Обучение ребенка с ОВЗ самостоятельным навыкам гигиены и самообслуживания
консультация по коррекционной педагогике
Овладения навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представление и знание детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно – моторную координацию, а также умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rebenka_s_rda_samostoyatelnym_navykam_gigieny_i_samoobsluzhivaniya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение ребенка с РДА самостоятельным навыкам гигиены и самообслуживания
Почему навыки самообслуживания так важны для каждого ребенка?
Овладения навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представление и знание детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно – моторную координацию, а также умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Прежде чем начать формирование культурно – гигиенических навыков, следует тщательно продумать схему обучения, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной ситуации, проверить доступность всех необходимых материалов.
Сначала мы формируем у детей навыки самообслуживания, а именно:
- Самостоятельно есть ложкой обычную пищу;
- Пьет из чашки, держа ее одной рукой;
- Сует руки в воду и, подражая взрослым, водит по лицу мокрыми руками;
- Сидит на горшке или детском стульчике 5 минут;
- Стягивает носки;
- Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины брюк;
- Надевает шапку и снимает ее;
- Снимает обувь, если она расстегнута расшнурована;
- Снимает расстегнутую куртку;
- Снимает расстегнутые штаны, юбку;
- Застегивает и расстегивает застежку – молнию;
- Просится на горшок, используя слова, жесты.
Чему бы мы не учили ребенка, начинаем всегда с совместных действий, повторяем эти действия большое количество раз. После многократных повторений пробуем совместно – раздельное действие: начинаем вместе, а заканчивает ребенок сам. При этом стараемся придерживаться следующих правил:
- Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом;
- Поддерживать эмоционально теплые отношения;
- При обучении ребенка использовать схемы и модели;
- Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки;
- Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития;
- Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом;
- Все новое в жизни ребенка вводить постепенно, дозировано;
- В момент вспышек агрессии держать себя в руках;
- Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины;
- Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
При обучении ребенка бытовым навыкам (приему пищи, одеванию, умыванию и пр.) необходимо предварительно обговорить с ребенком, что и в какой последовательности он будет делать. Можно использовать метод совместно – неразделенной деятельности. Например, мама ведет ребенка мыть руки, вместе с ним открывает кран, намыливает руки, дает ребенку возможность самому потереть мыло, затем они вместе поласкают руки, вытираю их полотенцем, при этом каждое действие предварительно обговаривается с ребенком. Это эффективная такой форма обучения ребенка навыкам самообслуживания. Однако ни в коем случае нельзя принуждать ребенка, преодолевать его сопротивление, наказывать его, так как это может спровоцировать самоагрессию или агрессию у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
помощь родителям в обучении ребенка одеваться самостоятельно
Пошаговые инструкции по формированию навыков одевания. ...
Консультация для воспитателей "Воспитание навыков гигиены и самообслуживания у детей младшего возраста"
Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к здоровому образу жизни. Освоение дошкольниками основ культуры гигиены играет ведущую роль в во...
Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.» Вторая младшая группа
Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.» Вторая младшая группа...
Консультация для родителей: «Что должен уметь ребенок 3-4 лет (навыки самообслуживания)»
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все бо...
Родительское собрание на тему: «самостоятельность. Навыки самообслуживание»
Родительское собрание на тему: «самостоятельность. Навыки самообслуживание»Цель: Познакомить родителей с развитием основных навыков самообслуживания детей 2 – 3 лет1....
Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта»
Данная консультация будет интересна для воспитателей, которые занимаются формированием здорового образа жизни дошкольников...
пАПКА - ПЕРЕДВИЖКА "ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ"
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...