Памятка "Ребёнок с расстройством аутистического спектра: первые шаги в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике
Памятка предназначена в помощь педагогам, которые работают с катеегорией детей, имеющих расстройство аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reb_s_ras.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
"Ребёнок с расстройством аутистического спектра:
первые шаги в ДОУ"
Среднестатистическому ребёнку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый "объект" с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если "объект" чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.
Итак, в группе ребёнок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
- Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое "боковое зрение".
- Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: "Посмотри на меня", "Где глазки?". Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
- Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
- "Играйте" с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки ("пиу-пиу", "ап", "ой" и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
- Используйте простые, короткие высказывания: "Смотри! У меня есть машинка", "это было весело", "ух ты, мыльные пузыри".
- Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка ("я поставлю сюда этот мяч"). Комментируя, используйте описательные предложения: "У тебя классные ботинки", "ты нашла красную звездочку". Можно делиться своими эмоциями: "Да, мне тоже это нравится", "это была отличная прогулка!"
- Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
- Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
- Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
- Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: "Какие машины тебе больше нравятся?". Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. "О, мне тоже нравится этот фрукт!", "да, это красивая собака, у меня есть такая же!"
- Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
- Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
- Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
- Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.
Материал подготовлен на основании интернет-источника
Детский аутизм. Как общаться с ребенком с РАС (mos.ru)
Консультация
для педагогов подготовительной группы "В" комбинированной направленности
"Ребёнок с РАС: особенности взаимодействия"
подготовила
учитель-дефектолог
МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Выханская И.В.
Надым, 2021г.
Консультация
для педагогов подготовительной группы "В" комбинированной направленности
"Развитие пространственного гнозиса у детей с ОВЗ"
подготовила
учитель-дефектолог
МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Выханская И.В.
Надым, 2021г.
Пространственные представления – это представления о пространственных признаках предметов (форме, величине), направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
У детей с ОВЗ, а именно с ЗПР, недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. Недостатки восприятия связаны с несформированностью аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, особенно когда в зрительном восприятии участвует двигательный анализатор. Поэтому наиболее значительное отставание наблюдается в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.
Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития. Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства. У всех детей с ОВЗ особенно нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно, по сравнению со здоровыми сверстниками, формируется конструктивное мышление, требующее полноценной аналитико-синтетической деятельности мозга. Поэтому для всех категорий с ОВЗ в развитии большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения и ФЭМП.
Во всех видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения; устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их по общности пространственных признаков и словесно их обозначать.
Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- опора на наглядность ситуации;
- широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
- создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка.
Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:
- Освоение телесного пространства (ориентировка в собственном теле, определение направлений в пространстве относительно своего тела).
- Освоение внешнего пространства (определение положения предметов относительно своего тела, относительно другого предмета).
- Пространственные схемы и диктанты (ориентировка в трехмерном и двухмерном пространстве).
- Конструирование и копирование
Упражнения на освоение телесного пространства.
Для формирования у ребенка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые буквально заставляют убедиться в существовании верха и низа, правой и левой стороны. Упражнения целесообразно начинать перед зеркалом.
Ориентиры: верх (голова, бант, солнце.) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Маркировка ведущей руки ребенка с помощью красной ленточки, яркого браслетика, часов и т.д.
Базовое упражнение на формирование пространственный представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например «вверх» - прыжок на двух ногах; вперед, назад, вправо, влево – простой шаг; вниз- приседание.
Сначала ребенок овладевает понятиями верх-низ (вертикальная плоскость), потом рассматривается понятия "впереди"- «сзади» (горизонтальная плоскость), «право» - «лево» (латеральная плоскость).
Работа над схемой тела.
«Указочка»
Ротик мой умеет кушать, нос-дышать, а уши-слушать.
Могут глазоньки моргать, ручки – все хватать, хватать.
Погладим ручку с обеих сторон. Нарисуем на пальчиках ниточки.
Нарисуем на ладошке клубочек. Нарисуем бровки, губки.
«Маланья» (стихотворение сопровождается показом)
У Маланьи, у старушки,
В маленькой избушке, Жили пять сыновей. Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими головами, Вот с такими усами,
Вот с такими бородами, Вот с такими руками, Вот с такими ногами,Вот с такими плечами, Вот с такими животами и т.д.
- «Отбей мяч». Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.
- «Верх – низ». Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти. Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
- «Путаница». Психолог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.
- «Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
- «Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.).
- «Спереди – сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
- «Скажи, где?». Педагог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
- «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т.д.).
- «Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т.д.).
- «Право – лево». Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку маркировку. Назови и покажи правые и левые части тела.
- Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
- «Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т.д.).
- «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.
- «Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.д.
- «Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
- «Совмещение понятий». Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.
«Летчики»
Мы летаем - высоко, мы летаем - низко, Мы летаем — далеко, Мы летаем- близко.
«Правша» (аналогично- с левой ногой)
Правой ножкой топ-топ, Правой ручкой хлоп-хлоп, Правый глаз сейчас закроем, Отдыхает правый глаз, Щёчку правую с тобою Мы потрогаем сейчас,
Протяни теперь, дружок Руку правую в кружок.
«Аист»
Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левою ногой, повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет, и гнездо себе совьет.
«Физкультурник»
Физкультурник на дорожке тренирует свои ножки, высоко их поднимает, гордо, весело шагает. Повернемся вправо, влево и беремся вновь за дело.
• Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.
• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.
• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает, он открыл сначала левый глаз, а потом правый.
• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.
Упражнения на освоение внешнего пространства.
- уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
- уровень восприятия пространственных взаимоотношений внешних объектов между собой.
1. «Космонавт». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему завязывают глаза, прося повернуться несколько раз на одном месте, развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким же образом проводится работа и с левой рукой.
2. «Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову – справа от зайца, мышку – слева от мишки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
3. «Где кто стоит?». Ребенок отвечает на вопросы педагога: «Кто в шеренге крайний справа? Кто левее…, кто правее..? кто справа от… и т.д.».
4. «Теремок». Игрушки-животные на этажерке из 4-5 полок. Педагог задает ребенку вопросы: «Кто живет в теремке выше, чем…, ниже чем…, над кем…, на одном уровне с кем…?»
5. «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
6.«Мой детский сад». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
7.«Царство зверей и птиц». На картине с изображением множества животных и птиц определить расположение их относительно одного выбранного животного или птицы.
8.«Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
9.«Водное царство» – нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др.), имитировать их движения, лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
10.«Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т.д.), имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
11.«Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких), живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках – средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
12.«Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах – верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
13.«Найди предмет на рисунке». Предъявляется рисунок и карточки к нему с изображением отдельно взятых предметов (животных, людей и т.д.). Ребенку необходимо найти на рисунке эти предметы поочередно и описать их положение, используя предлоги: на над, под, в, а также понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.д.
Пространственные схемы и диктанты
1.«Робот» (и «Непослушный робот»). Ребенок выполняет команды ведущего, двигаясь в названном направлении, или же в направлении, противоположном названному (непослушный робот). Затем ребенок и ведущий меняются ролями.
2. «Я задумал предмет» (педагог называет пространственные координаты какого-то предмета, а ребенок угадывает и называет предмет).
3. Игра «В магазине» («продавец» - ребенок, «покупатель» - педагог – описывает местоположение определенного «товара»; затем роли меняются).
4. Игра «Клад» (сначала педагог, а затем ребенок описывает место, со всеми подробностями, где следует искать клад).
5. «Пространственный рисунок». По речевой инструкции педагога или психолога ребенок должен воспроизвести задуманный рисунок. По окончании работы сравниваются рисунок ребенка и образец. Пример: «В верхнем правом углу изобрази желтый круг, в верхнем левом углу – голубой овал, в нижней части листа – горизонтальную линию слева направо (от левого края листа до правого края листа). На получившейся линии по центру изобрази большой красный квадрат, на нем – синий треугольник и т.д.»
6. «Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.
7. «Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада, от группы до кабинета психолога и т.д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.
8. «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
Конструирование и копирование
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т.д. Ниже приведены примеры игр с возможностью конструирования и копирования. «Сложи узор», «Собери фигуру» (кубики Никитина, танграм, геометрическая мозаика, математический планшет), «Продолжи узор» (построение симметричных узоров), «Скопируй фигуру».
На всех этапах обязательно используются упражнения для развития зрительного и слухового восприятия.
1 серия упражнений: раскладывание предметов с учетом величины, формы («Почтовый ящик», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, матрешки).
2 серия упражнений: развитие слухового восприятия, фонематического слуха («Где колокольчик?», задания на придумывание слов с определенными звуками в начале, середине, конце слова и т.д.)
Материал подготовлен на основании интернет-источника:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Экспертиза фрагмента адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра, учитель-логопед, воспитатель первой категории Башарова Светлана Явдатовна
ТЕМА «Экспертиза фрагмента адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра»ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММЫ Программа коррекционной работы ...