«Проблемно-поисковый метод, как средство развития связной речи дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рекомендации в применении проблемно-поискового метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perezentatsiya.pptx1.54 МБ
Файл doklad.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемно-поисковый метод, как средство развития связной речи дошкольников» Выполнила учитель-логопед: Юрышева Л.Н.

Слайд 2

«Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность » А.С. Обухов

Слайд 3

Цель : развитие умения связно, выразительно и грамматически правильно строить предложение, используя наглядную основу в виде картинно-графического материала. Задачи : Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года; Закреплять умение составлять рассказ-рассуждение с опорой на наглядность; Закреплять навык подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Развивать коммуникативные и речевые навыки, навык сотрудничества при работе в команде; Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; Формировать доброжелательность, инициативность, активность и умение слушать ответы других детей.

Слайд 4

Четыре уровня проблемности в обучении: 1 . Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми ; 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения ; 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему ; 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Слайд 5

Подведение детей к противоречию, предложение найти самим способ его разрешения Методика «Нелепицы»

Слайд 6

Методика «Нелепицы»

Слайд 7

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

Слайд 8

Побуждение детей осуществлять сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты

Слайд 9

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)

Слайд 10

Серия сюжетных картинок

Слайд 11

Постановка проблемных задач

Слайд 12

Постановка проблемных задач. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? ***** Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать такое большое количествое молока?

Слайд 13

Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче; Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства ; Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла; После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным ; Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Проблемно-поисковый метод,

как средство развития связной речи дошкольников»

Проблема  развития  речи  является  одной  из актуальных. В современном мире невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания своим детям. С дошкольниками мало разговаривают. Все свободное время своих детей, родители заполняют различными гаджетами, виртуальными играми, просмотрами телевизора и т.д. У ребенка не возникает стимула к разговорной речи, поэтому к 6-7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ. Возникают проблемы в построении диалогов и сочинении рассказов.  

Поэтому развитие речи в этом возрасте ложится на плечи педагогов дошкольного образования, так как дети большую часть времени находятся в ДОУ. Не всегда у родителей имеется возможность отдать ребенка на занятия к логопеду. Поэтому необходима слаженная работа учителей-логопедов с воспитателями, чтобы велась активная работа по развитию речи.

Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению  в  школе.  Психологи  утверждают:  «Родной  язык  можно  считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы,  объединяет  и  обобщает  их  результаты.  По  существу  речь  является основой, на которой строится вся учебная деятельность». Мы  с  вами  знаем,  что  у  выпускника  детского  сада  должны  быть сформированы  такие  интегративные  качества  как  способность  решать интеллектуальные  и  личностные  задачи, адекватные  возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.

Организованный учителем - логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта.

Ребенок учится мыслить, экспериментировать, познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми;   
2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения;        
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Педагог даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

В итоге  воспитывается  способность  самостоятельно  анализировать  проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае педагог может сам с помощью детей вести поиск, обозначив проблему  и выявляя пути её решения. Педагог совместно с детьми обсуждает, рассуждает и высказывает предположения.

В другом случае роль педагога  может  быть  минимальной - он  предоставляет  детям  возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу с детьми:  группой  или  индивидуально.  Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками  ребенок  начинает  использовать  формы  поведения  взрослых: контролировать,  оценивать,  не  соглашаться,  спорить.  Так  зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

Предлагаю обратить внимание на следующие  методические приемы при проблемно-поисковом методе, которые я использую в своей работе:

  1. Подведение  детей  к  противоречию, предложение  найти самим способ  его разрешения;

В этом приеме мы можем использовать методику «Нелепицы». С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики:

Ребенку показывают картинку, на которой изображена нелепая ситуация. Картинки подбираются в соответствии с возрастом.  Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию, примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своих местах и правильно ли изображено. Если что-нибудь тебе покажется странным, то укажи на это и объясни почему. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.

  1. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Этот прием  можно выполнять при групповых занятиях. Берется любая лексическая тема недели. Например: «Домашние животные».  

Процедура проведения: детям выдается наглядный материал, с изображением домашних животных

Педагог задает вопрос: «Ребята, кто изображен на картинке?». Дети отвечают: «Животные». Педагог задает уточняющий вопрос: «Какие именно это животные?».  Если дети, не могут ответить, педагог сам может сказать, что это домашние животные. Педагог предлагает детям объяснить, почему это домашние животные. И дает время на размышление.

Кто-то из учащихся  может дать ответ, что только кошка и собака могут относиться к домашним животным. Мотивируя это тем, что эти животные находятся с человеком в близком контакте и живут в доме. А остальных животных может отнести к категории уличных домашних животных, оперируя тем, что животные живут вне дома. Необходимо дать детям возможность высказать свою точку зрения, грамматически правильно формируя свои мысли.

  1. Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты;

Например, мы можем взять лексическую тему недели: «Транспорт». Педагог предлагает взять следующие средства передвижения: пассажирский самолет и автобус. Сначала педагог предлагает найти общие детали, которые обобщают эти два транспорта. Они оба являются средством передвижения; и у самолета и у автобуса имеются окна, колеса, двери; они оба изготовлены из металла; необходимо оплатить проезд; люди сидят в креслах.

Затем детям предлагается найти и выявить различия. У самолета есть крылья и хвост, у автобуса нет; самолет летает в небе – автобус ездит по дороге; у автобуса есть фары и зеркала заднего вида, у самолета нет; самолет большой, а автобус маленький; самолет развивает огромную скорость, а автобус нет; самолет высокий – автобус низкий; самолет широкий - автобус узкий.

После того, как дети выявили сходства и различия, педагог предлагает сделать вывод из сказанного детьми.

  1. Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Этот приём можно применить в работе с сюжетными картинками. Представив либо в виде одной, либо в серии сюжетных картинок.

Например, педагог предлагает рассмотреть картинку с изображением осени. Задается вопрос, какие детали обобщают эту картинку. Дети отвечают, затем поступает следующая просьба от педагога, обосновать ответы: «Почему это именно осень, а не другое время года? Почему именно осенью собирают урожай? Почему только осенью тучи находятся низко? И т.д.»

При неясных ответах детей, педагог просит привести конкретные примеры, и грамматически правильными предложениями ответить на заданную просьбу.

При использовании на занятии серии сюжетных картинок важно следить за логичным ходом мыслей детей. В работе с разрезными сюжетными картинками, мы можем применять различные варианты работ. Мы можем исключить картинки из начала, середины либо конца, поставив перед ребенком задачу самостоятельно придумать недостающий элемент рассказа.  Например, мы можем убрать третью картинку, и поставить перед ребенком проблемную ситуацию: «Что же могло случиться с зайчиком?»  

Положительный момент такой формы работы - рассказ будет построен с элементами творчества. Ребенок подключит фантазию и логику, чтобы закончить рассказ.

  1. Постановка проблемных задач.

Педагог предлагает ребенку выслушать проблемную ситуацию: «В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Как вы думаете, почему лапка забинтована, что могло произойти?»

Необходимо выслушать ответы всех желающих детей. При затруднениях в ответе задавать наводящие вопросы. Нужно дать возможность высказаться каждому ребенку и обсудить точку зрения с другими детьми.

Применение в учебном процессе методов и приемов проблемно-поискового обучения  поможет   воспитателям, при совместной работе с учителем-логопедом, выполнить  одну  из  важных  задач, поставленных  реформой  дошкольного  образования - формировать  у  детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

В завершении своего выступления хочу  предложить правила для смелых и упорных педагогов:

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
  2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства;
  3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла;
  4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным;
  5. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....

Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей по использованию метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников....