Рабочая программа коррекционно-развивающей работы во II младшей группе для детей с нарушениями зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_3-4_let.docx75.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида

«Семицветик»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

во II младшей группе для детей с нарушениями зрения

«Ландыши» на 2020 – 2021 учебный год

(первый год обучения)

             Составитель программы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                             Бельш М.П. (первая квалификационная категория)

         

         

          Принято

          Протокол педагогического совета № 2

          от 07.10.2020 года  

         

Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

  • Нормативно-правовая основа……………………………………………………………..       4
  • Цели и задачи Программы…………………………………………………………………      4
  • Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………….      4

Характеристики, значимые для разработки и реализации рабочей программы

  • Характеристика семей воспитанников группы   ………………………………………..        5
  • Возрастные особенности детей 3 – 4 лет   ……………………………………………….       5
  • Особенности психофизического развития и особые образовательные потребности  

дошкольников с амблиопией и косоглазием   …………………………………………...       8

  • Приоритетное направление деятельности ………………………………………………..      10

Планируемые результаты освоения детьми Программы

  • Целевые ориентиры…………………………………………………………………………     10
  • Система оценки результатов освоения Программы………………………………………     12

II. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

  • Организация диагностического обследования……………………………………………      12
  • Анализ результатов первичной диагностики развития зрительного восприятия детей …   12
  • Направления и задачи коррекционно-развивающей работы……………………………...    14

                Развитие зрительного восприятия в 1 год обучения……………………...…………...    14

                Развитие навыков ориентировки в пространстве в 1 год обучения ………………….    15

  Развитие осязания и мелкой моторики в 1 год обучения …………………..………..     16

                Развитие социально-бытовой ориентировки в 1 год обучения …………………….       17

  • Формы организации коррекционно-развивающей работы……………………………….     18
  • Методы и приемы реализации Программы………………………………………………..     18

Взаимодействие специалистов ДОУ в реализации Программы  ………………………………     18

Консультативная и информационно-просветительская работа

  • Методическая работа с педагогами………………………………………………………….   21
  • Взаимодействие с родителями воспитанников……………………………………………..   22

III. Организационный раздел

Режим дня……………………………………………………………………………………………  25

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога (тифлопедагога)……………………….   27

Недельный план коррекционных мероприятий в группе для детей 3 – 4 лет …………………   29

График работы тифлопедагога…………………………………………………………………….   29

Проектирование коррекционно-развивающего процесса………………………………………..   29

Условия реализации Программы

  • Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды……….   29
  • Кадровые условия реализации Программы………………………………………………...   30
  • Информационно-методическое обеспечение программы………………………………….. 30

Приложение

  • Карта здоровья детей
  • Схема обследования зрительного восприятия детей первого года обучения
  • Сводная таблица результатов обследования зрительного восприятия
  • Диаграмма результатов обследования зрительного восприятия детей
  • Распределение детей на подгруппы
  • Таблица-сопровождение для осуществления дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми
  • Расписание занятий
  • График проведения индивидуальных занятий
  • Список детей (адрес, И.О. родителей)
  • Даты рождения детей в хронологическом порядке
  • Примерное комплексно-тематическое планирование во II младшей группе
  • Тематический план на 2020 – 2021 учебный год
  • Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • письмом Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2001 года №03- 248;  
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 года;
  • Положением о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, тифлопедагогов, музыкальных руководителей МКДОУ «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик» (принято на педагогическом совете №1 от 28.08.2015).

Программа разработана на основании образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», а также Адаптированной образовательной программы обучающихся с амблиопией и косоглазием.  

Рабочая программа раскрывает общую модель коррекционно – развивающего процесса                 во II младшей группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения, учитывает специфические потребности детей со зрительной патологией, наличие вторичных отклонений, возрастные нормы развития детей 3 – 4 лет.

Настоящая Программа является документом, позволяющим организовать коррекционно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Цели Программы:

  1. Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования через коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности и вторичных отклонений в развитии детей.
  2. Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения 3 – 4 лет.

Для достижения поставленных целей Программы определены следующие задачи:

  1. Создавать условия для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей.
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  4. Развивать у детей сенсорные функции и перцептивные навыки.
  5. Развивать компенсаторные способы познания окружающего мира.
  6. Формировать восприятие пространства и навыки ориентировки в нем.
  7. Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки.
  8. Формировать обобщенные представления об окружающем предметном мире.
  9. Развивать мышление, все виды внимания и памяти.
  10. Развивать речевые и коммуникативные навыки детей.
  11. Укреплять и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  12. Развивать навыки социально адаптивного поведения.
  13. Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах особенностей развития и воспитания детей с нарушениями зрения.

Принципы и подходы к формированию Программы:

   В основу Программы положены следующие принципы:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применяемости;
  • полноты, необходимости и достаточности;
  • системности;
  • единства диагностики и коррекции;
  • наглядности;
  • комплексности;
  • индивидуализации темпов и методов обучения;
  • учета зон актуального и ближайшего развития;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Следование данным принципам диктует необходимость учета в коррекционно-развивающей работе не только характера зрительной патологии детей, но и степени ее выраженности.

Срок реализации Программы – 1 год (2020 - 2021 учебный год).

Характеристики, значимые для разработки и реализации рабочей программы

Группу посещают 20 детей. Национальный контингент воспитанников группы однородный. Родной язык всех воспитанников – русский, двуязычных детей нет. Исходя из этого, вся деятельность в группе осуществляется на русском языке. Среди детей 10 девочек и 10 мальчиков. Из всех воспитанников различные нарушения зрения и статус «обучающийся с ОВЗ» имеют 5 детей. В группе риска развития зрительных патологий находятся трое детей. Офтальмологически здоровы 12 детей. Данная Программа описывает коррекционно – развивающую работу с детьми группы риска и обучающихся с ОВЗ.

Воспитанники группы имеют различные нарушения зрительных функций:

- амблиопия – у 2 детей;

- сходящееся косоглазие – у 2 детей;

- гиперметропия – у 6 детей;

- миопия – у 1 ребенка;

- астигматизм – у 5 детей.

Наряду с первичным дефектом у детей имеются вторичные отклонения в психофизическом развитии и сопутствующие диагнозы:

- синдром гиперактивности с дефицитом внимания – у 1 ребенка;

- дизартрия – у 3 детей;

- темповая задержка речевого развития – 1 ребенок;

- ОНР, II – III уровень – 2 ребенка;

- сколиотическая осанка – 1 ребенок;

- плоско – вальгусная установка стоп – 4 ребенка.

Характеристика семей воспитанников группы

Критерии

Количество

Состав семьи:

Полная семья

6

Неполная семья

1

Многодетная семья

1

В семье воспитывается 1 ребенок

2

В семье воспитывается 2 ребенка

4

В семье воспитывается 3 ребенка

1

Образование родителей:

Высшее

8

Среднее специальное (техническое)

5

Среднее общее

Средний возраст родителей:

Мамы

31 год

Папы

36 лет

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

   В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка - женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст 3—4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх—пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растёт дерево, за домом есть гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое — завтракать, гулять). Дети замечают и соответствие определённых видов деятельности людей, природных изменений частям суток, временам года («Ёлка — это когда зима»).

Представления ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой — его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10—15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребёнок из пяти — семи специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух-трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.

Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребёнок 3—4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни— это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.

В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст.

Ребёнок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Особенности психофизического развития и особые образовательные потребности дошкольников с амблиопией и косоглазием

У детей с амблиопией и косоглазием зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире, именно он используется в качестве ведущего в познании окружающего мира.

Зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием достаточно велики, т.к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с амблиопией и косоглазием сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки.

Для детей с амблиопией и косоглазием характерна положительная динамика зрительного восприятия – ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моно- или бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса, возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и нарушенных функций зрения. Основное условие достижения такого эффекта – единство лечебно-восстановительной, коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной деятельности других педагогов.

Дети с амблиопией и косоглазием могут находиться на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия: плеоптическом, ортоптическом и стереоскопическом.

Особенностью детей с амблиопией и косоглазием является и то, что при получении окклюзионного лечения, вследствие «выключения» из акта видения благополучного глаза ведущим становится амблиопичный глаз и ребенок может испытывать определенные, в том числе значительные трудности, в построении зрительных образов, в зрительном контроле движений, действий. У них отмечаются особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации.

У детей с нарушением функционирования зрительной системы происходят изменения в процессе приема и переработки информации на корковом уровне. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, снижение его коммуникабельности, ограничивает его ориентировку. У детей нарушены глазодвигательные функции, фиксация их взора неустойчивая. Затруднено восприятие размера предмета, его протяженности, пропорций, расстояний, страдает соотнесение цветных изображений с предметами и явлениями окружающей действительности. Дети испытывают затруднения в восприятии движения. Формирование правильных представлений и понятий замедленно из-за бедности чувственного опыта детей. У детей с амблиопией и косоглазием отмечается снижение остроты зрения. Причем на одном глазу, как правило, оно более выражено. Это ведет к нарушению бинокулярного зрения, что осложняет формирование зрительного восприятия. Для детей характерно быстрое утомление зрительного анализатора, низкая работоспособность, бедность представлений об окружающем мире, сниженный уровень мыслительных процессов, низкий уровень развития зрительно-моторной координации и двигательной активности, трудности ориентировки в микро-и макропространстве, нарушение в эмоционально-волевой сфере, специфические особенности деятельности, общения, социальной коммуникации. Дети с амблиопией и косоглазием нуждаются в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности.

Нарушения зрения ведут за собой вторичные отклонения в физическом развитии детей. Наблюдаются болезни опорно-двигательного аппарата: сколиозы, неправильная осанка, плоскостопие, искривление шейных позвонков. Это осложняется монокулярным характером зрения, привычкой детей поворачивать голову чуть в сторону для лучшей визуальной ориентации в пространстве одним глазом. На фоне нарушений осанки у детей наблюдается диспластика движений, нарушение координации, аритмичность двигательных актов. Это отягощается и трудностями зрительно-пространственной ориентации, так как монокулярный характер зрения не позволяет выделять такие важные признаки пространства, как глубина, удаленность, протяженность, объемность. В связи с этим у детей наблюдается укороченный шаг, приводящий к нарушению равновесия и уплощению стопы. Все это предопределяет появление гиподинамии, а затем и снижение функциональных возможностей организма.

    Наличие зрительного заболевания в большинстве случаев оказывает заметное влияние на психическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, нарушено внимание, что препятствует полноценному использованию и развитию интеллектуальных способностей. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном обозначении взаимоположения предметов, ориентировке в пространстве. Недостатки в развитии пространственного восприятия и ориентировки в окружающем, ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей во всех сферах деятельности.

     Прослеживается определенная взаимосвязь зрительной и речевой недостаточности. У большинства детей с амблиопией и косоглазием наблюдаются нарушения речи различной степени выраженности.

В психоневрологическом статусе большинства детей с амблиопией и косоглазием наблюдаются психоневрологические расстройства различной симптоматики и степени выраженности. Значительная часть детей имеет серьезные расстройства по типу эписиндрома и энцефалопатии. Большую группу составляют дети с гипердинамическим синдромом, их отличает повышенная возбудимость, трудная включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость.

    На фоне нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей наблюдаются особенности личностного развития: неуверенность в своих возможностях, неумение преодолевать трудности. Следствием этого является заниженная самооценка, которая  сказывается на их поведении, на овладении культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. У детей с нарушениями зрения снижен интерес к результатам соей деятельности. Они малообщительны и часто социально не адаптированы.

Кроме того, нарушения зрения обусловливают возможность развития у детей с амблиопией и косоглазием наличие вторичных отклонений:

- бедность чувственного опыта;

- недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);

- недостаточность осмысленности чувственного отражения;

-отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

- недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;

- недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

Дошкольникам с амблиопией и косоглазием в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе.  Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников.

Приоритетное направление деятельности

    Приоритетное направление деятельности с детьми с амблиопией и косоглазием - физкультурно-оздоровительно-лечебная деятельность.  Выбор данного направления обусловлен необходимостью особого поддержания физического здоровья детей, охраной и укреплением функциональной деятельности зрительного анализатора, развитием и восстановлением нарушенного зрения до нормальных значений, воспитанием двигательной активности, преодолением трудностей формирования двигательных умений и навыков с повышением координационных способностей.

  Деятельность по данному направлению включает:

  • офтальмологическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения с осуществлением плеопто-ортоптического лечения;
  • организацию профилактической работы и создание офтальмо-гигиенических условий, облегчающих зрительную работ;
  • охрану и поддержание нарушенного зрения, предупреждение его ухудшения, развитие сохранных и восстановление нарушенных зрительных функций, наращивание зрительной работоспособности;
  • определение характера и неукоснительное соблюдение режима зрительных нагрузок с учетом зрительных режимов для детей с амблиопией и косоглазием, соотносимых с этапами плеопто-ортоптического лечения;
  • систематическое выполнение комплексов зрительных гимнастик, обеспечивающих укрепление мышечной системы глаз, улучшение обменных процессов, кровоснабжения;
  • профилактику обострения общих (хронических) заболеваний;
  • организацию статико-динамического режима жизнедеятельности детей с целесообразной сменой состояния покоя и общей, в том числе, зрительной активности;
  • целесообразную организацию режима питания с поддержанием функциональной деятельности зрительной системы и наращиванием нервно-физического тонуса зрительного анализатора;
  • организацию прогулок с обеспечением физических нагрузок для детей с нарушениями зрения с учетом факторов риска для зрения и здоровья в целом;
  • широкую  и рациональную организацию физкультурных мероприятий в ДОУ как резерва двигательной активности дошкольников с амблиопией и косоглазием .

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры первого года обучения (3-4 года):

Развитие зрительного восприятия:

  • ребёнок умеет различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и чёрный;
  • умеет различать и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений;
  • умеет соотносить цвет предмета с цветным изображением;
  • умеет группировать предметы по цвету;
  • различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал)                                            и геометрические тела (куб, шар);
  • умеет соотносить форму предметов ближайшего окружения с геометрическими эталонами;
  • различает, выделяет и сравнивает величину (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий - узкий) предметов ближайшего окружения;
  • умеет подбирать предметную картинку к объёмному предмету с постепенным достижением полной идентичности;
  • узнаёт и правильно называет изображения предметов и простейшие одноплановые сюжетные изображения;
  • зрительным способом с опорой на кинестетическое чувство определяет расстояние (близко - далеко) от себя до двух удалённых предметов;
  • умеет замечать форму, цвет в окружающих предметах;
  • умеет находить предметы определённой формы, цвета, величины в окружающем мире.

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики:

  • ребёнок понимает расположение и знает название пальцев руки;
  • может выполнять заданные взрослым действия:

а) всей рукой;

б) отдельными пальцами.

  • может выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии округлой                                   и угольной форм;
  • различает с помощью осязания геометрические фигуры  и тела (круг, квадрат,  шар, куб);
  • может зрительно – осязательным способом различать контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой);
  • различает свойства поверхности предметов (мягкие – твёрдые, тёплые – холодные);
  • способен подключать мануально обследовательские действия к своей описательной речи.

Социально-бытовая ориентировка:

  • ребёнок может назвать своё имя, фамилию, имена своих родителей;
  • называет педагогов по имени и отчеству;
  • понимает и обозначает в речи назначение предметов повседневного пользования;
  • имеет представление о труде взрослых ближайшего окружения;
  • владеет элементарными навыками социального поведения;
  • понимает и обозначает в речи свои сенсорные возможности;
  • умеет ориентироваться в окружающем мире (обобщающие понятия, времена года, части суток, и т.д.) с помощью направляющих вопросов и инструкций взрослого;
  • различает признаки и свойства предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием.

Ориентировка в пространстве:

  • ребёнок умеет показывать и называть части своего тела, части тела куклы;
  • знает пространственное расположение частей тела;
  • выполняет действия по определению правой и левой сторон «на себе»;
  • ориентируется в помещениях группы;
  • умеет определять источник звука;
  • способен с помощью направляющих инструкций взрослого:

а) ориентироваться в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя»;

б) ориентироваться в процессе передвижения;

  • умеет ориентироваться в микропространстве;
  • умеет ориентироваться в пространстве с помощью зрения, слуха, обоняния;
  • способен моделировать простейшие пространственные отношения;
  • может ориентироваться в пространстве по картинке-плану;
  • использует пространственную терминологию.

Система оценки результатов освоения Программы  

Рабочей программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей                   с амблиопией и косоглазием, их образовательных достижений. Данная система включает в себя следующие компоненты:

  1. Педагогические наблюдения, диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
  2. Дневники индивидуального развития детей.
  3. Папки детских работ

Инструментарий для педагогической диагностики:

  • Тифлопедагогическая диагностика Л.В. Морозовой, М.М.Безруких, Л.И. Плаксиной
  • Тифлопедагогическая диагностика Е. Н. Подколзиной.

II. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

Содержанием коррекционно-развивающей работы является фактический материал, без усвоения которого дети не смогут адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью и успешно входить в общеобразовательный процесс.

Организация диагностического обследования

Всей коррекционно-развивающей работе с детьми предшествует диагностика, которую проводит тифлопедагог. Диагностическая работа включает изучение медицинской документации, заключений ТПМПК, наблюдение за ребёнком, тифлопедагогическое обследование и мониторинг результатов коррекционно – развивающего обучения. Целью диагностической работы является формирование у педагогов чётких представлений об офтальмологических диагнозах детей, об имеющихся у них отклонениях в развитии познавательной и социальной сфер для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями. Задачами диагностики является определение индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей, их готовности к коррекционному обучению, возможностей педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности, и других нарушений развития.

    Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). Итоги педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей в ходе индивидуальных собеседований с целью формирования у родителей адекватного отношения к дефекту зрения своих детей и информационной готовности к участию в коррекционно-развивающем и образовательно-воспитательных процессах.

      На основании полученных результатов тифлопедагогом в дневниках индивидуального развития детей вычерчиваются диаграммы, проводится их анализ и составляются программы индивидуального развития каждого ребёнка. На основании общего анализа полученных результатов тифлопедагогом определяются основные направления коррекционно-развивающей деятельности со всеми детьми группы.

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Выявленный уровень развития детей определяет основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие навыков ориентировки в пространстве;
  • развитие социально – бытовой ориентировки;
  • развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий с тифлопедагогом обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего мира.

Содержание коррекционной деятельности по всем направлениям определяется АОП ДО детей с амблиопией и косоглазием с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей группы осуществляется интегрировано.

Программные задачи по направлениям коррекционно – развивающей работы

Развитие зрительного восприятия в 1 год обучения (Дружинина Л.А.)

Задачи по развитию зрительного восприятия направлены на:

  • формирование сенсорных эталонов, обогащение и расширение зрительных представлений как образов памяти об окружающей действительности;
  • формирование точных, полных, дифференцированных зрительных образов;  
  • развитие тонко-координированных действий в системе зрительно-моторной координации.

Цвет

  • Учить различать и называть основные цвета: красный, жёлтый, зеленый, синий, коричневый, черный.
  • Учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
  • Учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
  • Учить группировать однородные предметы по признаку цвета.

Форма

  • Учить различать и называть форму геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
  • Учить соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус).
  • Учить соотносить, находить форму геометрических и объемных фигур в реальных предметах.
  • Обогащать опыт узнавания в окружении шара, куба, кирпичика. Активизировать словарь за счет словосочетаний: «как куб», «как шар», «как кирпичик». (+ АОП ДО, 51)
  • Учить группировать однородные предметы по признаку формы.

Величина

  • Учить находить большие и маленькие предметы.
  • Учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой, маленький).
  • Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх.
  • Учить группировать однородные предметы по величине.
  • Развивать глазомер. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький.

Развитие предметности восприятия

  • Учить совмещать цветные, силуэтные и контурные простые по форме и изображению предметы. (+ АОП ДО, 51)  
  • Развивать умение подбирать предметную картинку к соответствующему предмету на основе идентификации.
  • Учить различать, называть изображения на картинке, последовательно выделять основные признаки.
  • Способствовать формированию предметных представлений в соответствии с лексическими темами: знакомить с внешним обликом, учить выделять (показывать и называть) отличительные признаки (части, форму, цвет).
  • Учить воспринимать (узнавать) объекты на зашумленном фоне.

Развитие навыков ориентировки в пространстве в 1 год обучения

(Дружинина Л.А.)

Для детей с нарушениями зрения характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.

  • Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол, соотносить со своим телом.
  • Дать представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, спина сзади и т.д.
  • Учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе, подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
  • Учить ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом), в спальне (находить свою кровать), в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды), в туалетной комнате (находить свой крючок с полотенцем).
  • Учить словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещении, на разную поверхность игрушек, предметов).
  • Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.
  • Учить зрительным способом с опорой на кинестетическое чувство определять расстояние (близко-далеко) от себя до удаленного предмета.
  • Учить выполнять подражательные ориентировочные движения и действия по просьбе взрослого: показывать левую – правую стороны, верх – низ, направление движения – прямо.
  • Обогащать опыт передвижения в пространстве с изменением направления в соответствии со зрительными ориентирами.

Развитие осязания и мелкой моторики

(Плаксина Л.И.)

У детей с нарушением зрения снижена двигательная активность, в том числе и активность рук. Мышцы рук детей оказываются либо вялыми, либо слишком напряженными. Это сдерживает развитие их тактильной чувствительности, моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

  • Формировать представление о строении и возможностях рук, познакомить с расположением, названием и назначением пальцев.
  • Обучать приемам обследования объектов, соблюдению определенной последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, лапы), геометрических фигур, предметов домашнего обихода, людей (себя, сверстников, взрослых):

1) рассмотри весь предмет (педагог обводит контур);

2) узнай и назови цвет;

3) узнай и назови форму (предмет имеет простую форму, идентичную эталону);

4) в предметах сложной конфигурации узнать, показать, назвать основные части.

  • Учить различать с помощью осязания геометрические фигуры, величину предметов, свойства поверхности предметов (мягкая-твердая, теплая-холодная и т.п.)
  • Формировать приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях; давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.
  • Учить ориентироваться на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.
  • Учить использовать жесты при общении с человеком. Учить различать пластику рук.
  • Учить сопряженному действию рук.
  • Развивать зрительные функции и подвижность глаз: предлагать задания на умение попадать палочкой (стержнем) точно в отверстие с расстояния, обогащать опыт прослеживания за перемещающимся в пространстве объектом, развивать устойчивость фиксации взора (фиксация точки на счет).
  • Учить приемам предметно-практической деятельности: конструирование, лепка, аппликация, работа с палочками, нитками, мозаикой и т.п.
  • Обучать приемам рисования: освоение разных видов движения как приемов рисования (движение по прямой, по кругу, волнистые, отрывочные линии). Учить обводить по контуру, по трафаретам (внутренняя обводка), штриховать и раскрашивать.
  • Развивать двигательное взаимодействие глаза и руки, обогащать опыт действий, когда рука обеспечивает точное глазное слежение. Развивать координированные движения и действия.

Развитие социально-бытовой ориентировки в 1 год обучения (Дружинина Л.А.)

Особенности развития представлений об окружающем мире дошкольников с нарушениями зрения: Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. У них наблюдается бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта.

Предметные представления

  • Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения).
  • Учить группировать предметы пот заданному признаку, материалу, назначению.
  • Учить устанавливать различия между предметами.
  • Учить различать и называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуншит, стучит, хрустит, звенит).
  • Развивать полисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процессе познания признаков предметов).
  • Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением. Дети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.
  • Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
  • Учить пониманию обобщающих понятий: посуда, одежда, книги, мебель и др.

Приобщение к труду взрослых

  • Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекать внимание к работе няни, повара, дворника, шофёра.
  • В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, меняет полотенца), учить видеть качество труда взрослых (няня моет чисто).
  • Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место.
  • Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых. Учить благодарить взрослых за помощь.

Наблюдения на улице

  • Учить наблюдать за людьми, их поведением на улице, за движением машин, за огнями светофоров (научить называть их: красный, желтый, зеленый). Дать детям понятие о том, что, когда едут машины, люди стоят и ждут.
  • Выделять звуки на улице, ориентироваться на них, учить детей подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и в играх.

Ребенку о нем самом

  • Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии - «Я – девочка Аня, моя фамилия Банина»
  • Учить наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали одежды, прически (игры с зеркалом).
  • Учить детей пониманию мимики, манерам общения.
  • Вызывать детей на сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным, растениям.
  • Учить детей безопасному поведению.

Формы организации коррекционно-развивающей работы

Основные формы организации коррекционной работы с детьми – подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность.

Подгруппы для коррекционных занятий формируются тифлопедагогом на основании результатов первичной диагностики, с учетом уровня развития зрительного восприятия, наличия детей с различной степенью выраженности той или иной зрительной патологии. Состав подгрупп достаточно подвижен и зависит от успешности детей в процессе лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей деятельности.

Индивидуальные занятия, в зависимости от цели, можно разделить на два вида:

  1. занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, лечению на офтальмологических аппаратах;
  2. занятия по коррекции вторичных отклонений в развитии ребенка

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по разработанной тифлопедагогом индивидуальной программе 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. Количество индивидуальных занятий зависит от выраженности первичного дефекта зрения ребенка и вторичных отклонений в его развитии.

Методы и приемы реализации Программы

Выбор методов коррекционной работы определяется характером и структурой зрительных нарушений воспитанников, возрастом, в котором у них возникли эти нарушения, общим уровнем развития и потенциальными возможностями развития детей группы. При отборе методов учитывается необходимость сочетания слова, образа и практического действия. В коррекционной работе используются как общедидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей.

Приемы словесного метода:

  • беседа, способствующая повышению познавательной активности;
  • чтение стихов, потешек, загадок по ходу выполнения коррекционного задания;
  • словесный образец описания обследуемого предмета, его свойств и качеств;
  • пояснение, инструкция;
  • указания

Приемы наглядного метода:

  • наблюдения окружающих предметов и явлений;
  • демонстрация объектов или их изображений, сюжетных изображений с учетом офтальмологических показаний детей;
  • экспериментирование.

Приемы практического метода:

  • продуктивная деятельность (конструирование, экспериментирование, изобразительная

деятельность, ручной труд);

  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактические игры;
  • экспериментирование

Специфика использования общедидактических методов состоит в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.

Взаимодействие специалистов ДОУ в реализации Программы

Реализуя принцип комплексности, педагоги и медицинские службы ДОУ осуществляют взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы в различных формах:

1.Тетрадь взаимосвязи сестры-ортоптистки и учителя-дефектолога (тифлопедагога)содержит следующие разделы:

  • возрастные нормы остроты зрения;
  • блок лечебно-восстановительной работы (цикл окклюзий, аппаратное лечение, назначения врача для тифлопедагога и воспитателей, этапы лечения).

2.Тетрадь взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей группы содержит следующие разделы:

  • информация о медико-педагогическом составе специалистов, работающих с детьми группы;
  • медико-педагогические рекомендации воспитателям по организации лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;
  • условные обозначения аппаратов;
  • информация о состоянии зрения детей (офтальмологический диагноз, характер зрения, коррекция зрения);
  • таблицы динамики остроты зрения в течение учебного года;
  • рекомендации по учету зрительных нарушений у детей в индивидуальной работе и на групповых занятиях (таблица-сопровождение);
  • блок коррекционно-развивающей работы с детьми по каждой лексической теме, рекомендации для воспитателей по индивидуальной работе с детьми.
  1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является консультативным, диагностическим и координирующим органом.  

Координационная деятельность консилиума обеспечивает:

•        защиту прав и интересов детей;

•        комплексную диагностику детей;

•        обсуждение промежуточных результатов коррекционно-развивающего воздействия;

•        анализ динамики развития детей;

•        корректировку содержания занятий и их формы;

•        разработку рекомендаций для дальнейшей работы;

•        консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

•        профилактическую работу.

В состав ПМПк входят следующие работники: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач – окулист, врач – педиатр, сестра – ортоптистка, учителя – дефектологи (тифлопедагоги), учителя – логопеды, воспитатели групп для детей с нарушениями зрения, с нарушениями речи.    

Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМКк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки. По данным обследования специалистами составляются заключения и разрабатываются рекомендации. Для детей со сложной структурой дефекта членами ПМПк составляются индивидуальные образовательные маршруты.

4. Методическое объединение учителей-дефектологов (тифлопедагогов) и воспитателей групп для детей с нарушениями зрения является средством координации методической работы педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. Заседания МО проводятся 4 раза в учебном году.

Цель деятельности МО: повышение профессионального мастерства учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп с целью обеспечения качественного учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Задачи:

  • развивать активность, аналитические способности, критическую оценку к своей деятельности и творческий потенциал педагогов ДОУ;
  • повышать уровень теоретической и практической подготовки педагогов;
  • совершенствовать программно-методические и нормативные условия организации коррекционно-развивающего процесса ДОУ;
  • расширять знания педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие детей;
  • создавать атмосферу ответственности за конечные результаты коррекционно-развивающей деятельности;
  • обобщать передовой опыт, осуществлять его пропаганду и внедрение в практику педагогов ДОУ.

План работы методического объединения на 2020 – 2021 учебный год

Период

Обсуждаемые вопросы

1

Октябрь

Тема: Острота зрения у дошкольников: диагностика и организация коррекционно-развивающей работы

  1. Утверждение плана работы МО                       на 2020 – 2021 учебный год.

  1. Определение остроты зрения у детей дошкольного возраста по таблице Орловой: задачи, методика, возрастные нормы.

  1. Подготовка к проверке остроты зрения детей младшего дошкольного возраста. Картотека игр для знакомства с оптотипами.

  1. Педагогическая классификация детей по остроте зрения. Организация образовательного процесса с учётом остроты зрения детей.

2

Декабрь

Тема: Коррекционно – педагогическая и лечебно – восстановительная работа на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия

  1. Основные направления взаимодействия сестры-ортоптистки, тифлопедагога и воспитателей в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения.

  1. Плеоптика: задачи этапа, аппаратное лечение. Дидактические игры и упражнения в период плеоптического лечения детей.

  1. Ортоптика и диплоптика: задачи этапов, аппаратное лечение. Дидактические игры и упражнения на данных этапах лечения.

  1. Стереозрение: заключительный этап лечения косоглазия. Дидактические игры и упражнения на развитие стереоскопического зрения.

  1. Выставка дидактических пособий, используемых на разных этапах лечения.

3

Февраль

Тема: Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями зрения

  1. Создание условий для сенсорного развития детей 3 – 5 лет.

  1. Развитие сенсорной культуры у дошкольников с нарушениями зрения в продуктивной деятельности.

  1. Формирование изобразительных                  и графических навыков у детей                                  с нарушениями зрения. Особенности организации изобразительной деятельности.

  1. Развитие у дошкольников цветовосприятия: совместная работа тифлопедагога и воспитателей. Картотека игр.

4

Апрель

Тема: Методическая копилка: приемы организации НОД в группах комбинированной направленности

  1. Общекультурные и профессиональные компетенции специалиста в сфере образования детей с нарушениями зрения.

  1. Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

  1. Приёмы релаксации для детей с нарушениями зрения.

  1. Приёмы рефлексивной деятельности                у дошкольников с нарушениями зрения как условие формирования внутреннего контроля над своими действиями.

Консультативнаяи информационно-просветительская работа

Консультативная и информационно-просветительская работа специалистами проводится с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Методическая работа с педагогами

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, и обеспечение результативности коррекционно – развивающего процесса.

Форма работы

Содержание

Сроки

Рекомендации

  • Особенности организации игровой деятельности у детей 3-4 лет

  • Символика и насыщение игровых центров – важное условие для развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения

  • Подготовка к проверке остроты зрения детей младшего дошкольного возраста.
  • Организации НОД во II младшей группе комбинированной направленности для детей           с нарушениями зрения с использованием элементов ТРИЗ – технологии

  • Планирование системы коррекционной работы по лексической теме и рекомендации по индивидуальной работе воспитателя с детьми

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Январь

Еженедельно

Консультации

  • Осуществление дифференцированного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения зрения (составление таблицы – сопровождения)

  • Организация предметно – развивающей среды для детей II младшей группы с нарушениями зрения

  • Методические рекомендации по обучению конструированию детей младшего дошкольного возраста

  • Создание условий для сенсорного развития детей 3 – 4 лет

  • Дидактические игры и упражнения в период плеоптического лечения детей (МО)

  • Развитие у дошкольников цветовосприятия: совместная работа тифлопедагога и воспитателей. (МО)

  • Вопросы воспитания и обучения детей, методы коррекционной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

По мере необходимости

Сборники, картотеки для осуществления взаимосвязи в работе с воспитателями

  • Единая картотека пальчиковых игр;
  • Единая картотека зрительной гимнастики;
  • Единая картотека физкультурных минуток;
  • Картотека игр для знакомства с оптотипами;
  • Картотека игр по развитию цветовосприятия

Еженедельное пополнение

Октябрь

Февраль

Посещение занятий

Оказание методической помощи воспитателям

В течение учебного года

Взаимодействие с родителями воспитанников

Цель: формирование у родителей адекватного отношения к возможностям и потребностям детей с нарушениями зрения, переориентирование родителей с потребительской пассивной позиции на активное взаимодействие со специалистами, установление доверительных отношений родителей с педагогами, родителей различных семей между собой.

Форма работы

Содержание

Сроки

Анкетирование

  • «Сведения о семьях воспитанников»
  • «Значение конструирования в развитии ребёнка»

Сентябрь

Февраль

Индивидуальные консультации

Итоги первичной диагностики уровня развития зрительного восприятия детей, индивидуальная коррекционно – развивающая программа в первый год обучения

Сентябрь

Результаты итоговой диагностики уровня развития зрительного восприятия детей в конце учебного года

Май

Письменные консультации

  • «Помощь ребенку в первые дни пребывания в детском саду»
  • «Как носить очки и ухаживать за ними»
  • «Что такое окклюзия и для чего она нужна»
  • «Простые советы для глаз»
  • «Основные упражнения для глаз»
  • «Советы родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения»
  • «Сенсорное воспитание детей с нарушенным зрением»
  •  «Этапы лечения детей: плеоптика, ортоптика, диплоптика и стереозрение»
  • «Учим ребёнка правильно вести себя на дороге»
  • «Красивая осанка – залог здоровья»
  • «Игрушки будущего инженера»
  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

В течение года

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Памятки

  • «Светоотражатели спасают жизнь!»
  • «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
  • «Учим детей наблюдательности на улице»

Октябрь

Декабрь

Январь

Родительский клуб

«За руку с семьей»

«Поговорим о сохранении зрения детей»

Декабрь

Родительские собрания

«Организация коррекционно – развивающей и лечебно-восстановительной работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения»

Октябрь

«Конструирование – инструмент развития познавательных и технических способностей дошкольников»

Февраль

«Дети наши повзрослели: подросли и поумнели»

Май

Выставки, акции, конкурсы

Выставка семейных творческих работ «Осенние затеи»

Сентябрь

Фотовыставка «Посмотрите в мамины глаза»

Ноябрь

Акция «Изо льда игрушки сделаем и украсим ими дерево»

Декабрь

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Декабрь

Конкурс – выставка детского творчества «Мир прекрасного»

Февраль

Выставка «Золотые руки наших мам»

Март

Выставка изобразительных детских творческих работ «Осенний вернисаж», «Волшебница – зима», «Весенняя капель»

Сентябрь

Январь

Март

Детские работы, выполненные на коррекционных занятиях тифлопедагога, в процессе индивидуальных занятий и плеоптических упражнений

Ежедневно

Рекомендации

Советы по закреплению и совершенствованию навыков, сформированных на занятиях

Еженедельно в соответствии с лексической темой

Памятки

  • «Виды готовности к школе»
  • «Что должен уметь ребёнок в 6 – 7 лет»
  • «Если ребёнок боится врачей»
  • «Как провести лето перед школой»
  • «Секрет успешного пребывания в школе»
  • «Чему надо научиться до школы»
  • «Готовы ли к школе… родители?»
  • «Детей учит то, что их окружает»
  • «Должен ли будущий первоклассник уметь читать?»
  • «Игра – это тоже подготовка к школе»
  • «Чтобы у ребёнка возникло желание учиться»

«Советы по интерьеру детской комнаты»

В течение года

Проекты

  • «За здоровьем – в детский сад»;
  • «Волшебный мир цвета»

Март – Апрель

III. Организационный раздел

Учебный год в группе комбинированной направленности для детей с амблиопией и косоглазием начинается первого сентября и длится девять месяцев (до первого июня).

   В сентябре проводится всеми специалистами углубленная диагностика развития детей, сбор анамнеза, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность с детьми в режимных моментах, составляются и осуждаются со всеми специалистами группы рабочие программы,  индивидуальные адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты.

    С октября начинается организованная коррекционно-развивающая деятельность с детьми в соответствии с рабочими программами педагогов.

В начале ноября и в конце марта предусмотрены пятидневные каникулы.   В этот период проводится лечебно – восстановительная работа, музыкальные и физкультурные занятии, всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, воспитателями организуется совместная и игровая деятельность дошкольников.

Режим дня для детей 3 – 4 лет в холодный период года

Время

Вид деятельности

7.00-7.55

Прием и осмотр детей, выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога

7.55-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.20

Самостоятельная деятельность детей, выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога

8.20-8.30

Подготовка к завтраку

8.30-8.50

Завтрак

8.50-9.00

Подготовка к образовательной деятельности. Зрительная гимнастика

9.00-9.15

Образовательная деятельность (I подгруппа)

9.15-9.30

Второй завтрак

9.30-9.45

Образовательная деятельность (II подгруппа)

9.45-9.55

Самостоятельная деятельность детей

9.55-10.10

Образовательная деятельность

10.10-10.20

Подготовка к прогулке

10.20-12.20

Прогулка

12.20-12.30

Возвращение с прогулки

12.30-12.40

Подготовка к обеду

12.40-13.00

Обед

13.00-13.10

Подготовка ко сну

13.10-15.00

Дневной сон

15.00-15.10

Подъем, водные процедуры, закаливание. Зрительная гимнастика

15.10-15.15

Подготовка к полднику

15.15-15.25

Полдник

15.25-15.30

Подготовка к образовательной деятельности

15.30-16.00

Образовательная деятельность (по подгруппам). Совместная деятельность. Выполнение назначений врача – офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога

16.00-16.10

Подготовка к прогулке

16.10-18.00

Прогулка

18.00-18.10

Возвращение с прогулки

18.10-18.20

Подготовка к ужину

18.20-18.40

Ужин

18.40-19.00

Игры, индивидуальная работа, индивидуальные беседы с родителями. Уход домой  

Примерный распорядок дня для детей 3-4 лет в теплый период года

Возрастная группа

Вид деятельности

2 младшая группа

Прием детей на участке. Игры. Беседы с родителями.

7.00 – 8.00

Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

8.00 – 8.05

Возвращение в детский сад.

8.05 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.10 – 8.50

Подготовка к прогулке.

8.50 – 9.00

День интересных дел:

Понедельник «ЛЮБОЗНАЙКА» - расширение представлений детей об окружающем мире, чтение литературы, рассматривание объектов природы.

Вторник «ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА» - продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Среда «ЗДОРОВЕЙКА» - советы доктора Безопасность.

Четверг «ТРУДОЛЮБИК» - экспериментальная деятельность с детьми, труд в природе.

Пятница «ПОТЕШНИК» - развлечение, досуг или праздник.

Музыкальная деятельность – 2 раза в неделю (по плану музыкального руководителя).

Физкультура на улице – 3 раза в неделю.

Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми).

9.00 – 11.50

Возвращение с прогулки, мытье ног.

11.50 – 12.10

Подготовка к обеду.

12.10 – 12.15

Обед.

12.15 – 12.35

Подготовка ко сну.

12.35 – 12.45

Сон.

12.45 – 15.00

Подъем, воздушное закаливание.

15.00-15.10

Подготовка к полднику.

15.10-15.20

Полдник.

15.20-15.30

Подготовка к прогулке.

15.30-15.35

Прогулка (наблюдение, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми).

15.35-17.05

Возвращение с прогулки.

17.05-17.15

Подготовка к ужину.

17.15-17.25

Ужин.

17.25-17.35

Подготовка к прогулке.

17.35-17.40

Прогулка. Беседы с родителями. Уход домой.

17.40-19.00

Циклограмма рабочего времени тифлопедагога

Дни недели

Время

Формы работы

Общее время

Понедельник

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 9.40

Подгрупповая деятельность по развитию у детей зрительного восприятия

40 минут

9.40 – 10.25

Индивидуальная работа

45 минут

10.25 – 11.00

Организационно-методическая работа: оснащение кабинета дидактическим материалом его систематизация

35 минут

13.00 – 14.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование педагогов.

60 мин

Вторник

8.00 – 9.10

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Участие в режимных моментах: формирование навыков по социально-бытовой ориентировке

70 минут

9.10 – 9.25

Участие в музыкальной деятельности.

15 минут

9.25 – 9.35

Подготовка к подгрупповой деятельности.

10 минут

9.35 – 10.15

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия

40 минут

10.15 – 11.00

Индивидуальная работа.

45 минут

11.00 – 12.00

Участие в режимных моментах: формирование навыков по социально-бытовой ориентировке

60 минут

Среда

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 9.40

Подгрупповая деятельность по формированию восприятия пространства и навыков ориентирования

40 минут

9.40 – 10.25

Индивидуальная работа

45 минут

10.25 – 11.00

Работа с индивидуальными дневниками развития детей.

35 минут

17.00 – 18.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование родителей.

60 минут

Четверг

8.00 – 9.10

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Участие в режимных моментах: формирование навыков по социально-бытовой ориентировке

70 минут

9.10 – 9.25

Участие в музыкальной деятельности.

15 минут

9.25 – 9.35

Подготовка к подгрупповой деятельности.

10 мин

9.35 – 10.15

Подгрупповая деятельность по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики

40 минут

10.15 – 11.00

Индивидуальная работа

45 минут

11.00 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: заполнение документации по взаимодействию с сестрой-ортоптисткой и воспитателями

60 минут

Пятница

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 9.40.

Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки

40 минут

9.40 – 10.10

Индивидуальная работа

30 минут

10.10 – 11.00

Организационно – методическая деятельность: подготовка и систематизация дидактического материала по лексической теме

50 минут

11.00 – 12.00

Участие в режимных моментах: формирование навыков по социально-бытовой ориентировке

60 минут

Недельный план коррекционных мероприятий в группе для детей 3 – 4 лет

Вид коррекционной деятельности

Количество занятий в неделю

1

Занятие по развитию зрительного восприятия

2

2

Занятие по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики

1

3

Занятие по формированию восприятия пространства и навыков ориентирования

1

4

Занятие по социально-бытовой ориентировке

1

5

Индивидуальная работа с детьми  

1 – 2 занятия

6

Подготовка к аппаратному лечению

Индивидуально по назначению врача

7

Упражнения по этапам лечения

8

Выполнение назначений врача

График работы тифлопедагога 

Понедельник

8.00 – 11.00

13.00 – 14.00

Консультации для педагогов

Вторник

8.00 – 12.00

Среда

8.00 – 11.00

17.00 – 18.00

Консультации для родителей

Четверг

8.00 – 12.00

Пятница

8.00 – 12.00

Проектирование коррекционно-развивающего процесса  

   Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации коррекционно-развивающего процесса обеспечивается единство обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных целей и задач.

  Планирование коррекционно-развивающего процесса строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом целевых ориентиров по всем направлениям работы (Приложение «Перспективное планирование коррекционно -развивающих занятий по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентировки в пространстве».

Условия реализации Программы

 Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды

 Для реализации главной цели коррекционно – педагогической работы в группе созданы специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда соответствует коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребенка, она комфортна и безопасна.  

 Для получения полной и объективной информации об окружающем мире в кабинете тифлопедагога и помещениях группы    используются   ориентиры, цветовые сигналы, зрительные тренажеры.

 В кабинете учителя дефектолога имеются пособия и игры по всем разделам программы.

 Перечень пособий:

1. Фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы.

2. Подставки, указки, фоны.

3. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные) (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т.д.).

4. Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (планы помещений, ориентиры, вспомогательные средства, и т.д.).

5. Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, танграмы, разрезные картинки, настольные дидактические игры и т.д.).

6. Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, игры и т.д.).

7. Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных).

8. Пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

9. Специальные пособия на развитие зрительных функций.

10. Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира (набор звуковых игрушек, тактильная доска, бытовые запахи и т.д.).

Информационно – методическое обеспечение Программы

 Коррекционно–развивающая работа организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования обучающихся с амблиопией и косоглазием, с разделом образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», разработанным на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной.

Методическая литература по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность.СПб,2002
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Изучаем геометрические фигуры» для детей 3-6 лет. Екатеринбург, 2016
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.П.  Воспитание сенсорной культуры ребенка. М,1988
  5. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  7. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников М, 2010
  8. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников. М,2011
  9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М,2010
  10. Кремлякова А.Ю. Коррекционные технологии в работе тифлопедагогов и психолога ДОУ, С-Пб, 2019
  11. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения. Ростов-на Дону,2007
  12. Нагибина И.П. Изучаю цвет. Книжка с наклейками. М,2007
  13. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада + Рабочая тетрадь, С-Пб, 2017
  14. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности. Ступень А.
  15. Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. Новосибирск, 1987
  16. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Развитие зрительного восприятия. Младшая группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  17. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников     3 – 4 лет. М,2004
  18. Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величины. Первый год обучения. Самара,2004
  19. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  20. Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры.

Методическая литература по разделу

«Ориентировка в пространстве»

  1. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: Развитие пространственной ориентировки. 2010
  2. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  3. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  4. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Развиваем пространственно-временные представления» для детей 4-6 лет. Екатеринбург,2015
  5. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  6. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности. Ступень А.
  7. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Ориентировка в пространстве. Подготовительная группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  8. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. М,2009
  10. Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушениями зрения
  11. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. М., 2004

Методическая литература по разделу

 «Социально – бытовая ориентировка»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск,2008
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. СПб,2016 + Рабочая тетрадь
  4. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности. Ступень А.
  5. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Социально-бытовая ориентировка. Младшая группа. Составитель Чевычелова Е. А., 2014
  6. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников
  7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.   М., 2003
  8. Шорыгина Т.А. Организация экспериментальной деятельности
  9. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону, 2010

Методическая литература по разделу

                                    «Развитие осязания и мелкой моторики»

  1. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Ростов-на-Дону,2007
  2. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. 3 – 7 лет, С-Пб, 2019
  3. Соколова Ю.И. Игры с пальчиками, М., 2005
  4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика М., 2008
  5. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999
  6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...

Перспективное планирование работы во 2-ой младшей группе для детей с нарушением зрения по теме "Познай себя"

Опытно-экспериментальная деятельность детей по познанию самого себя  с целью формирования у детей начальных представлений о человеке, частях его тела, об органах чувств как источниках получения д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

Рабочая программа второй младшей группы для детей с нарушениями зрения

Рабочая программавторой младшей  группы для детей с нарушениями зрения...