ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА «Формирование предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через включение в сюжетно-ролевую игру»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Быкова

Инклюзивная практика «Формирование предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через включение в сюжетно-ролевую игру» напрвлена на создание условий для формирования предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями через включение в сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Задачи практики: учить использовать игрушки и атрибуты для игры в соответствии с их назначением, то есть формировать элементарные игровые действия; развивать навыки общения и совместной с другими детьми игровой деятельности; способствовать в группе формированию толерантности у детей с нормой развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykova_prakt.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА

Тема: «Формирование предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через включение в сюжетно-ролевую игру»

Подготовила: воспитатель

Быкова Т. И.

г.Лесосибирск, 2022

        

Постановка проблемы (актуальность):

         В подготовительной группе обучается воспитанник с интеллектуальной недостаточностью. У ребёнка наблюдается выраженная задержка формирования психических процессов, а так же нарушения в общении и других видах детской деятельности. Ребёнку свойственно «полевое поведение», он хватает в руки все, что попадает в его поле зрения, тут же оставляет эти предметы или игрушки, не понимая их свойства и назначение. Отсутствие речи и стремления мальчика к общению со сверстниками резко ограничивает социальное взаимодействие, как со стороны ребёнка, так и со стороны  окружающих детей по отношению к нему. По собственной инициативе дети не привлекают мальчика к играм или другой совместной деятельности.

Наблюдение за ребёнком в группе выявило, что мальчик проявляет к некоторым предметам большой интерес. Это разного рода бутылочки, баночки, коробочки. Берёт их в руки, облизывает, манипулирует с ними, стучит по столу, берёт в рот. Эти действия с предметами не способствуют развитию ребенка, так как не являются познавательной деятельностью.

В дошкольном возрасте игра является одним из основных видов передачи опыта познавательной деятельности. Эмоциональное взаимодействие детей во время игры переходит к подражанию действиям друг друга, а в дальнейшем и к их сотрудничеству.

В подготовительной группе дети активно играют в сюжетно – ролевые игры, которые выполняют множество развивающих и воспитывающих функций: способствуют социализации, становлению личности, развитию познавательных процессов, коммуникативных способностей, творческого потенциала, речи, а также способствует расширению кругозора ребенка.

Для активизации познавательной деятельности ребёнка с интеллектуальными нарушениями необходимо создание эмоционально-положительного взаимоотношения в совместной сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Таким образом, цель инклюзивной практики: создание условий для формирования предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями через включение в сюжетно-ролевые игры со сверстниками.

Задачи:

 - учить использовать игрушки и атрибуты для игры в соответствии с их назначением, то есть формировать элементарные игровые действия;

- развивать навыки общения и совместной с другими детьми игровой деятельности; 

- способствовать в группе формированию толерантности у детей с нормой развития.

I этап: На первом этапе были подобраны сюжетно-ролевые игры, которые могли привлечь внимание ребёнка с интеллектуальной недостаточностью из-за определённого содержания их атрибутов. Учитывая, что у мальчика есть интерес к бутылочкам, баночкам, коробочкам, мы решили использовать игру «Пожарные», где есть огнетушители, которые привлекут внимание ребёнка. Игру «Больница», где есть разные бутылочки, коробочки от лекарств. Игру «Парикмахерская», где есть флаконы от шампуней, красок для волос, бальзамов, масок и т.д.

Данные игры были наполнены дополнительными атрибутами, а так же, для того, чтобы игры оставались интересными для других детей подготовительной группы они были значительно модифицированы. Так «Парикмахерская» стала «Салоном красоты», где есть не только парикмахер, но и мастер маникюра, визажист и стилист. Игра «Пожарные» стала игрой «МЧС», где дети обыгрывали не только тушение пожара, но и другие чрезвычайные ситуации (наводнение, ураган и др.). Игра «Больница» дополнилась «Ветеринарной клиникой», «Рентген кабинетом».

II этап: Описание содержания.

На начальном этапе включение ребёнка в игровую деятельность происходило совместно со взрослым. Дети организовывали сюжетно-ролевую игру, а взрослый вместе с ребенком включался в действия игры в качестве второстепенных персонажей (клиенты «Салона красоты», пациенты «Больницы», пострадавшие в пожаре и т.д.). В течение дня дети организовывали одну-две игры.

Так в «Салоне красоты» мальчика рядом со взрослым усаживали на стул, а девочки причесывали его, сушили феном. Ребёнок позволял производить эти манипуляции, так как в это время был увлечен разными флаконами, облизывал их, ощупывал, переставлял. В игре «МЧС» он садился на имитированное сиденье пожарной машины, и все его внимание было приковано к огнетушителю, который ему позволяли держать. В игре «Больница» объектом внимания были разнообразные атрибуты.

На протяжении первых двух недель участия в играх ребенок не проявлял интереса к самой игре, его интересовали лишь манипуляции с отдельными предметами. Вначале участие в играх продолжалось не более двух-трех минут. Затем он уходил с каким-нибудь атрибутом в руке и вернуть его обратно в игру уже было невозможно.

 Через пару недель мальчик стал постоянным персонажем этих сюжетно-ролевых игр, организуемых детьми. Дети стали самостоятельно, по просьбе взрослого вовлекать его в игры. Взрослый в этот момент всегда находился рядом с местом организации сюжетно-ролевой игры, наблюдал, подсказывал детям, как взаимодействовать с мальчиком в некоторых игровых ситуациях.

По истечении месяца ежедневных игр, время пребывания ребенка в игре увеличилось до 5-7 минут. По-прежнему, в основном, его интересовали атрибуты к игре, но теперь он иногда отвлекался от них и  рассматривал в зеркале себя и девочек, которые работали над его прической. В играх «МЧС» и «Больница» начал производить отдельные манипуляции. Например, подавать огнетушитель, коробочку с таблетками доктору, приносил собаку ветеринару.

По истечении трех месяцев время участия ребёнка в игре увеличилось до 9-10 минут. В некоторых случаях ребёнок самостоятельно включается в игровую деятельность, подходит к детям во время игры, берёт атрибуты, не стремится убегать, а садится на стул в «Салоне красоты» или в «Пожарную машину». В игре «Салон красоты» мальчик может кратковременно играть роль не клиента, а парикмахера, около минуты причесывать однотипными монотонными движениями кого-то из детей. Дети привыкли к тому, что ребёнок присоединяется к их игре, не игнорируют его, а находят ему подходящую роль, дают подержать интересующий его предмет, стараются направить его деятельность по игровому сюжету. Например, правильно подержать градусник, протянуть руку для измерения давления, направить фен на волосы и т.д.

III Этап: Ожидаемые результаты.

- Ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно включается в сюжетно-ролевые игры совместно с другими детьми группы.

-  Находится в игре до 15-20 минут.

- Производит некоторые игровые действия с игровыми атрибутами в соответствии с их назначением.

-  Взглядом или жестом может вступать в минимальный игровой контакт со сверстниками.

- Дети группы самостоятельно по собственной инициативе привлекают мальчика к совместной сюжетно-ролевой игре, передают игровой опыт на возможном для ребёнка уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.

Адаптация  детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой,...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".

Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"

Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...

Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Представляю Вашему вниманию материал по теме:"Методологические основы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью"....

«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»

Творческая  деятельность  оказывает  большое  значение  в  жизни  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья. В процессе творческой  деятель...

Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.

Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...