Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ в условиях микрореабилитационного центра на дому
материал по коррекционной педагогике

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ  в новой форме работы "Микрореабилитационный центр на дому"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл illarionova_statya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума.

По средствам технологии «Микрореабилитационный центр на дому»,  создаются  благоприятные условия по развитию творческих способностей детей в домашних условиях, это позволяет непрерывно осуществлять коррекционно-развивающий процесс, не выходя из дома.

Занятия  проводились в дистанционном формате, в асинхронной форме, что не требовало одновременного участия  педагога и ребенка. Асинхронная форма работы была выбрана не случайно, так как  родители не были готовы  к дистанционным онлайн – занятиям согласно расписания (родители работают, дети посещают школу или не могут выполнять задания при включенной камере, т.к. отвлекаются). Дистанционное взаимодействие  проходило при помощи интернет - ресурсов WhatsApp, ВКонтакте, а также  связывались по телефону. В рамках работы МРЦД  родители принимали активное участие в занятиях с детьми, в ходе которых стали лучше понимать потребности своих детей,

В условиях МРЦД цели и задачи  развития, все задания подбирались для каждого ребенка отдельно, с учетом его индивидуальных  особенностей  развития и направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.

Большая часть занятий по развитию творческих способностей  отводилась  рисованию, аппликации и работе с гипсом.

В  рисовании обученные методике родители применяли как простые способы: разукрасить красками или карандашами, нарисовать, дорисовать фигуру, вставить цифру или букву и разукрасить, так и   нетрадиционные техники: рисование крупой, пластилином.  Использование нетрадиционной техники рисования выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.  Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.

Одной из интересных форм работы по развитию творческих способностей в условиях МРЦД -  роспись фигур из гипса. Этот процесс очень нравится не только детям, но и родителям. При раскрашивании фигурок ребенок проявляет свою индивидуальность, фантазию, поскольку его творение – единственное в своем роде. Роспись гипсовых фигурок – очень полезное занятие для детей, потому что с помощью такого увлекательного и интересного развлечения, ребенок учится быть более аккуратным и точнымГипсовые фигурки бывают разными по сложности и размерам. Расписывая фигурки из гипса, дети не только развлекаются, но и готовят руку к овладению письмом, формируют свои навыки, координацию движений, мышечную память, развивают усидчивость, фантазию, целеустремленность, а самое главное, мелкую моторику. Для росписи изделий можно использовать акварель, гуашь, акриловые краски, которые подходят лучше всего – они не теряют свой блеск и яркость при высыхании. Для раскрашивания более крупных частей фигурки используйте толстые кисти.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, ткань, нитки, вата…) Аппликация очень интересное и развивающее, но в тоже время трудное  занятие для детей. В условиях МРЦД предлагались задания по обрывной аппликации, аппликации из природного материала, объёмной аппликации, аппликации из геометрических фигур. Трудности возникали с выполнением объёмной аппликации  и с аппликацией из геометрических фигур, так как приходилось работать с ножницами. Родители обучались методам и приемам выполнения разных видов аппликации, получали консультации как правильно работать с клеем и ножницами.

Ножницы – отличный тренажер, который развивает мелкую моторику, внимательность, мышление. Благодаря работе с ножницами, ребенок привыкает соблюдать правила безопасности, длительное время сидеть за столом и выполнять разные задания, не отвлекаясь на посторонние вещи. На начальном этапе работы  вырезанный силуэт будет очень далек от образца. Но со временем рука ребенка «научится слушаться» и будет делать разрез там, где надо. Из этого следует, что работа будет получаться намного лучше и аккуратнее.

Еще одной из форм работы в условиях МРЦД по развитию творческих способностей детей – участие в различных онлайн – конкурсах. Родители присылают рисунки  детей на заданные темы, педагог отправляет фото рисунка на конкурс или сам рисунок на  выставку Участие в таких конкурсах помогает развитию фантазии, воображения, ответственности, ребенок старается передать свои эмоции в рисунке. А получая диплом за участие в конкурсе, ребенок начинает верить в свои силы «я могу, у меня получилось», что повышает его самооценку и  развивает желание, что-то творить.

Педагоги отделения МРЦД  всегда на связи с родителями,  консультируют, дают советы, и родители  всегда  могут обсудить возникающие у них вопросы по выполнению заданий.

Подводя итог  работы, хочется отметить, что благодаря отделению МРЦД дети, которые не могут проходить реабилитацию офлайн, не остаются в стороне, а могут получать помощь непрерывно под контролем компетентных специалистов. Благодаря  сотрудничеству с родителями педагогам удается лучше узнать интересы ребенка, его умения и навыки, что помогает корректировать  работу, направленную на развитие творческих способностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческого потенциала одаренных детей"

В консультации дана краткая характеристика одаренных детей, анкета по выявлению способностей детей....

Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала у детей первой младшей группы"

Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала  у детей первой младшей группы"...

Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...

Проект «В каждом ребенке - солнце». Выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ..

      Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей произ...