Специфика работы педагога-психолога с детьми с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Олесова Юлия Васильевна

Сопровождение детей с задержкой психического развития в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР                                                                                                      

  Приоритетным направлением  государственной политики в сфере образования на 2013-2020г.г. (согласно Приказа Мин. Образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО») является обеспечение успешности каждого ребёнка, независимо от состояния его здоровья. В настоящее время всех детей по степени развития условно можно разделить на три большие группы: нормально развивающиеся дети, одарённые дети и дети с нарушениями в развитии.

 К группе детей с нарушениями в развитии отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.  В МБДОУ «ЦРР – д/с «Дельфин» это дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Эта ситуация весьма актуальна и обусловлена увеличением количества детей с проблемами в развитии

   Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (педагога), чьи усилия направлены на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо учитывать:
- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

- информацию о здоровье ребенка

- микросоциальные условия в семье;

А так же нельзя обойтись без психолого-педагогического обследование детей, которое является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

На слайде представлены методики, которые мы используем для выявления таких детей, но окончательный вердикт выносит ПМПк в средней группе.

  Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПР.

Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли родители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

И все же, чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Индивидуальную траекторию развития необходимо составлять с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.

У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи,  гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит,  цель проведения коррекционной работы  –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

Одной из наиболее важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

  • Лепка, рисование, аппликация, конструирование
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
  • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
  • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.

 Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

 Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, понижения работоспособности, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

В качестве основного метода положительного воздействия можно выделить работу с семьей этого ребенка. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, и когда воспитатели, отмечают, что он не справляется с программой детского сада. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных игр и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте, и большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Слайд 2

структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР; информацию о здоровье ребенка; микросоциальные условия в семье ; психолого-педагогическое обследование

Слайд 3

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Наблюдение за ребёнком в период режимных моментов, беседа с воспитателем; Цветовой тест М. Люшера ; «Лесенка» М. Хухлаева ; «Два дома», «Кактус». Запас бытовых знаний ( беседа по вопросам) Восприятие: «Цветные домики», «Найди фигуре свое место», «Построй лесенку», «Времена года», «Расположи в пространстве» Внимание: устойчивость, переключение, произвольность. «Домик» (Н.И. Гуткина ), «Корректурная проба» (Р.С. Немов ) «Цветные карандаши» (Ю.А. Афонькина ) Память: объем, прочность, точность. «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия ), «Запомни картинки» (О.Н. Земцова ) « Ритмический рисунок» ( Ю.А. Афонькина ) Мышление: группировка предметов по заданному признаку, «Четвёртый лишний», « Свободная классификация », «Нахождение недостающих деталей», «Что сначала, а что потом», «Разрезные картинки» (4 детали), «Простые аналогии» Мелкая моторика: «Домик» (Н.И. Гуткина )

Слайд 7

Сон Мост Ель Кот Нос Стол Рот Сом Лак сок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ"

Сегодня, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), проблема воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДО...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей

laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...

Консультация для родителей и воспитателей: «Специфика работы педагога-психолога в ДОУ»

Кто такой психолог?ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека.ПСИХОЛОГ (Детский)  - не врач, а педагог• работает с детьми, не имеющими нарушений в психическ...

Специфика работы педагога - психолога

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности:- игре,- общение со сверстниками, взро...

Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения

Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения Сегодня одной из актуальных проблем  является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ...