Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие ребенка.
консультация по коррекционной педагогике

Марьясова Наталья Петровна

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vliyanie_rpps_na_rechevoe_razvitie_rebenka_.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «РОМАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ» Г.ШАРЫПОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ «ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА». учитель-логопед Марьясова Н.П.

Слайд 2

На решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития направлен новый «Закон об образовании», обозначивший дошкольное образование как ступень образования , Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий , а не Стандарт результатов. Соответственно, ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. С позиций Стандарта дошкольного образования развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО.

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО К ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ: 1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: 2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. С учетом ФГОС ДО среда в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка учитывая при этом его склонности, интересы, уровень активности.

Слайд 4

На каждой возрастной ступени деятельность детей расширяется и чем она сложнее и разнообразнее, тем больше у ребенка потребность в общении, тем нужнее ему речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При речевых нарушениях или отсутствии речи дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно большое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Для полноценного познавательно-речевого развития детей, педагогами должны быть созданы условия : обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, в первую очередь в групповой комнате, так как именно здесь ребенок проводит большую часть своего времени в условиях дошкольного учреждения. Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов: - восприятие речи взрослых; - наблюдение за языком; - вовлеченность в активную речевую среду; - диалог между взрослыми.

Слайд 5

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Задачи построения речевой развивающей среды: - обеспечить возможность восприятия и наблюдения за правильной речью; - обеспечить богатство сенсорных представлений; - обеспечить возможность самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; - обеспечить комфортное состояния ребенка в проявлении речевых реакций; - обеспечить возможность исследования и экспериментирования в языковой системе. Компоненты РРС (речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Слайд 6

НАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ЛИНИЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАЖДОГО ВОЗРАСТА РРС 2ой младшей группы: Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы); Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов, пособий для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем, формирования словаря).

Слайд 7

РРС СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: Удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета; Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса; Речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи, лексической стороны и слоговой структуры речи.).

Слайд 8

РРС СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП : Знакомство с формулами речевого этикета, формирование умений грамотного отстаивания своей точки зрения, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; Поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения; Пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением; Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

Слайд 9

РЕЧЕВОЙ УГОЛОК С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группах детского сада создается познавательно-речевой уголок (или Центр речевой активности) представляющий ребенку возможность действовать индивидуально. В состав предметно-развивающей среды в группах компенсирующего вида входит коррекционный уголок и в нем зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла, или лягушка с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Слайд 10

НАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВОГО УГОЛКА отражает все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка; - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения); - подготовка к обучению, а в группе компенсирующего вида обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения); - развитие мелкой моторики и графомоторной функции; - знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

Слайд 11

ОБОРУДОВАНИЕ И НАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ЗОНЫ: 1. Закрепление правильного речевого выдоха «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. 2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для называния звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

Слайд 12

3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука. 4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте; различные лото на звуки на все звуки; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю»

Слайд 13

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Магнитная доска; в свободном доступе должны быть размещены материалы, способствующие овладению чтением, письмом: печатные буквы, кубики с буквами, книги с крупным шрифтом, карандаши, листы бумаги, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; «Букварь» Н. С. Жуковой, Н.В.Нищевой; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Читаем сами»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры»; ребусы и др.. 6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, обобщающим понятиям; дидактические игры: «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме), «Что из чего сделано», «Прогноз погоды», «Одень куклу», «В мире животных», «Детский компьютер», различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Звуковое лото» и др.),

Слайд 14

7 . Развитие связной речи Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг; игрушечные телефоны чтобы дети могли переговариваться и др. 8 . Развитие мелкой моторики Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны. Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; игры-шнуровки, разные виды мозаики и конструкторов; палочки Кюизенера и др.

Слайд 15

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в ДОУ и группе. Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе.

Слайд 16

ВЫВОД: Речь является одним из важнейших познавательных процессов человека. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Решение её невозможно без создания современной развивающей предметно–пространственной среды, организация которой в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы через речевую активность. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние развивающей предметно – пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей»

«Влияние развивающей предметно – пространственной  среды на оздоровление и физическое развитие детей»...

«Влияние развивающей предметно – пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей»

Развивающая     предметно – пространственная среда – это  необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения и качества ребенка невозможно закр...

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста

Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...

Влияние развивающей предметно - пространственной среды на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста»

Ни  для одного педагога не является секретом то, что маленький ребенок исследователь по своей природе. Для маленького ребенка детство – это период вопросов и ответов. Познавательная деятель...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Тема «Влияние развивающей предметно –пространственной среды на речевое развития детей дошкольного возраста» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Провокация в виде приглашения в игру заключается том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребёнке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Она создает ребенку ...