Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тимохина Эльвира Николаевна

Подборка игр для автоматищзации и дифференциации звуков. Можно использовать как на логопедических занятиях, так и в работе воспитателей дошкольных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-avtomatizatsii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры

по автоматизации и дифференциации звуков

«Построй домик»

  Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

  Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7—14 штук) и на большом треугольнике (крыша).

  Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: [л] — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Собери цветочек»

  Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

  Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

  Ход игры: Собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

«Солнышко»

  Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

  Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

  Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.

«Собери яблочки»

  Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

  Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

  Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки — яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

«Украсим елочку»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

  Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы — «елочные шары» с наклеенными предметными картинками.

  Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

«Напоим куклу чаем»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

  Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

  Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная — она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Кукла наряжается»

  Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

  Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

  Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.

«Украсим комнату флажками»

  Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

  Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

  Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

«Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребенок собирает бусы с одного конца, другой — с другого.

  Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

  Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

  Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.

«Паровоз»

  Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

  Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками, в названии которых есть заданный звук.

  Ход игры: логопед предлагает ребенку составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.

«Разложи елочки»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

  Материал: предметные картинки, наклеенные на елочки разной величины.

  Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить елочки в порядке убывания - от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

     Далее игры усложняются. Не забывая о том, что основная задача — автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры вносится элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты хорошо известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

«Сложи пирамидку»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

  Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

  Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которые наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.

«Веселые матрешки»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

  Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

  Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

«Сложи снежинку»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

  Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

«Подбери фигуры»

  Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

  Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отверстия-фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть, например, только треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

  Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например «л», и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».

    Все эти упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а следовательно, повысится и эффективность работы.

  Данные игры можно использовать и на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с увлечением играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает интерес к занятию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков...

Артикуляционная гимнастика и логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

В данном материале представлена артикуляционная гимнастика и  игры на автоматизацию и дефференциацию звуков....

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Дети обычно с удовольствием играют в логопедические игры. Основными задачами этих игр являются автоматизирование и дифференцирование поставленных звуков....

"Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков"

Данный материал можно использовать учителям - логопедам и воспитателям, работающим в ДОУ.Такие игры помогут закрепить правильное произношение недостающих звуков в речи детей....

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Дети обычно с удовольствием играют в логопедические игры не только на занятиях, но и в группе в вечернеем время. Воспитателям остаётся только выбрать вариант игры, необходимый конкретному ребёнку для ...

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека логопедических игр для автоматизации и дифференциации звуков....

Авторская методика «Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков»

Дорогие родители и педагоги! Логопедические игры помогут вам привить ребенку интерес к правильному произношению звуков. Красивая речь – это залог успеха, как взрослых, так и детей. В пособии пре...