Экспериментально - исследовательская деятельность в детском саду
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Балуева Оксана Владимировна

В данной работе представлена организация экспериментирования в процессе среднесрочного проекта «Транспорт - его виды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Экспериментально - исследовательская деятельность в детском саду

Вид проекта: познавательно-игровой, исследовательский, коллективный.

По срокам проведения: средней продолжительности
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, дети подготовительной группы, родители.

Аннотация проекта

Проект содержит разнообразные виды деятельности детей, связанные одной темой. Смена деятельности   поддерживает интерес детей к теме, не даёт детям утомиться. Совместная со взрослыми деятельность сплачивает коллектив.

Актуальность проекта:

Все дети любят кататься на транспорте, знают названия многих видов транспорта, но в речи не наблюдалось слов, обобщающих названия этого транспорта. В течение недели были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о видах транспорта с конкретной классификацией названий транспорта (водный, воздушный, наземный).

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Реализуя данный проект, ребенок сам постарается получить знания о прошлом машин и получит знания о современных требованиях к машинам настоящего времени и будущего. Постарается в игровой деятельности воплотить свои проекты транспорта.

Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять знания детей о предметном мире, помочь освоить элементарные знания о современной технике, сгруппировать транспорт по среде передвижения и его назначению.

- Продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения.

- Раскрыть значение транспорта для людей.

- Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

- Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.

- Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)

- Развивать коммуникативные умения и навыки.

- Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.

Выход: интегрированное занятие.

Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.

 В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

Виды деятельности и формы работы:

Беседы:

«Какой бывает транспорт и зачем он нужен?». «Путешествие в прошлое автомобиля». «На чём передвигались наши предки». «О прошлом воздушного транспорта». «Водный транспорт». «Правила поведения в транспорте». «Если бы на свете не было машин?», «Зачем нужны дорожные знаки?». Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором? Беседа о прошлом воздушного транспорта.

Игровая деятельность: Дидактические игры:

«Четвертый лишний». «Дорожные знаки». «Найди безопасную дорогу». «Что сначала, что потом». «Лабиринт». «Собери знак». «Мы летим, плывем, едем». «Чего не хватает». «Назови вид транспорта». «Подбери запасную часть». «Кому, что нужно».

Подвижные игры:

«Найди свою остановку». «Самолеты». «Гонки». «Водители». «Красный, желтый, зеленый». «Грузовики и легковушки». «Опоздавший пассажир». «Тише едешь, дальше будешь». «Займи место в автобусе».

 Сюжетно-ролевые игры:

«Гараж», «Путешествие»    

Игровые обучающие ситуации-путешествия: «Как Буратино перейти дорогу?»; «Как избежать опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома».

Игра-тренинг: «Как организовать безопасное движение на дороге?», «Кто виноват?», «Кому необходимо уступать место в городском транспорте?» «Путешествие» «Пожарные».

Подбор настольно-печатных игр: 

«Чего не хватает». Виды транспорта». «Ралли». «Большие гонки».

Познавательное развитие: 

Рассматривание иллюстраций, информационных папок по теме «Транспорт».

Наблюдение на прогулке за движением транспорта и работой водителя, за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).

Просмотр мультфильма: «Приключения Незнайки». Обсуждение «Безопасное поведение на улице».  Просмотр мультфильма «Полли и его друзья».

Пальчиковые игры о транспорте.

Конструирование различного транспорта из конструктора ЛЕГО.

Создать условия для свободного рисования. 

Коммуникативное развитие:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок по безопасности на улицах и дорогах.

Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Составление простых предложений по теме «Транспорт».

Составление коллективного рассказа «Полетим на воздушном шаре».

Обогащение активного словаря по теме «Различные виды транспорта».

Составление правил безопасного поведения на улице.

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Шел трамвай десятый номер»; Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

Отгадывание загадок про транспорт и дорожное движение.  

Продуктивная деятельность:

Рисование «Машины на нашей улице», «Спецтехника», «Товарищ Светофор», «На воздушном шаре», «Не выходи за контур», «Корабль».           Аппликация «Грузовой автомобиль»       

Лепка: «Лодка с вёслами», «Самолёт»

Подбор методической и художественной литературы: Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину» С.Фангинштейн «Наша улица». С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»; В. Орлов «Электричка»; С.В. Сахарнов «Самый лучший пароход»; Е. Тараховская «Метро»; Э. Успенский «Троллейбус»; Д. Хармс «Кораблик»; Карл Арон «Человек поднялся в небо»; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»; Б.Житков «Как я ловил человечков»; Чтение информации из детской энциклопедии «История транспорта».

Выход: интегрированное занятие.

Ожидаемые результаты: формировать умение объяснять, зарисовывать, лепить основные виды наземного, воздушного, водного транспорта.

Реализация проекта «Транспорт – его виды».

Занятия

Речевое развитие. Заучивание стихотворения.  Э. Машковская «какие бывают подарки». Цель: учить выразительно читать стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Восприятие художественной литературы. К. Вестли. «Папа, мама, восемь детей и грузовик». Д. Чиарди «О том, у кого три глаза».  С Михалков «Дядя Степа». «Машинист».

Познавательное развитие.  «Беседа о транспорте». Цель: Уточнить знания о правилах уличного движения. Обобщить понятие «транспорт».  Упражнять детей в умении классифицировать транспорт по видам, в умении давать развернутые ответы на вопросы.

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация).  

Рисование: «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили».

Аппликация.   «Общественный транспорт».

Лепка. «Транспорт». 

Совместная деятельность взрослого и детей.

Беседы.  «Поговорим о наземном транспорте». «Что такое транспорт». «Летучий корабль».  «Водный транспорт». «Специальные машины».  

Дидактические игры: «Назови одним словом».  «Из чего – какой?».  «Летает – не летает».  «Плавает – не плавает».  «Кто управляет?».

Сюжетно – ролевые игры.  «Полет в космос».  «Автогонки».  «Строители».

Подвижные игры.  Пробеги – не задень». «Умелый переход».   «Самый быстрый». «Бег на перегонки».  «Необычные гонки».

Самостоятельная деятельность детей.

Организация выставки книг. Моя самая первая энциклопедия «Автомобили»; энциклопедия «История транспорта», Игры с игрушками (транспорт).  Рисование транспорта различного вида красками, карандашами. Аппликация «На земле, в небесах и на море». Пение «песенки друзей». Конструирование «Машины». С Маршак. «Рассказ о неизвестном герое». Набор картин «Специальный транспорт».

 Развивающая среда.  Иллюстрации по теме.  Игрушки машинки; лото «Машинки»; «Специальный транспорт»; набор строительного материала; атрибуты к сюжетно – ролевым играм; трафареты машин, самолетов.   Уголок «Дорожное движение».

Взаимодействие с родителями.

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Выставка совместного рисунка (рисуем вместе с папами) «Специальный транспорт».  В уголке для родителей газете «Правила дорожного движения».

Этапы проекта:

  1. Поисковый.

- Постановка цели и задач, приемов.

- Предварительная работа с детьми и родителями.

- Выбор и подготовка оборудования и материалов.

  1. Аналитический.

- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.

  1. Практический.

- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.

- Оформление книги о транспорте.

- Выставка работ из конструктора «Мы поедем, поплывем, полетим».

  1. Презентационный

I этап – поисковый.

Цель: Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах транспорта, информации истории его происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий.

Подбор методической и художественной литературы:

Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Фангинштейн «Наша улица». С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; В. Орлов "Электричка”; С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”; Е. Тараховская "Метро”; Э. Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем».

Подбор дидактических игр: «Собери знак», «Мы летим, плывем, едем», «Чего не хватает», «Назови вид транспорта», «Подбери запасную часть», «Кому, что нужно».

Подбор сюжетно-ролевых игр: «Путешествие», «Пожарные», Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.

Подбор подвижных игр: «Самолеты», «Гонки», «Водители», «Красный, желтый, зеленый», «Грузовики и легковушки», «Опоздавший пассажир», «Тише едешь, дальше будешь».

Подбор настольно-печатных игр: «Чего не хватает», «Виды транспорт», «Большие гонки».

Выбор объектов для целевых прогулок: перекресток, транспортная стоянка во дворе.

Занятия:

-Развитие речи. «Транспорт». (лексика-грамматика).

-Социальное развитие. «Транспорт и его развитие».

-Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».

-Аппликация «Трамвай», лепка «Грузовая и легковая машины»,

Конструирование «Мы поедем, поплывем, полетим».

Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:

-Если бы на свете не было машин?

-Зачем нужны дорожные знаки?

-Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:

- подборка материала к оформлению альбомов по теме «Транспорт»,

-составление творческих рассказов о транспорте.

-подборка стихов, загадок о транспорте.

-помощь в организации целевых прогулок.

II этап – аналитический.

Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о транспорте.

Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество Познавательно-продуктивно-речевое развитие.

В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

III этап – практический.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.

Продукты проекта:

  1. Оформление альбома с разными видами транспорта.
  2. Составление связных рассказов.
  3. Изготовление поделок: «Трамвайчики».
  4. Коллективная работа «Мы поедем, поплывем, полетим». (конструирование) Организация выставки.

Прогнозируемые результаты:

- Дети научатся различать и называть виды транспорта.

- Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

- Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.

- Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.

- На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

- Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.

Перспектива дальнейшего развития: на основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления

о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская),

- расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.

- изучить более подробно подводный транспорт. (желание детей)

Используемая литература:

  1. Арон К.Д., Сахарнов С.В. Едем, плаваем, летаем. М.: «Детская литература», 1993
  2. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
  3. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: «Речь», 2013
  4. Коломийченко Л.В.,Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ «Сфера», 2015
  5. Лобанова В.А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013

1-ая неделя «Наземный транспорт»

Понедельник

Беседа: «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»

Познание. «Наземный транспорт».

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о наземном транспорте.

Рисование. «Машины на нашей улице».

Цель: вызвать интерес детей к рисованию машин, которые они наблюдали самостоятельно на улицах города.

Чтение художественной литературы: «Автомобиль» Н.Носов.

Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов: «Путешествие к бабушке».

Вторник

Беседа. «Путешествие в прошлое автомобиля».

Познание (ФЭМП) «обведи по точкам»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, разыскивая их на изображении, учить обводить по точкам.

Развитие речи «Наземный транспорт»

Цель: учить составлять описательный рассказ о наземных видах транспорта по опорной схеме.

Чтение художественной литературы В.Берестов «Про машину».

Рекомендовать родителям изобразить вместе с детьми различные виды наземного транспорта.


Среда

Беседа: «На чём передвигались наши предки?»

Познавательно-исследовательская деятельность. «Такой разный транспорт»

Цель: Учить детей различать транспорт, классифицировать по назначению.

Лепка «Грузовик»

Цель: расширять познания о грузовых автомобилях, выделять части машины, лепить поэтапно.

Чтение художественной литературы «Папа, мама, восемь детей и грузовик . А.К. Вестли.

Привлечь родителей: сделать подборку загадок о машинах разного назначения.

Четверг

Беседа: «Правила поведения в транспорте».

Развитие речи: «О наземном транспорте»

Цель: учить подбирать характеристику к предмету, отвечая на вопросы (какой? какие?).

Чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковский.

Привлечь родителей к подборке стихов о транспорте.

Пятница

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки?»

Рисование: «Товарищ Светофор»

Цель: закреплять знание правил дорожного движения, учить рисовать светофор.

Чтение художественной литературы: «должен помнить пешеход» С. Михалков.

Изготовление информационных листов для детей и родителей «Правила ПДД».

В течение недели во время прогулки наблюдение за проезжающим по дороге транспортом.

2-ая неделя «Воздушный транспорт»

Понедельник

Беседа: «О прошедших выходных днях»

Познание: «Воздушный транспорт»

Цель: Развивать познавательный интерес к воздушному транспорту.

Рисование: «Воздушный шар».

Цель: Учить, используя шаблон рисовать воздушный шар.

Чтение художественной литературы: К. Арон «Человек поднялся в небо».

Вторник.

Беседа: «О прошлом воздушного транспорта».

Познание (ФЭМП): «Полёт»

Цель: Поупражнять в порядковом счёте, учить определять «соседей» числа.

Развитие речи «Сочинялки»

Цель: Учить составлять выдуманный рассказ о полёте на каком –либо виде воздушного транспорта, передавая впечатления о полёте.

Чтение худ. литературы «Информация из большой энциклопедии».

Среда.

Утренняя беседа «Сравнение воздушный -наземный транспорт».

Познавательно-исследовательская деятельность. «История самолётов».

Цель: Познакомить с историей возникновения самолёта.

Конструирование: «Самолёт».

Цель: Учить методом оригами конструировать из бумаги самолёт.

Чтение худ. литературы: чтение стихотворений о самолётах.

Четверг.

Утренняя беседа «Почему этот транспорт называется воздушным?»

Развитие речи: «Воздушный транспорт».

Цель: Учить составлять простые предложения по теме. Обогащать активный словарь.

Чтение худ. литературы «история воздушного транспорта» (детская энциклопедия).

Пятница

Утренняя беседа «Какие вида воздушного транспорта ты знаешь?»

Рисование «Я лечу на самолёте»

Цель: Учить детей поэтапно изображать самолёт.

Чтение худ. литературы «Всё о воздушном транспорте» (энциклопедия для детей).

Наблюдение на прогулке за пролетающими самолётами высоко в небе.

3-ая неделя «Водный транспорт».

Утренняя беседа «Беседа о военных кораблях»

Познание «Водный транспорт»

Цель: Развивать познавательный интерес по теме.

Рисование «Круизный лайнер».

Цель: Учить с помощью простого карандаша поэтапно рисовать лайнер.

Чтение худ. литературы «Рассказ про маленький кораблик».

Вторник.

Познание (ФЭМП) «По морям».

Цель: закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10. Закреплять знание геометрических фигур.

Развитие речи «Водный транспорт».

Цель: Учить составлять предложения с предложенными словами.

Чтение худ. литературы «Как я ловил человечков» Б.Житков.

Среда.

Утренняя беседа «Сравнение водный - воздушный транспорт».

Познавательно-исследовательская деятельность. «Плавает-тонет» (эксперимент).

Цель: Показать детям предметы из какого материала держатся на воде, а какие тонут.

Аппликация «По синему морю»

Цель: Учить детей вырезать ножницами и составлять композицию.

Чтение худ. литературы «Самый лучший пароход» С.В Сахаров

Четверг.

Развитие речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Цель: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с развитием событий.

Чтение худ. литературы «Едем, плаваем, летаем». Карл Арон

Пятница.

Утренняя беседа «Что нового узнали о водном транспорте».

Рисование «Не выходи за контур».

Цель: Учить разукрашивать морское судно, не выходя за контур.

Чтение худ. литературы «Эта книжечка моя – про моря и про маяк» В.В.Маяковский.

Выход: викторина «Средства передвижения»

Цель: Систематизировать полученные знания детей.

III этап- заключительный.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.

Продукты проекта:

  1. Оформление альбома с разными видами транспорта.
  2. Составление связных рассказов.
  3. Изготовление поделок: «Трамвайчики».
  4. Коллективная работа «Мы поедем, поплывем, полетим». (конструирование) Организация выставки.

Прогнозируемые результаты:

- Дети научатся различать и называть виды транспорта.

- Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

- Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.

- Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.

- На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

- Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.

Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления

о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская),

- расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.

- изучить более подробно подводный транспорт. (желание детей)

Используемая литература:

  1. Арон К.Д., Сахарнов С.В. Едем, плаваем, летаем. М.: «Детская литература», 1993
  2. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
  3. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: «Речь», 2013
  4. Коломийченко Л.В.,Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ «Сфера», 2015
  5. Лобанова В.А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, включающие экспериментальную и исследовательскую деятельность (старшая - подготовительная  группа) проводятся в группе ОНР с учетом особенностей ...

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду по теме: "Охрана природы"

Данная разработка представляет собой  методический материал по воспитанию экологической культуры старших дошкольников. Экспериментирование, как особая форма детской деятельности, наиболее ярко от...

презентация "Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду"

Презентация содержит материал  по теме самообразования...

Семинар Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

Организация экспериментирования в ДО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям нео...

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...

Экспериментально - исследовательская деятельность в детском саду

В данной работе представлена организация экспериментирования в процесе долгосрочного проекта "Юные исследователи"...