Курсовая работа "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов"
статья по коррекционной педагогике

Федотова Марина Арсеньевна

Курсовая работа  "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов" .

Моя работа при получении диплома о профессиональной переподготовке по теме " Коррекционная педагогика и психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_vozdeystvie_dosugovoy_deyatelnosti_na_detey-invalidov.docx89.13 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

        

                                 Курсовая работа

На тему «Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов»

                                                                             

Воспитатель: Федотова М.А.                                                                                                                                                                        

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

          Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ…………………….…6

1.1 Понятие досуговой деятельности и ее значение в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования………………………….6

1.2 Способы и методы организации досуговой деятельности и ее особенности в школах-интернатах для детей с инвалидностью…………….…8

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…...12

2.1 Цель, задачи и ход исследования…………………………………….12

2.2 Методы исследования………………………………………………...13

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ………………………………………………………………15

3.1 Результаты наблюдения и экспертного опроса…………………..…15

3.2 Предложения по совершенствованию организации досуговой деятельности для детей с инвалидностью…………………………………...…17

Заключение…………………………………………………………..……20

Список литературы………………………………………………….……22

ВВЕДЕНИЕ

Дети относятся к самой незащищенной категорией населения, а дети с ограниченными возможностями здоровья требуют еще большей заботы и защиты. Статистические данные показывают, что в мире на сегодняшний день порядка десяти процентов людей имеют психофизические, интеллектуальные и иные нарушениями, среди них значительное число представлено детьми. При этом следует отметить, что даже данные официальной статистики не в состоянии показать все существующие проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. В российской действительности инвалиду сложно социализироваться, а социуму трудно принять инвалида. Как следствие, подавляющее большинство детей с инвалидностью оказываются вне жизни общества, социума.

Оставаясь один на один со своими проблемами, они лишены возможности самореализации, а ведь среди них – множество талантливых детей.

Современная отечественная, зарубежная наука и практика показывают, что использование средств досуговой деятельности в работе с детьми с инвалидностью способствуют созданию условий для нормальной, полноценной жизни детей-инвалидов, в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной общности. К тому же, способы социокультурной деятельности, применяемые для организации досуга, способны сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной.

Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей, особо важно это для детей с ограниченными возможностями, находясь в «социальной изолированности», они лишены способности к гармоническому развитию личности. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в досуговой деятельности участвуют и родители, совместно со специалистами они решают поставленные задачи, становясь партнерами.

Создание возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей с ОВЗ, обладающая способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,                    сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Поэтому поиск и использование форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Таким образом, можно говорить об актуальности темы работы для изучения.

Объект – процесс организации досуговой деятельности.

Предмет – особенности влияния досуговой деятельности на детей-инвалидов.

Цель работы заключается в изучении особенностей воздействия досуговой деятельности на детей-инвалидов.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы влияния досуговой деятельности на детей с инвалидностью;

2. Поставить цель, определить задачи и выбрать методы исследования;

3. Проанализировать полученные результаты и разработать предложения по совершенствованию организации досуговой деятельности для детей с инвалидностью.

Гипотеза исследования: при разработке программ досуговой деятельности наибольшее положительное влияние оказывают программы, основанные на комплексном подходе.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

1.1 Понятие досуговой деятельности и ее значение в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования

Инклюзия - процесс реального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Стремление к расширению сферы деятельности инвалидов основано и на реализации конституционного права граждан РФ на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [14, с.139].

Досуг неотъемлемая часть в деятельности школ-интернатов для детей с инвалидностью. Организация досуговой деятельности способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и коррекционно-развивающей деятельности, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Досуговая деятельность, являясь одним из видов деятельности в свободное время для детей с ОВЗ, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности ребенка с ОВЗ в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы.

Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности [14, с.11].

Инклюзивный досуг имеет значительным преимущества перед обычным досугом для особых детей. Дети с особыми потребностями показывают более высокую степень умения общаться со своими здоровыми товарищами в инклюзивной среде, нежели дети, не посещающие подобные центры. В такой среде повышается социальная компетенция и умение взаимодействовать детей с инвалидностью с другими детьми [2, с.4]. Можно проследить связь с тем, что у детей с особыми потребностями возникает больше возможностей для коммуникации со своими здоровыми сверстниками, которые, в свою очередь являются примером модели социальной и коммуникативной компетенции, присущей данному возрасту. Толерантность к детям-инвалидам повышается, благодаря отличительного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «перешагивают» за черту инвалидности особого ребенка, занимаясь с ним в малой группе. Со временем здоровые дети понимают, что у них с их особыми товарищами много общего.

Досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной интеграции инвалидов, благодаря ее:

  • способности стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности,
  • креативно-образовательному потенциалу культурной деятельности,
  • компенсаторной природой (способностью решать целый круг социальных, социально-культурных и личностных проблем),
  • возможностями оптимизировать сегрегационные и социально-интегрирующие формы досуговой активности инвалидов [3, с.58].

Активное использование ресурсов культурно-досуговой деятельности и обеспечение комплексной реабилитации и социальной интеграции позволяют успешно решать основные социальные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями, способствуя тем самым их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.

Досуговая деятельность для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.

1.2 Способы и методы организации досуговой деятельности и ее особенности в школах-интернатах для детей с инвалидностью

Сегодня одними из самых эффективных технологий инклюзивного образования являются:

  • игровые,
  • оздоровительные,
  • досуговые [12, с.116].

Большая часть досуговых мероприятий позволяет воспитывать в детях:

  • положительные качества личности,
  • милосердие,
  • терпимость,
  • доброжелательность.

В организации досуга детей с инвалидностью особую актуальность имеет использование:

  • арт-терапии,
  • музыкотерапии,
  • сказкотерапии,
  • других нетрадиционных методик.

Данные технологии являются сопутствующими к основному образовательному процессу. Методики преподавания учитывают специфику детского контингента, особое внимание уделяется детям с особенностями развития.

Все силы педагогов направлены на достижение цели - помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя уверенным, полноценным членом общества, нужным человеком, помочь преодолеть трудности, укрепить свою самооценку, поверить в свои способности, настроиться позитивно в жизни [12, с.116].

Важно комплексно спроектировать развитие физического, духовно-нравственного потенциала личности, её художественных и интеллектуальных способностей. А в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, самое главное - забота об их здоровье.

Особенность школ-интернатов заключается в том, что вся деятельность обучающихся проходит в стенах интерната и подчинена определенному режиму. И особенно важно организовать деятельность воспитанников во второй половине дня. А данные о здоровье и особенностях обучающихся, дают возможность правильно, а главное эффективное спланировать досуг воспитанников [10, с.36].

Определенные педагогами направления работы способствуют всестороннему развитию личности, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, являются интересными и содержательными по формам проведения, доступны всем группам детей по здоровью:

  1. Спортивно-оздоровительные мероприятия (эстафеты, игровые программы, общешкольные соревнования);
  2. Культурно-массовые мероприятия (экскурсии, посещение театра и кинотеатра, концертов, музеев, выставок, походы и др.);
  3. Познавательно-эстетическая деятельность (объединения дополнительного образования по интересам).

В процессе всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Поэтому много внимания должно уделяться заботе о здоровье подрастающего поколения.

Важным является проведение таких спортивно-оздоровительных мероприятий, как:

  • День здоровья,
  • малые олимпийские игры,
  • спартакиада,
  • соревнования по легкой атлетике, мини-футболу.

Все это способствуют развитию двигательного аппарата, формированию умения ориентироваться в пространстве.

Увеличение двигательной активности укрепляет здоровье, увеличивает сопротивляемость организма к утомлению, повышает работоспособность [18, с.24].

Для вовлечения детей с нарушениями интеллекта в систематические занятия физкультурными упражнениями должны проводится спортивные часы, организовываться спортивные праздники совместно с воспитанниками с инвалидностью разных образовательных учреждений, в ходе которых обучающиеся с нарушением интеллекта могут принимать участие наравне со сверстниками и иметь возможность побеждать, показывая высокие результаты.

Доступностью, разносторонностью действий и эмоциональностью привлекают подвижные игры.

Увеличение двигательной активности укрепляет здоровье, увеличивает сопротивляемость организма к утомлению, повышает работоспособность.

Программы эстетической направленности предназначены для удовлетворения образовательных потребностей детей с инвалидностью в области изобразительного искусства, музыки и т.п. также они обеспечивают дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка с инвалидностью, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.

Обеспечивают оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, которые пользуются все большим спросом у детей с ограниченными возможностями (в том числе, с нарушениями интеллектуальной сферы, умственной отсталостью) здоровья и у их родителей. Такого рода досуговая деятельность может обеспечить включение ребенка с инвалидностью в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель, задачи и ход исследования

Цель исследования: изучение особенностей организации досуговой деятельности с детьми-инвалидами.

Задачи:

1. определить выборку исследования,

2. выбрать методы, методики исследования,

3. представить результаты исследования особенностей применения возможностей досуговой деятельности в работе с детьми с инвалидностью,

4. разработать рекомендации.

Выборку исследования составили 10 педагогов, работающих с детьми с инвалидностью в ДДИ №4.

Все педагоги по выборке – женщины.

Стаж работы педагогической работы респондентов от 5-16 лет. Средний стаж работы по выборке: 10,5 лет.

База исследования: Детский дом-интернат №4 для детей с отклонениями в умственном развитии (далее - ДДИ №4) в г. Павловск, СПб.

Учреждение осуществляет свою деятельность с 1961 года и работает с детьми с инвалидностью.

В ДДИ №4 живет 240 детей с ограниченными возможностями. Возраст воспитанников составляет от 4 до 18 лет. В штате учреждения трудится более 600 человек.

На территории ДДИ №4 созданы комфортные условия для жизни и развития детей. В каждом корпусе есть множество помещений для игр, отдыха, обучения, которые соответствуют современным представлениям.

Ход исследования: на первом этапе были определены цель, задачи исследования и выбраны методики.

На втором этапе данные методики были применены на практике и сделаны выводы по итогам полученных данных.

На третьем этапе происходит разработка предложений по совершенствованию организации досуговой деятельности в ДДИ №4.

2.2 Методы исследования

1. Наблюдение,

2. Экспертный опрос.

Наблюдение относится к одному из наиболее часто используемых исследовательских методов в педагогической практике. Наблюдение позволяет фиксировать степень и ход развития интересующего исследователя процесса, события и т.п.

Экспертный опрос позволяет получить нужную информацию путем использования знаний компетентных лиц.

В качестве компетентных лиц выступят высококвалифицированные педагоги, которые в течение уже достаточно длительного времени работают с детьми с инвалидностью.  

Экспертный опрос был использован для выявления мнения педагогов о степени и особенностях развития досуговой деятельности для работы с детьми с инвалидностью.

Для его проведения были сформулированы следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что условия, созданные в ДДИ №4, достаточными для организации полноценной досуговой деятельности для детей с инвалидностью?

2. Реализуются ли мероприятия для организации досуга для детей?

3. Как Вы оцениваете практику создания и внедрения педагогических разработок для организации детей в ДДИ №4?

Данные вопросы использовались в ходе экспертного опроса с педагогами. Каждый респондент ответил на предложенные вопросы и данные оценки и ответы были проанализированы.

В третьей главе работы представим результаты исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

3.1 Результаты наблюдения и экспертного опроса

В ходе наблюдения за педагогическим процессом и организационными моментами образовательного процесса были сделаны выводы о том, что, благодаря специфике работы ДДИ №4, в учреждении образовательная программа разработана с адаптацией на особенности воспитанников.

В ДДИ №4 создано достаточно помещений для игр, отдыха, обучения, которые соответствуют современным представлениям о достаточности материально-технических условий для организации досуговой деятельности.

Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы условия, созданные в ДДИ №4, достаточными для организации полноценной досуговой деятельности для детей с инвалидностью?», 10 чел.

Далее представим ответы педагогов, полученные в ходе проведения экспертного вопроса.

Рисунок 1 - Считаете ли Вы условия, созданные в ДДИ №4, достаточными для организации полноценной досуговой деятельности для детей с инвалидностью?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство педагогов ДДИ №4, принявших участие в исследовании, считают, что условия в учреждении достаточные для организации полноценной  досуговой деятельности для детей с инвалидностью.

Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Реализуются ли мероприятия для организации досуга для детей?», 10 чел

Из полученных данных видно, что 6 педагогов из 10 считают, что мероприятия в сфере организации досуга детей проводятся в ДДИ №4, но представляется актуальным расширение данной сферы.

4 человека считают, что досуговая деятельность в учреждении организуется в достаточной степени.

И, наконец, представим результаты ответов на вопрос об особенностях практики создания и внедрения педагогических разработок для организации детей в ДДИ №4 (рисунок 3).

Рисунок 3 - Результаты ответа на вопрос «Как Вы оцениваете практику создания и внедрения педагогических разработок для организации детей в ДДИ №4?», 10 чел

Из представленных данных видно, что, что 5 педагогов из 10 считают актуальным расширение педагогической деятельности по собственным разработкам новых программ по организации досуга детей с инвалидностью с учетом особенностей их развития.

3 педагога отметили, что досуговая деятельность в ДДИ №4 в основном ведется только в рамках установленной образовательной программы.

В связи с этим мнение большинства экспертов о необходимости педагогических разработок представляются действительно актуальными.

3.2 Предложения по совершенствованию организации досуговой деятельности для детей с инвалидностью

Исходя из полученных данных об актуальности расширения собственных педагогических разработок в сфере расширения досуговой деятельности в работе с детьми с инвалидностью в ДДИ №4 и изучения значения применения различных способов, можно разработать следующие рекомендации.

Дополнительные программы по организации детей с инвалидностью следует разрабатывать комплексно для воздействия на различные сферы.

Рисунок 4 - Комплексный подход к разработке дополнительных досуговых программ

Таким образом, при разработке педагогических авторских программ организации досуговой деятельности детей в ДДИ №4 предлагается подходить   комплексно,   воздействуя  на  различные сферы.

Этим будет обеспечиваться улучшение здоровья и физического состояния детей, развитие культурное, а также определение интереса и существующих талантов в отдельных сферах эстетического, познавательного развития.

Эстетические мероприятия и мероприятия познавательные необходимо регулярно корректировать, группируя их для отдельных детей и групп детей, выявив их интересы и таланты, чтобы их развивать.

Основные принципы организации досуговой деятельности при комплексном подходе:

  • учёт возрастных особенностей;
  • учет особенностей развития;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Разнообразный комплексный подход к организации досуговой деятельности позволит поддерживать интерес детей, благодаря разнообразным мероприятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация досуговой деятельности способствует повышению         эффективности  воспиитательно-образовательного процесса и коррекционно-развивающей деятельности, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Досуговая деятельность, являясь одним из видов деятельности в свободное время для детей с ОВЗ, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности.

В процессе всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Поэтому много внимания уделяется заботе о здоровье подрастающего поколения.

Проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, такие как: День здоровья, малые олимпийские игры, спартакиада, соревнования по легкой атлетике, мини-футболу. Все это способствуют развитию двигательного аппарата, формированию умения ориентироваться в пространстве.

В ходе наблюдения за педагогическим процессом и организационными моментами образовательного процесса были сделаны выводы о том, что, благодаря специфике работы ДДИ №4, в учреждении образовательная программа разработана с адаптацией на особенности воспитанников.

В ДДИ №4 создано достаточно помещений для игр, отдыха, обучения, которые соответствуют современным представлениям о достаточности материально-технических условий для организации досуговой деятельности.

Мероприятия в сфере организации досуга детей проводятся в ДДИ №4, но представляется актуальным расширение данной сферы.

В ходе проведения экспертного опроса было также выявлено, что актуальным представляется расширение педагогической деятельности по собственным разработкам новых программ по организации досуга детей с инвалидностью с учетом особенностей их развития.

Таким образом, были предложены следующие рекомендации.

При разработке педагогических авторских программ организации досуговой деятельности детей в ДДИ №4 предлагается подходить     комплексно,  воздействуя  на различные сферы.

Этим будет обеспечиваться улучшение здоровья и физического состояния детей, развитие культурное, а также определение интереса и существующих талантов в отдельных сферах эстетического, познавательного развития.

Эстетические мероприятия и мероприятия познавательные необходимо регулярно корректировать, группируя их для отдельных детей и групп детей, выявив их интересы и таланты, чтобы их развивать.

Разнообразный комплексный подход к организации досуговой деятельности позволит поддерживать интерес детей, благодаря разнообразным мероприятиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антипова Е.В. Особенности адаптации и социализации ученика с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзия в образовании. 2017. - №1(5). - С.16-20.
  2. Белова И.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся начальных классов с ОВЗ к школьной среде в условиях инклюзивного образования // Научный поиск, 2014. - №4.2. - С. 3-5.
  3. Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): методические рекомендации / сост. В.С. Попов, О.А. Сидоренко, И.В. Хабарова, В.Н. Бутенко, Л.А. Гринькина – Красноярск, 2017.–118 с.
  4. Воронович Д.В., Федотко М.В. Организация инклюзивной досуговой деятельности для детей в возрасте 13-16 лет // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 304-308.
  5. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  6. Ганьшина Г.В., Григорьев И.Н. Социально–культурная анимация. Москва-Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2011. - 168 с.
  7. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности. Общество и экономика в эпоху глобализации. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. ООО «Экспертноконсалтинговый центр Интеллект». – 2016. – С. 75-80.
  8. Гуслова М.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого- педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2011. – С. 119-130.
  9. Ерешко Н.Е. Инклюзивная физическая рекреация как средство социальной интеграции детей инвалидов // Научный поиск, 2014. - №4.2. - С. 20-23.
  10. Козлитина О. В., Масловская Ю. С., Турищева Л. В. Психологические аспекты инклюзивного образования // Всё для администратора школы. 2015. - №9(45). - С.33-45.
  11. Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. - №1 (142). - С. 112-115.
  12. Паршутина С. В. Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 116-119.
  13. Роль библиотек в условиях системы инклюзивного культурного пространства //Ростов. обл. спец. б-ка для слепых; сост. О.В. Глазунова.- Ростов  н/Д, 2013 г.-  59 с.
  14. Рябова Ю. В. Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства) // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 139-141.
  15. Сивов С.А. Организация досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии // Культура: теория и практика [Электронный источник] URL: http://theoryofculture.ru/issues/58/817/. Дата обращения: 27.01.2018.
  16. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства. Современные научные исследования // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 4 (1). – С. 8-12.
  17. Технологии реабилитации инвалидов в социальных учреждениях города Москвы / Инновационные  технологии  социального обслуживания  населения, информационно-методическое  пособие – ИПК ДСЗН, М.: 2010. –79 с.
  18. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2013. – 46 с.
  19. Мариненкова А.А. Организация культурно-досуговой деятельности с молодыми инвалидами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1559/19943. Дата обращения: 05.02.2018.
  20. Нестеренко Л.Г., Крепс Т.В. Организации внеурочной досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный источник] URL: http://izron.ru/articles/pedagogika-psikhologiya-i-obrazovanie-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-3-korrektsionnaya-pedagogika-surdopedagogika-i-tiflopedagogika-oligofrenopedagogika-i-logop/organizatsii-vneurochnoy-dosugovoy-deyatelnosti-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/. Дата обращения: 28.01.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль кружковой работы в досуговой деятельности детей"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей " Роль кружковой работы в досуговой деятельности детей"...

Конспект «Организационно - массовая работа (культурно – досуговая деятельность)»

laquo;Организационно -  массовая работа (культурно – досуговая          деятельность)»...

Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)

Конкурс методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    Дидактическая играУчебно-методическое пособие по познавательной деятельности«Коробочк...

Сертификат участника галереи творческих работ детей с ОВЗ и детей-инвалидов "Мир ярких красок и добра"

Сертификат участника галереи творческих работ детей с ОВЗ и детей-инвалидов "Мир ярких красок и добра"...

Презентация к работе "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов"

Презинтация к работе "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов" использовалась для защиты диплома о профессиональной переподготовке "Коррекционная педагогика и психология&q...

Доклад "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов"

Доклад  "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов" Мое выступление для защиты курсовой работы  "Воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов"...