Речевое и познавательное развитие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: Формировать навыки подробного пересказа текста
Образовательные задачи:
Познакомить с новым произведением Е. Пермяка "Первая рыбка" .
Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; в понимании значений глаголов с приставками).
Развивающие задачи:
Развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная
Предварительная работа: Показ презентации « Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Оборудование: вырезанные шаблоны рыб, клей, салфетки, «чешуя».
Ход занятия:
Организационный момент: Речевая разминка.
Чистоговорка: «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).
Введение в тему. Беседа:
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
- Кто такие мальки? (рыбкины детки)
- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
- Как называется суп из рыбы? (уха)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
Пальчикова игра: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице. | Две ладошки вместе изображают плавательные движения. |
Речевые игры:
Игра: «Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных)
Сом – сомовий плавник, сомовья голова, сомовье туловище;
Акула – … Лещь - … , Ёрш - …,
Щука – … Окунь - … . Налим - ….
Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Физминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин.(Идут по кругу,сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
5.Чтение рассказа: «Первая рыбка» Е. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Беседа по содержанию рассказа:
- О ком говорится в этом рассказе?
- В какой семье жил Юра?
- Куда отправилась Юрина семья?
- Сколько рыбы поймал Юра?
- Что сварили из рыбы?
- Почему все стали хвалить уху?
- Чему радовался Юра?
Воспитатель повторно читает рассказ. а дети подсказывают слова (выделенные)
Пересказ рассказа детьми. (5-6 детей)
Воспитатель оценивает детей Можно предложить детям оценить работу других детей, напомнив, что следует быть справедливым и честным
Упражнение на коррекцию зрения:
Глазки вправо, глазки влево.
И по кругу поведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко отдохнём.
Посмотри на кончик носа
И на лоб свой посмотри.
Вправо – влево ты на руки,
Вниз на ноги посмотри.
Молодцы!
Рефлексия (музыка)
Детям предлагается пройти к столам, на которых лежат вырезанные шаблоны рыб и выполнить аппликацию - наклеить рыбам «чешую».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
Песочные игры по речевому и познавательному развитию
Несколько песочных игр...
Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития.
Данная статья поможет Вам соптимизировать имеющееся содержание коррекционной работы, которое было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление реч...
Конспект комплексной НОД по речевому и познавательному развитию в логопедической группе
Цель: выявить знания детей о сезонных изменениях в природе ранней весной, последовательности весенних месяцев, перелётных и ...
Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и познавательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)
Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и позновательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)...
Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ
Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...