Дары Фрёбеля в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
г. Назарово Красноярского края
Дары Фрёбеля в познавательном развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья
Белявина Анастасия Сергеевна
учитель - дефектолог
«Использование «Даров Фребеля» в работе с дошкольниками»
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель родился 12 апреля 1782 году, Он был шестым ребенком в семье причем в семье не богатой.
В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе.
В 1839 году Ф. Фребель открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста.
Через год в 1840г Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.
ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ И ИГРЫ С НИМИ.
Ф. Фребель разработал свой дидактический (обучающий) материал для детей дошкольного возраста.
Теперь мы перейдем к знакомству со структурой и содержанием комплекта методических пособий и по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
Надо отметить, что игровой набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева, что безопасно для реализации и применения ребенком, и создает условия для организации как совместной деятельности взрослого, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
В составе набора 14 модулей:
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Модуль 2 «Основные тела»
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Модуль 4 «Куб из брусков»
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Модуль 8 «Палочки»
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Модуль 10 «Фишки»
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Я вам представлю не все наборы, а только те которые часто применяю в своей практике.
Знакомство с каждым из наборов происходит по этапам:
- Визуальное обследование «Дара» как целого;
- Свободная игра ребёнка с «Даром»;
- Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка;
- Совместное конструирование с педагогом;
- Конструирование по образцу;
- Конструирование и переконструирование, манипуляции с наборами: большое – маленькое, трансформация одного в другое, предоставление работе новых частей, качеств;
- Самостоятельная деятельность ребёнка с «Даром» в силу уже имеющегося опыта.
ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги они помогают детям различать цвета и осваивать пространственные представления. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Такие игры учат детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Игры с текстильными мячиками создают очень приятные ощущения – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные.
Что развивает первый Дар у детей.
У детей:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);
- с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Модудь № 3,4,5,6
Дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Набор №7: Цветные фигуры
Позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.
Набор №8: Палочки
Помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.
Набор №10: Фишка
«Цветные тела»
Знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.
Набор №11: Цветные тела (JUN GABE 1)
Включает цветные геометрические фигуры - куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр.
Возраст: с 2-3 лет
Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.
Набор №12: (JUN GABE 2)
Мозаика и шнуровка
Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета.
Возраст: с 2-6 лет
Учит создавать рисунки по образцу и самостоятельно. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга. Можно использовать, как дополнение к дару №10
Набор №14 — Арки и цифры
3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия.
Возраст: с 4-5 лет
Развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.
Вывод:
Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, можно увидеть результаты. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Дети стали ориентироваться в направлениях, улучшилась мелкая моторика, зрительно-моторная координация, речь, мышления, научились классифицировать сортировать сравнивать предметы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – известный немецкий педагог, основоположник понятия «детский сад» , создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. « Детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира » Фридрих Фрёбель .
Цель: развитие у детей познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля ».
Задачи: - познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности; - развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте; - развивать физические качества детей; - развивать творческое воображение детей; - развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля »; -способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фрёбеля ».
В основу деятельности детского сада, по мнению этого педагога, следует положить игры-занятия. Набор Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.
Первый дар Фрёбеля «Текстильные мячики » Состав: представляет собой набор цветных мячиков различных цветов. Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет. Цель игры: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
Последовательность работы с мячиками такова: Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание) Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету» , «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков», Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения - «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности - «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности - «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности Знакомство с окружающим: Упражнения: - «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка) - «Как тебя зовут? » (имя сверстников ).
Поиграем с мячиком! За веревочку держу, По мячу ладошкой бью, Мячик, мячик, мой дружок Мягкий, мягкий, мягкий бок. За веревочку держу, И другой ладошкой бью, Мяч бросаю и ловлю Я с мячом играть люблю! Мячик – непоседа ( на знакомство с направлением движения) «Пила» (движения вперёд-назад) . «Я пила, пила, пила, Всё пилю, пилю, пилю, Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад» «Скачут мячики» (движения вверх-вниз ). « Скачет мячик, прыг да скок, Скачет мячик в кулачок, И по пальчикам ладошки пальчик каждый стоит в ряд, И в ладошку, и назад!» «Часики» (движения маятниковые ). «Я весёлая лиса» (круговые движения ). Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса.. «Рыбка» (плавательные движения ).
Второй дар: «Основные тела» Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика . Возраст: от 3 – 4 лет. Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Дар третий: Состав: куб, разбитый на 8 кубиков. Возраст: от 3 лет. Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии. Дар четвертый: Состав: куб, разделенный на 8 плиток. Возраст : от3 лет. Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации .
Дар пятый : Состав куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие . Возраст: с 5 лет. Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами ( куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации .
Дар шестой : Состав куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры. Возраст: с 5 лет. Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения .
Седьмой дар «Цветные фигуры» Состав: плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Возраст: от 5-6 лет . Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов. Направленность: развивает воображение.
Восьмой дар «Деревянные Палочки» Состав: кейс с девятью отсеками, палочки разные по длине, по цвету и неокрашенные детали. Возраст: от 5-6 лет. Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Девятый дар «Кольца и полукольца» Состав: кольца и полукольца. Возраст: от 5-6 лет. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
Десятый дар Мелкие разноцветные фишки (точки). Возраст: от 5-6 лет . Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, обучение счету использование фишек в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание), развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, развитие игровой деятельности ребенка .
Одиннадцатый дар «Цветные тела» Состав: веревочка, бусины в виде геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Возраст: от 2-3 лет. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение различных геометрических форм, развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Двенадцатый дар «Мозаика и шнуровка» Состав : м озаичное поле, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу, изучение комбинаций форм и цветов, подготовка рук к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Тринадцатый дар Состав: б ашенки (треугольные призмы и полуцилиндры , а также кубы с вырезом под цилиндр .). Возраст: от 4 лет. Цель: закрепление название геометрических фигур, конструирование, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка .
Четырнадцатый дар «Арки и цифры» Состав: Арки и цифры (3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия ). Возраст: от 5 лет. Цель: закрепление название геометрических фигур, конструирование, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Вывод Предложенные игры помогут Вам в работе с детьми, вдохновят к созданию собственных вариантов игр и позволят шире использовать игровое пособие «Дары Фрёбеля »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-1021444-1528289798.jpg)
Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-711147-1578144411.jpg)
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/01/picture-79017-1714547393.jpg)
«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в познавательном развитии детей с ЗПР»
Познавательное развитие один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому целью нашей работы с детьми с задержкой психического развития по данной теме является использование игр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/03/picture-648958-1596470176.jpg)
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539865-1417071048.jpg)
Cеминар-практикум на родительском клубе "Поверь в себя":«Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-656208-1440154286.png)
Консультация для педагогов «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-658023-1681325275.jpg)
Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...