Проект для детей с ОВЗ "Образ русской-народной сказки"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Щербакова Юлия Альбертовна

Проект для детей с ОВЗ "Образ русской-народной сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Русская народная сказка как форма работы с детьми с ОВЗ».

Срок реализации проекта -3 месяца.

с 15.06.2022 по 15.09.2022

Введение

   Использование образа русской народной сказки в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ.  На примере этого проекта мы покажем, что образ русской народной сказки доступен детям с особыми образовательными потребностями. Покажем каким образом можно выстроить образовательный процесс, проиграть сказку и персонажей на доступном для ребенка уровне.

Наш проект направлен на развитие социально-коммуникативных навыков, психических познавательных процессов, общей и мелкой моторики, у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с особыми образовательными потребностями, посредством применения театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе.

В нашем детском саду (МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 18) реализуется инклюзивное образование. Кроме норматипичных детей, так же обучаются дети с РАС, задержкой психического развития, умственной отсталостью, различными патологиями речи. Таким детям присущи неустойчивость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности полноценной коммуникативной деятельности, формировании саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности, нарушения и незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок с расстройством аутистического спектра, испытывает сложности в поведении, общении и сенсорном восприятии всего, что его окружает. Он видит окружающую его действительность иначе, не хуже и не лучше других детей, просто иначе.

 И так как это дети с особыми образовательными потребностями, то задача педагога подобрать наиболее доступную для них форму работы, в которой гармонично могли бы решаться все поставленные задачи. В данном случае, мы используем образ русской народной сказки как форму работы с детьми с ОВЗ посредством которой, мы сможем в доступной для ребенка форме решить коррекционно-развивающие задачи.    

Цель проекта: развитие социально-коммуникативных навыков, внимания, мышления, воображения, памяти, внимания, общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями с помощью образа русской народной сказки.

В процессе реализации проекта нами решаются следующие педагогические задачи: 

 

  • развитие речевых и социально-коммуникативных навыков;
  • развитие основных психических процессов: внимание, воображение, память и мышление;
  • развитие сенсорного восприятия;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • познакомить детей с персонажами русских народных сказок;
  • пополнить лексический словарь дошкольников;
  • научить понимать детей значения слова «теремок», «колобок», «дружно»;
  • развивать эмпатию у детей по отношению к главному герою;
  • формировать положительные установки к ценности «семьи»;
  • побуждать детей к творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  • совершенствование навыков речевого и игрового творчества;
  • возрастет уровень развития психических процессов;
  • пополнится лексический словарь по теме «дикие животные»;
  • развитие связной речи;

Участники проекта - дети с ЗПР, ЗРР, РАС; педагог-психолог; учитель – дефектолог; тьютор.

Нормативно-правовое обеспечение проекта: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  

Основные этапы реализации проекта:

 1. Подготовительный этап

(разработка проекта) с 15.06.2022 по 01.07.2022

2. Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации

проекта) с 01.07.2022 по 20.07.2022

3. Основной этап

(реализация проекта) с 20.07.2022 по 30.08.2022

4. Заключительный этап (подведение итогов) с 30.08.2022 по 15.09.2022

Конспекты занятий:

Занятие №1

  • Вводное слово: Посмотрите ребята, что это у нас такое? Это домик, А кто в домике живет? – Дедушка и бабушка! Бабушка решила замесить тесто и испечь колобок! Давайте поможем ей это сделать!

  • Лепка «колобок».  Научить детей значению слова «колобок». Беседа, рассматриваем колобка.

  • Сказка «Колобок» проигрывание сказки: катится Колобок по дорожке, а навстречу ему…. Артикуляционная гимнастика.

  • Рефлексия: Какую сказку мы сегодня с вами узнали?  Игра «От кого ушел колобок. Кто съел Колобка»?

Оборудование и материалы: Заготовка «домик»; герои сказки: дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса, мягкий пластилин для колобка; «дорожка».

Занятие №2

Ребята, смотрите, кто пришел к нам в гости? Это наш знакомый Колобок. Сегодня мы с ним снова поиграем.  

  • Пальчиковая гимнастика «Колобок» Давайте вспомним от кого у нас ушел колобок и кого он встретил на своем пути? Катится колобок по дорожке и песенку поет: я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от зайца ушел, от волка ушел, медведя ушел, а лисичка АМ! И скушала колобка!
  • Лексическая тема «Дикие животные», Кто где живет?
  • Игра «Где чей дом»? С прищепками. А вы знаете как разговаривают дикие животные? Давайте послушаем и попробуем повторить.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Рефлексия. Вспоминаем животных, пересчитываем. Найдем цифру 4.

Оборудование и материалы: фигурка «колобок»; фигурки животных: заяц, волк, лиса, медведь; логово волка, нора лисы, кустик для зайца, берлога медведя.

 

Занятие №3

  • Ребята, посмотрите, что стоит на столе? Это домик - теремок. Посмотрите, какой он красивый, высокий, у него 2 этажа. У него резная крыша, разноцветные ставни. Давайте посмотрим кто в теремочке живет? Давайте постучим? ТУК-ТУК никто не отзывается, значит никто пока не живет. Прибежала Мышка-норушка: тук-тук, кто в Теремочке живет? Никто не ответил, стала Мышка жить в теремочке. Прискакала Лягушка- квакушка, припрыгал Зайка-попрыгайка, стали они жить поживать, да добра наживать.
  • Пальчиковая гимнастика. Дрова рубить, тесто месить, пироги лепить. Мимо теремка пробегала Лисичка-сестричка, учуяла она запах пирожков и постучалась. Тук-тук Кто в теремочке живет?  Серый волк.
  •  Медведь пришел. Полез на крышу и уронил Теремок! Звери испугались, разбежались. И медведь убежал. А звери вернулись и стали чинить теремок.
  •  Артикуляционная гимнастика
  • Рефлексия. Подобрать картинку к героям и приклеить на окошечки.

Оборудование и материалы: домик «теремок»; герои сказки: мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка- сестричка, серый волк, медведь; картинки с изображениями героев.

Занятие № 4.

  • Ребята, давайте вспомним, какую сказку мы с вами рассказывали в прошлый раз? (Сказка «Теремок») Вы помните, что означает слово «теремок», а какие герои были в этой сказке?
  • Каждый герой живет в своей комнате и смотрит в свое окошечко. Помните мы для каждого героя наклеили свое окошечко? Давайте поможем каждому герою найти свое окошечко.
  • Пальчиковая гимнастика. Наши герои предлагают вам поиграть.  Стоял в поле теремок, он не низок не высок, по полю бежала Мышка- норушка и т.д……

Оборудование и материалы: герои сказки: мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка- сестричка, серый волк; Домик с окошками «теремок» .

Занятие №5 С применением волновых технологий.

  • Ребята, посмотрите, что это нарисовано на картинке? Это репка.  Репа — это овощ, ее выращивают из маленького семечка.  А знаете, что еще нужно семечке, чтобы вырасти, превратиться в маленький росток, и потом стать большой и красивой репкой?  Семечку нужен уход. Его нужно поливать, и греть солнечным теплом.  И тогда Маленькое семечко превратиться в большую РЕПКУ! Давайте посадим с вами семечку, польем ее водой, погреем солнышком. И посмотрим, что у нас получится?
  • А теперь давайте сделаем каждый свою репку из пластилина.
  • Артикуляционная гимнастика

Оборудование и материалы: пластиковая «репка», пластилин мягкий для лепки, семечко, лейка, емкость с крупой, «солнце»,.

Занятие № 6

  • Ребята, помните, что мы делали с вами на прошлом занятии? Мы лепили из пластилина Репку, а репа — это овощ или фрукт? Кто помнит?  Что нужно для того чтобы вырастить репку?
  • А вы знаете сказку про репку? Давайте расскажем ее с вами вместе.

Расскажем и проиграем.  Какие молодцы, вытащили репку? А что сейчас будем делать с репкой? Правильно будем ее кушать!  Поделим репку?  Положим каждому на тарелочку. Сколько нам нужно тарелочек? На сколько частей нужно поделить репку? Рефлексия, как вы думаете почему получилось вытащить репку?  Потому что все помогали вытащить репку дружно.

Оборудование и материалы: «Репка»; герои сказки: дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка; тарелки (6 штук) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект разработан для детей страшего дошкольного возраста.Цель: Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение детей ко всем видам национальной культуры: фол...

Паспорт проекта "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

В данном документе указаны цель и задачи проекта по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре, также показаны основные предполагаемые результаты работы....

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9               ...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"

Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"...