«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пословицы и поговорки как инструмент в работе учителя-логопеда. | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда
с дошкольниками»
Ученье свет, а не ученье тьма.
Была бы охота, наладится любая работа.
Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. У Вас это точно не получится, невозможно перевести народную мудрость, передать самобытность и образность русского языка!
Народная мудрость, нашедшая свое выражение в фольклорных формах предоставляет нам, педагогам, и вам, родителям, обширный речевой материал для решения целого ряда задач по развитию речи детей.
Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.
При разучивании скороговорок мы развиваем у детей чувство ритма и рифмы, готовим их к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.
- Разучите с ребенком приговорку, стараясь передать голосом интонацию участников диалога:
- Девица-сестрица,
Сходи за водицей!
– Я волка боюся,
Медведя страшуся!
Мы, логопеды, используем скороговорки как обычные фразы с определенным набором звуков для отработки поставленных звуков в речи детей, например для звука [Л]: Около кола — колокола и на колах — колокола. Палку толкал лапкой Полкан. А есть скороговорки, специально созданные для различения пар близких звуков: знаменитая Шла Саша по шоссе и сосала сушку (дифференциация звуков [С] - [Ш]). Но мы никогда не ставим целью произношение этих фраз (скороговорок) в быстром темпе. Мы с детьми произносим их медленно и правильно.
- Возьмите скороговорку с нужным вам набором звуков (или рекомендованную логопедом, если ребенок посещает занятия специалиста) и предложите ребенку не спеша, правильно ее повторить сначала один раз, а потом 3-5 раз подряд. Полезно произносить скороговорки с различной интонацией: весело, грустно, удивленно.
Такие фольклорные формы как народные сказки, загадки, пословицы и поговорки помогают расширять словарный запас детей, способствуют развитию грамматического строя и связной речи. В сказках, загадках, пословицах раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также богатство и выразительность русской речи.
- При изучении лексических тем, особенно времен года, познакомьте детей с пословицами. Так они лучше запомнят сезонные признаки и названия месяцев.
«Зима»: Много снега, много хлеба,
Зимний денек, что комариный носок,
Мороз не велик, а стоять не велит.
«Весна»: Много воды – много травы,
Апрель с водой, май с травой,
Малая птичка соловей, а май знает.
«Осень»: Осень – перемен восемь,
В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина.
«Лето»: Как летом потопаешь, так зимой полопаешь,
Июль – макушка лета.
Слыша язык пословиц, дети заимствуют образность, яркие сравнения, особые обороты речи. Это обогащает их словарный запас, помогает формировать систему значения слов.
- Вспомните все те пословицы, которые вы знаете, и время от времени знакомьте ребенка с ними. Когда ребенок будет достаточно хорошо знать их, поиграйте в игру «Закончи пословицу»:
Грамоте учиться … (всегда пригодится).
Один в поле … (не воин).
- Попросите ребенка объяснить пословицу:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
- Вспомните знакомую ребенку ситуацию и спросите, какая пословица к ней подходит. (Например, ребёнок заигрался и не хочет заняться полезным делом - «Кончил дело - гуляй смело», или «Делу - время, потехе - час». Ребенок поссорился со своим другом, не поделив игрушку - «Человек без друзей, что дерево без корней», или «Новых друзей наживай, а старых не теряй»).
Учат понимать значение переносных слов и образных выражений народные загадки, в текстах которых есть сравнения предметов, противопоставления, равенство двух частей. Так дошкольники знакомятся на практическом опыте с литературным приемом — метафорой. Такие загадки отгадывать достаточно трудно, поэтому нужно прочитать загадку несколько раз, чтобы ребенок смог выделить основные признаки предмета или явления.
При загадывании загадок перед ребенком важно поставить конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна.
- Прочитайте ребенку народные загадки, выделяя голосом те признаки, которые могут помочь в отгадывании загадок. Попросите его догадаться, о чем идет речь.
Мохнатенька, усатенька, Молоко пьет, песни поет. (кошка) | Кругла, да не луна, (репа) |
Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов. (подсолнух) | Вырос в поле дом, полон дом зерном, (колос) |
- Прочитайте несколько загадок об одном и том же предмете. Спросите ребенка, какие слова помогли ему догадаться.
И комковато, и ноздревато. И мягко, и ломко, А всех милей (Хлеб) | Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб) |
Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб) | Бьют меня палками, Жмут меня камнями, (Хлеб) |
Сказки...Их любят все, но в жизни ребенка они значат гораздо больше, чем в жизни взрослого. Недооценить роль народной сказки в развитии речи дошкольников просто невозможно. Слушая сказку, ребенок узнает много новых слов для себя. Именно там эти слова и образные выражения так интересно преподносятся, что их так и хочется запомнить. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказочные образы помогают ребенку запоминать целые отрывки текста, а потом с удовольствием их пересказывать. А пересказывая сюжет, ребенок постигает причинно-следственные связи и учится выстраивать логически последовательные высказывания. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.
- Прочитав ребенку сказку, попросите его назвать слова
ласковые,
добрые,
грустные.
- Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи сказку». Вспомните хорошо знакомую ребенку сказку. Вы начинаете рассказывать, а он продолжает, затем опять Вы, и так далее.
- Назовите ребенку несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. Предложите ребенку угадать сказку и назвать лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец(сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По шучьему велению» ).
- Игра «Наоборот» Попросите ребенка назвать слова, противоположные по значению:
Добро – зло, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло.
Попросите ребенка продолжить присказку:
Скоро сказка сказывается, ...
Что ни в сказке сказать, ...
Я там был, мёд, пиво пил, ...
Пойди туда – не знаю, куда, ...
Стали жить-поживать, ...
Тут и сказке конец, ...
- Попробуйте вместе с ребенком сочинить свою сказку. Помогайте ребенку там, где он будет затрудняться, активно участвуйте в диалогах персонажей.
Хочется отметить, что богатейший материал словесного творчества народа помогает не только знакомить детей с народной мудростью, традициями и поддерживать связь поколений, но и играет огромную роль в речевом развитии, учит понимать скрытый смысл, помогает в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи, учит использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
Учитель-логопед Смирнова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"
Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...
Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».
Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...
Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда
В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и приведены примеры дидактических игр с применением...
Презентация "Роль ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда" Бородина Н.М.
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс помогает:-развивать фонематические процессы;-развивать моторику рук;-расширять словарный запас и кругозор детей;форм...
- Мне нравится (1)