«Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей групп компенсирующей направленности»
статья по коррекционной педагогике
Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тасханова Лариса Равильевна,
воспитатель МАДОУ Детский сад «Золотая рыбка»
«Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей групп компенсирующей направленности»
Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей - дошкольников (А. И. Захаров, Л. Ф. Островская, А. Е. Ольшанникова, B.C.Юркевич, Н. А. Цыркун и др.). Дети дошкольного возраста с ОНР имеют характерные особенности эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы. Незрелость эмоционально-волевой сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, страх, тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться.
В работах отечественных и зарубежных психологов, посвященных речевым нарушениям, подчеркивается комплексность и взаимосвязанность факторов формирования ОНР. Вместе с тем и в теоретических исследованиях, и в практической работе с детьми с ОНР доминирует когнитивный подход. Несмотря на повышение в последнее время научного интереса к проблемам взаимосвязи эмоционального и речевого развития, роли эмоций в формировании речевых нарушений (в частности ОНР) специальные исследования в этой области крайне немногочисленны. Эмоциональный аспект развития ребенка практически остается за рамками внимания специалистов. Не определены методы практической работы, направленные на восстановление эмоционально-личностных связей, поддержание взаимосвязи с другими людьми.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более тщательного изучения особенностей эмоциональной сферы детей с ОНР, а также разработки методов и подходов к практической работе с детьми, учитывающих эмоциональную составляющую в формировании и преодолении речевых нарушений. Наряду с этим мы видим необходимость во внедрении в ДОО некоторых технологий, таких как сказкотерапия как средство гармонизации психоэмоционального взаимоотношения детей с ОНР.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с речевыми патологиями. Педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, достаточный опыт работы; транслируют собственный опыт на семинарах, вебинарах, конференциях.
Отправной точкой раскрытия социально-коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями для нас стала именно сказкотерапия, помогающая поддерживать общение, проявлять инициативу, снять зажатость и развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии).
В последнее время сказкотерапия представлена как терапевтический элемент практической психологии (Н. А. Сакович, Л. П. Стрелковой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. В. Хухлаевой и др.), нам интересна научно-исследовательская работа с классической сказкой, которая синтезирует речевые игры и упражнения, задатки актерского мастерства (интонацию, высоту голоса, темп речи и т. д.). В процессе работы по данной теме детьми изучены настольные и дидактические игры сказочной тематики, общая цель которых: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать интонационность и эмоциональность речи детей. Особое место в работе со сказками занимает психогимнастика, пантомимические упражнения и игры-этюды. Основная их цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (это способствует психоэмоциональной устойчивости, созданию возможностей для самовыражения.) В системе работы со сказкой представлены сюжетные игровые ситуации (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации), театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей группы компенсирующей направленности"
Методическая разработка для аттестации...
«Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»
Опыт работы «Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»...
Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.
Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста. Данный мониторинг состоит из четырех блоков: I...
Презентация к мониторингу индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.
Презентация к мониторингу индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста. Данный мониторинг состоит из четырех блоков:...
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Сводная таблица речевого развития детей группы компенсирующей направленности с ТНР
Сводная таблица составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающей ...
Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»
Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и...