Современные технологии в речевом развитии дошкольников
материал по коррекционной педагогике

Марьясова Наталья Петровна

Применение современных технологий в речевом развитии дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии в речевом развитии дошкольников Подготовила: учитель-логопед Марьясова Н.П.

Слайд 2

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития . Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский.

Слайд 3

В Федеральном Государственном Стандарте ДО « Речевое развитие » выделено как основная образовательная область . Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В связи с этим, непосредственно само речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ.

Слайд 4

Определение речи и речевого развития Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.

Слайд 5

Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа . Задачи речевого развития в ФГОС ДО Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической ре чи Развитие речевого творчества Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Слайд 6

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Слайд 7

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС : Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Информационно – коммуникационная технология Технология ТРИЗ, ТРИЗ-РТВ Проектные технологии Педагогика сотрудничества Групповые технологии Личностно-направленные Мнемотехника

Слайд 8

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Слайд 9

Функции логопеда Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. С овершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложений Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения.

Слайд 10

Технологии применяемые мной в работе Технологии Игровые Наглядного моделирования Здоровьесберегающие Нетрадиционные Личностно-ориентированная Интерактивные

Слайд 11

Игровые Игровые технологии занимают у меня самое значительное место при реализации АООП на всех этапах коррекционной работы. Значение использования игровых технологий при решении задач ФГОС состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей. На своих занятиях использую дидактические, социализирующие, развивающие игры.

Слайд 12

Задания на предупреждение нарушений чтения и письма

Слайд 13

Задания на предупреждение нарушений чтения и письма

Слайд 14

Дидактическая игра «Помоги Незнайке собраться в поход»

Слайд 15

Дидактическая игра «Грамотейка»

Слайд 16

Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания

Слайд 17

Здоровьесберегающие технологии При планировании и проведении коррекционных занятий учитываю возрастные и психофизиологические особенности детей. Упражнения , направленные на здоровье-сбережение провожу в течение 1-2 минут в середине занятия. Применяю дыхательную гимнастику, упражнения на развитие общей моторики (комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели) провожу в игровой форме. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту. Активно использую артикуляционную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Слайд 18

Нетрадиционные техники Я использую: Су - Джок терапия , различные массажеры (шарики, карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т.п.), кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки, «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»); упражнения для развития мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса , кубики, мозаики, кубики Кооса , пазлы , танграм , игрушки-головоломки и т.п.). Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно и на развитие речи.

Слайд 19

Пескотерапия , игры с ракушками

Слайд 20

Н аглядное моделирование . К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. К ним относятся: Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их использую для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) Схемы (использую при заучивании). Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений. Карточки-символы Различные реальные мелкие предметы и т. д .

Слайд 21

Сенсорно-графические схемы цепного рассказывания по методике В.К.Воробьевой

Слайд 22

Предметно-схематическая модель составления описательных рассказов по игрушке ТкаченкоТ.А . В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки .

Слайд 23

Заучивание стихотворения по опорным картинкам Мой мишка (З. Александрова ) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Слайд 24

И нформационно-коммуникационные технологии. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет: - предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре ; - ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; - привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; - поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; -развивать у дошкольников исследовательское поведение; - расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.

Слайд 25

Электронные образовательные ресурсы имею и пополняю картотеку на автоматизацию звуков; чтобы сделать работу более эффективной и более активной использую на занятиях по постановке звуков, развитию речи и обучению грамоте интерактивные игры: « Гарфилд », «Маленький искатель в кукольном театре», на дисках: «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно» –игры на неречевые звуки, звукоподражание, звукопроизношение, развитие связной речи; «Конструктор картинок». Имею значительное количество игровых презентаций по многим лексическим темам: «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые» и т.д.

Слайд 26

Мерсибо Игры сайта « Мерсибо » соответствуют требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям. Они интерактивны — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная . Они направлены на формирование всех речевых компонентов, на развитие психических процессов: развития воздушной струи; тренировки артикуляционного аппарата; проговаривания звукосочетаний и слов; активного слушания и повторения; стимуляции и поощрения речевой активности ребенка расширения словарного запаса; составления связного рассказа; формирования фонематического слуха; отработки “трудных” звуков; развития грамматического строя; выделения ударного гласного звука в словах; определения места звука в слове; анализа звукового состава слова; поиска заданного звука в словах; соотнесения звука и буквы; чтения.

Слайд 27

Вывод Таким образом , задача не только учителя-логопеда, а и всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии , методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий                                        ...

"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников....