Главные вкладки
Пособия
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данном разделе представленны дидактические пособия, используемые в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическое пособие Таблички глобального чтения | 495.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие
«Таблички глобального чтения»
Аннотация: при значительных снижениях слуха, даже в условиях ранней интенсивной коррекционной работы, не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает значительно большие, чем слышащий ребенок, трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Но если он на основе полноценного слухового восприятия речи окружающих постепенно овладевает этими элементами языка, то ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступают таблички глобального чтения. Они дают возможность ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами — с 3—4 лет) речь. Широкое использование письменной речи позволит обогатить словарный состав речи ребенка. По мере того, как ребенок начнет понимать то или иное слово-поручение в письменном виде, оно предлагается ему уже устно, без таблички.
Предметно-пространственная развивающая среда: фронтальное или индивидуальное занятие
Возрастная группа: дети с нарушением слуха, 3-7 лет.
Цель: развитие активного и пассивного словаря.
Задачи:
- формировать навык глобального чтения табличек;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать лексическую, грамматическую сторону речи.
Содержание пособия: дидактическое пособие «Таблички глобального чтения» представляет собой таблички, написанные печатными буквами на плотной бумаге, высотой 1,5—2 см., шириной 1 —1,2 см. или напечатанные шрифтом «Franklin Gothic Medium», размером 100-140 кегль. Текст должен быть одинакового шрифта, одного цвета, лучше чёрного. Фраза располагается на одной строчке без переноса слов.
Ход работы с дидактическим пособием: перед ребенком кладутся два предмета или картинки с их изображением, например, дом и машина. Взрослый держит у подбородка табличку и произносит слово «Дом», ребенок должен показать на соответствующий предмет или картинку. Взрослый по методу «Рука в руке» кладет к предмету (картинке). Затем такая же работа проводится со вторым словом и т.п.
Когда ребенок научится подкладывать таблички к образцу, можно приступать к следующему этапу – находить нужную подпись самостоятельно. Взрослый дает ребёнку табличку, например, «Банан», и предлагает подложить ее к нужному предмету или, наоборот, выкладывает перед ребенком таблички и предлагает подложить к ним соответствующие картинки или предметы. Вначале ребёнок должен научиться соотносить табличку с предметом (картинкой) в условиях выбора из 2, затем — из 3 и более. После того как ребенок овладеет умением соотносить табличку с предметом при ограниченном выборе — из 2—3, его можно учить находить по табличке соответствующий предмет (картинку), которые находятся не перед его глазами, а в комнате, на улице и т.д.
Детей старше двух лет следует учить составлению слов из разрезной азбуки. Эта работа начинается после того, как ребёнок научится различать первые 10—15 табличек. Сначала ребенок составляет слово по табличке-образцу. При этом взрослый дает ему лишь буквы, входящие в это слово. На этом этапе обучения сами буквы не называются. Ребенок подкладывает к картинке табличку, «прочитывает» ее, а затем собирает под ней слово из букв. Когда малыш начнет справляться с этим заданием, его можно учить составлять слово по памяти, без образца. Начинать надо с хорошо знакомых, коротких слов
1-й этап
Ребенок подкладывает табличку к предмету (картинке), «прочитывает» ее, табличка переворачивается (или закрывается), и он по памяти составляет слово. Затем табличка открывается, соотносится с составленным словом. После того как ребенок начнет справляться с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.
2-й этап
Ребенок самостоятельно называет предмет или картинку, а затем собирает слово из предложенных взрослым букв. Вначале это только буквы, составляющие данное слово, а затем — и «лишние», которые малыш должен отложить в сторону.
3-й этап
Ребенок называет самостоятельно предмет или картинку, а затем составляет слово из разрезной азбуки, доставая из кармашков нужные буквы, выбирая их из всего алфавита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
методическое пособие" Многофункциональное пособие «Волшебный куб»"
Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.
Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....
ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)
Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...