения.
А ведь через пальчики, тактильные ощущения в мозг поступает информация, благодаря которой ребёнок познаёт мир, обучается. Как следствие – задержки в развитии, в том числе речи.
Если ребёнок после года и двух месяцев не говорит первые слова, а в два не общается со взрослыми предложениями, нужно бить тревогу.
Не слушайте тех, кто успокаивает: мол, ничего страшного, потом заговорит. Возможно.
Но в какие проблемы это выльется?
Нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и ногам.
Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не пошёл, тоже стоит насторожиться.
Не верьте врачам, которые будут утешать, что всё в порядке, ребёнок просто не хочет, позже пойдёт. Это явное отставание в развитии
Точно так же плоскостопие, которое часто развивается у детей 5–7 лет, говорит о слабой голени и возможной причине в шее. К стопе идут от шеи самые длинные нервы. Если кровоток спинного мозга в шее пережат, это в первую очередь скажется на отдалённых зонах. И стопа провиснет.
Родители покупают ортопедические стельки, обувь, делают детям массаж, но ничего не помогает. А необходима коррекция шейного отдела позвоночника – и свод стопы восстанавливается.
Бордовые пятнышки между затылком и шеей у новорождённого (пятна аиста), которые даже врачи не считают опасным симптомом, просто вопиют о пережатии позвоночных артерий после родовой травмы.
Кровь пытается идти в обход – через глубокую артерию шеи и сонные артерии, питающие кору головного мозга. В результате кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым – кричит, не может спокойно спать и т. д.
Учиться- не лениться!
Если школьник быстро утомляется, не может сосредоточиться на уроке, учится с двойки на тройку, причина может быть в плохом кровоснабжении ствола головного мозга.
Часто приходится слышать: мы простые люди, у нас в роду не было одарённых, и ребёнок в науках не силен. На самом деле все рождаются способными.
Если ваш ребёнок плохо успевает в школе, попросите его присесть. Пятки оторвались от пола – значит, есть гипоксия задних отделов мозга.
Если родители обнаружили какой-то из тревожных симптомов, надо сделать ребёнку УЗИ сосудов шеи, чтобы выяснить, где пережата артерия или нарушен венозный отток.
Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы получить нужное.
Для этого перестраивает работу поджелудочной железы и печени, что ведёт к раннему диабету, дискинезии желчевыводящих путей.
Ребёнок становится зависим от сладкого. А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний и предрасположенности таких детей к курению, алкоголизму и наркомании.
Поэтому ограничьте простые углеводы. А вот молочные продукты, рыба будут полезны.
В тяжёлых случаях пережатия кровотока в области шеи требуется лечение в условиях клиники.
Родовые травмы шейного отдела позвоночника приводят к нарушению кровоснабжения ствола головного мозга и, как следствие, отставанию в развитии: ребёнок позже пойдёт, будет хуже говорить, учиться.
Доктор Шишонин А.Ю. невролог, кандидат медицинских наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей "Роль родителей в речевом развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха"
онсультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»
В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...