Получение образования для детей с РАС
статья по коррекционной педагогике

В приведённом материале рассказывается об особенностях построения инклюзивного образования и формах плучения образования для детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poluchenie_obrazovaniya_dlya_obuchayushchihsya_s_ras.docx98.92 КБ

Предварительный просмотр:

Получение образования для детей с РАС

Один из основополагающих постулатов концепции инклюзивного образования – постулат о том, что образовательные потребности у детей различны. В любом случае образовательные потребности ребёнка должны быть учтены, а образовательные условия, при которых ребёнок может учиться – созданы.

Инклюзивное образование понимается не только как одна из форм получения образования детьми с ОВЗ, но и как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Инклюзивное образование основывается на безусловном признании того факта, что каждый ребёнок – личность, индивидуальность.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Этот закон даёт родителям любого ребёнка с ОВЗ право на получение образования в ближайшем к месту их проживания общеобразовательной школе.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Особенности построения процесса инклюзивного образования

В настоящее время в России одновременно применяются 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Домашнее обучение
  4. Дистанционное обучение
  5. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра стандарт определяет четыре варианта обучения.

  1. Обучение на основе АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1). Рассчитан на детей, достигших к 7 годам уровня развития, близкого к возрастной норме.

Предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

  1. Обучение на основе АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.2)  Рассчитан на детей, которые к возрасту начала школьного обучения не достигли уровня психического развития, близкого к возрастной норме, но не имеют умственной отсталости. Предполагается, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки: пять лет (1-5 классы) – для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1-6 классы) – для детей, не получивших дошкольное образование.
  2. Обучение на основе АООП НОО обучающихся с РАС 9вариант 8.3) – рассчитан на обучающихся с РАС, имеющих лёгкую умственную отсталость. Предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительные ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения : шесть лет (1-6 классы)
  3. Обучение на основе  АООП  НОО обучающихся с РАС (вариант 8.4). Предполагает, что обучающийся с РАС, осложнёнными умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой. Глубокой, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6 –е классы).

В настоящее время эти варианты стандарта апробируютя в практике общеобразовательных школ. При этом в последние годы по инициативе родительских организаций реализуются три варианта инклюзивного обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы ( в том числе с расстройствами аутистического спектра) и выраженными проблемами поведения в общеобразовательной школе:

- инклюзивное обучение с тьюторским сопровождением;

- «ресурсный класс»;

 - «гибкий класс».

Первый вариант – инклюзивное образование. Ребёнок с РАС включается в первый класс и обучается в нём при сопровождении тьютора, с учётом всех особенностей развития. Такой вариант включения возможен для детей, имеющих опыт фронтального обучения, усвоивших программный материал дошкольного образования, не имеющих выраженных нарушений поведения. При этом ребёнок осваивает программу на одном уровне с одноклассниками и основная работа ведётся по адаптации его в коллективе и поддержанию учебной мотивации.

Второй вариант – это «ресурсный класс». Предполагает создание условий индивидуального обучения ребёнка по программе начальной школы, осуществление полного психолого-педагогического сопровождения и его постепенное включение в уроки с классом на предметах как основного, так и неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса с учётом его возможностей.

Третий вариант. - «гибкий класс». Предполагает создание специального класса, состоящего из 5-6 детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса должен стать учитель-дефектолог. Основные предметы – математика, русский, иностранный язык и прочие ведут учителя – предметники, а учитель-дефектолог сопровождает прохождение отдельных, трудных для детей тем в часы коррекционных занятий. В таком классе обязательно работает ассистент педагога – тьютор. В этом случае должны быть созданы специальные методические, организационные и содержательные условия, необходимые для адаптации детей с аутистическими рассройствами в средней школе.

https://slide-share.ru/slide/6598946.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ

Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми  с ОВЗ ...

Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.

Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР  в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС....

Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида»  Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...

Основные условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...

Формы получения образования для детей с интеллектуальной недостаточностью

В данном материале рассказывается о различных формах получения образования для детей с умственной отсталостью...