Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения
картотека по логопедии (старшая группа)
Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12» г. Пласт
Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения
Подготовила: учитель-логопед
Палкина А.Ю.
В методической литературе представлено большое количество дидактических игр, используемых при коррекции звукопроизношения. Изучив и проанализировав состояние звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, был подобран комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения.
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. Традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:
- подготовительный этап;
- этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
- этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Целью подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения является подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков.
Для подготовки к постановке звука необходимо формирование точных движений органов артикуляции с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. С этой целью предложено использование дидактических игр: «Капельки», «Весёлый язычок».
Игра «Капельки»
Дидактическая задача игры: подготовка речедвигательного анализатора к правильному произнесению звуков.
Игровая задача: поместить все капельки на полянку так, чтобы из них образовалась лужица.
Оборудование игры: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики, прозрачный туб с прорезями сверху, оформленный в виде полянки.
Перед детьми раскладываются капельки с изображением артикуляционных упражнений и читается стихотворение:
«Будем весело играть,
Капли будем собирать.
Эти капельки помогут
Нам зарядку выполнять».
Правила игры: ребенку необходимо по очереди взять капельки с изображением артикуляционных упражнений, выполнить данное упражнение и опустить капельку в туб на полянку, чтобы образовалась лужица.
Результат: формирование правильных движений органов артикуляции.
Игра «Веселый язычок»
Дидактическая задача игры: подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков.
Игровая задача: по показу язычка выполнять артикуляционные упражнения: «Часики», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье» и другие.
Оборудование игры: язычок-кукла, картонный дом в виде ротовой полости.
Игровые действия: язычок-куклу надеть на руку, поместить в домик, показать положение языка при выполнении артикуляционных упражнений.
Правила игры: ребенку необходимо выполнить артикуляционное упражнение, опираясь на показанное положение языка.
Результат: формирование правильных движений органов артикуляции.
Также в содержание подготовительного этапа входит формирование направленной воздушной струи. Для достижения этой цели нами предложены дидактические игры «Бабочки», «Весёлый шарик».
Игра «Бабочки»
Дидактическая задача игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Игровая задача: подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Оборудование игры: 2-3 яркие бумажные бабочки, шнурок, нитки.
Игровые действия: прикрепленные на нитки бабочки подвязать к шнуру, шнур натянуть на уровне лица стоящего ребенка.
Правила игры: ребенку необходимо подуть на бабочек, не надувая щек. Результат: формирование длительного непрерывного ротового выдоха.
Игра «Веселый шарик»
Дидактическая задача игры: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Игровая задача: подуть на шарик, чтобы он укатился на противоположный край стола.
Оборудование игры: пластмассовый теннисный шарик.
Игровые действия: шарик кладется на ровную поверхность стола на расстоянии 20 сантиметров от ребенка.
Правила игры: ребенку необходимо подуть на шарик, не надувая щек. Результат: формирование сильного плавного направленного выдоха.
Для подготовки речеслухового анализатора к правильному восприятию звуков необходимо развитие фонематических процессов. Достижению этой цели способствует использование дидактических игр «Баночки», «Гномы».
Игра «Баночки»
Дидактическая задача игры: развитие слухового внимания.
Игровая задача: послушать и отгадать, какая баночка издает данный
звук.
Оборудование игры: разноцветные баночки, наполненные различной
крупой.
Игровые действия: взрослый издает звук одной из баночек, ребенок отгадывает, какая баночка издаёт данный звук.
Правила игры: ребенок не видит, какой баночкой взрослый издает звук, затем отгадывает, прослушивая звук, издающий каждой баночкой.
Результат: формирование слухового внимания.
Игра «Гномы»
Дидактическая задача игры: развитие фонематического восприятия. Игровая задача: сравнить изображение картинки с ее названием,
поднять изображение соответствующего гнома.
Оборудование игры: предметные картинки, изображения двух гномов – грустного и веселого.
Игровые действия: взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок слышит правильный ответ - карточку с изображением весёлого гнома.
Результат: развитие фонематического восприятия.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков включает в себя: постановку звука, автоматизацию поставленного звука, дифференциацию звуков.
В содержание данного этапа входит объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции, создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для постановки звуков, отработка произнесения изолированного звука.
Для этапа постановки звуков, целью которого является формирование правильного произношения изолированного звука, подобрана дидактическая игра: «Пускаем кораблики».
Игра «Пускаем кораблики»
Дидактическая задача игры: формирование правильного произношения звука.
Игровая задача: проводить корабликом по ручью, произнося заданный звук.
Оборудование игры: картинка с изображением кота, сидящего у ручья; бумажные кораблики.
Игровые действия: ребенку предлагается помочь коту запустить кораблик, для этого необходимо правильно произносить заданный звук.
Правила игры: предварительно ребенку объясняется артикуляционный уклад звука, затем по подражанию ребенок произносит звук и проводит кораблик по ручью.
Результат: формирование правильного звукопроизношения.
Для автоматизации звуков, целью которой является достижение правильного произношения звука в самостоятельной речи путем постепенного, последовательного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь, нами подобраны дидактические игры: «Рыбалка», «Подсолнух».
Игра «Рыбалка»
Дидактическая задача игры: автоматизация поставленного звука.
Игровая задача: поймать всех рыб, назвав изображенные на них картинки.
Оборудование игры: предметные картинки на автоматизированный звук, металлические скрепки, удочка с магнитом, ведерко.
Игровые действия: ребенку предлагается поймать рыб и назвать изображенные на них картинки.
Правила игры: если ребенок произносит предмет неверно, рыбка с изображением этого предмета отправляется обратно в ведерко.
Результат: автоматизация звука.
Игра «Подсолнух»
Дидактическая задача игры: автоматизация поставленного звука.
Игровая задача: достать все семечки из подсолнуха, произнести, что на них изображено.
Оборудование игры: вырезанный из картона подсолнух, контурные
изображения семечек с изображением предметных картинок на автоматизируемый звук, прикрепленные в центре подсолнуха.
Игровые действия: ребенку предлагается поочередно доставать семечки и произносить названия предметов, изображенных на них.
Правила игры: если ребенок произнес слово правильно, он забирает семечко себе, если нет – отдает взрослому. У кого наберется больше семечек, тот выиграл.
Результат: автоматизация звука.
Целью этапа дифференциации звуков является обучение ребёнка различению смешиваемых звуков и правильного употребления их в собственной речи, которое проводят с помощью постепенной, последовательной дифференциации смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи. Достижению этой цели способствует использование дидактических игр: «Помоги зайцу посадить морковку», «Холодильник».
Игра «Помоги зайцу посадить морковку»
Дидактическая задача игры: дифференциация звуков.
Игровая задача: на одну грядку посадить морковки, на которых изображены картинки с одним дифференцируемым звуком, на вторую – с другим.
Оборудование игры: картинка с изображением зайца и грядок, которые обозначены дифференцируемыми звуками; контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Игровые действия: ребенку предлагается помочь зайцу посадить морковку, распределив их по нужным грядкам.
Правила игры: ребенку необходимо назвать предмет, изображенный на морковке, выделив в нем дифференцируемый звук; поместить морковку на грядку, на которой обозначен этот звук.
Результат: дифференцированное произношение звуков.
Игра «Холодильник»
Дидактическая задача игры: дифференциация звуков.
Игровая задача: поместить картинки с изображением продуктов питания на нужные полки.
Оборудование игры: вырезанный из картона холодильник с кармашками под картинки.
Игровые действия: наполнить холодильник продуктами, распределив картинки на нужные полки: на одну полку поместить картинки с одним дифференцированным звуком, на другую – с другим.
Правила игры: ребенку необходимо назвать предмет, изображенный на картинке, выделив в нем дифференцируемый звук; поместить картинку в нужный кармашек.
Результат: дифференцированное произношение звуков.
Целью этапа формирования коммуникативных умений и навыков является формирование у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание данного этапа подразумевает моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Направлениями работы на данном этапе являются: развитие умения использовать автоматизированные звуки на специально подобранном материале в самостоятельной речи и формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. На данном этапе нами предложено использование дидактических игр
«Волшебный мешок», «Волшебные маски», «Звонок другу».
Игра «Волшебный мешок»
Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.
Игровая задача: достать из мешка два предмета, составить рассказ, в
котором оба предмета будут задействованы.
Оборудование игры: непрозрачный мешок, различные предметы, игрушки, знакомые ребенку.
Игровые действия: ребенку предлагается придумать рассказ с предметами из волшебного мешка.
Правила игры: постепенно количество предметов увеличивается. Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.
Игра «Волшебные маски»
Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.
Игровая задача: надеть маску животного и составить рассказ от его лица.
Оборудование игры: различные маски животных.
Игровые действия: ребенку предлагается выбрать понравившуюся маску и придумать рассказ о жизни выбранного животного.
Правила игры: при затруднениях взрослый задает ребенку наводящие вопросы.
Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.
Игра «Звонок другу»
Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.
Игровая задача: позвонить другу, рассказать о любом запомнившемся событии.
Оборудование игры: игрушечный телефон.
Игровые действия: ребенку предлагается позвонить другу и рассказать о том, чем запомнился сегодняшний день либо, что интересного произошло вчера.
Правила игры: при затруднениях взрослый может сыграть роль друга, задавая ребенку наводящие вопросы.
Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, соблюдение этапов и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и повышению результативности логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
этапы работы по исправлению звукопроизношения
презентация " этапы работы по исправлению звукопроизношения" может быть использована как учебный материал для начинающих логопедов (методобъединение молодых специалистов)...
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Этапы работы по исправлению звукопроизношения у детей.
В данной публикации родители могут ознакомиться с этапами логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ.
Материал поможет молодым специалистам в составлении конспектов занятий....
Этапы работы по коррекции звукопроизношения
Памятка для родителей. Как проходит работа по коррекции звукопроизношения у детей вместе с учителем-логопедом. Описанны 4 этапа по развитию звукопроизношения. А также представлен материал, как родител...
Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»
Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...