Методические разработки
методическая разработка
Конспект мастер - класса "Использование экспрессивных этюдов для развития интеллекта детей".
Экспрессивный этюд при определённых условиях выполняет психотерапевтическую функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_etyudy.docx | 66.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ -ДЕТСКИЙ САД №32
Конспект: Мастер - класс для воспитателей
"Использование экспрессивных этюдов для развития интеллекта детей"
Воспитатель высшей категории
Дряннова А.М
12.03. 2018г
Мастер - класс
"Экспрессивный этюд для развития эмоционального интеллекта."
Уважаемые коллеги! ФГОС ДО определяет развитие эмоционального и интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Один из методов развития эмоционального интеллекта – экспрессивный этюд.
Экспрессивный этюд – вид психогимнастических упражнений. Термин
«психогимнастика» в практику ввела М.И. Чистякова. В книге
«Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».
Н.Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий
круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут
выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы
вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованннное
воздействие».
Таким образом, экспрессивные этюды – вид психогимнастики, направленный на
развитие экспрессивной грамотности ребёнка: умения понимать эмоции других
людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно
используя личные экспрессивные средства.
Экспрессивный этюд при определенных условиях выполняет
психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального
интеллекта ребёнка следует учитывать только функцию развития экспрессивной
грамотности. В своей книге Чистякова М.И. приводит примеры этюдов на
выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.
Как действует экспрессивный этюд на развитие детей.
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей
возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж
истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной
ситуации. Тем самым педагог создаёт условия для того, чтобы дети развивали
свои средства экспрессии: мимику. Пантомимику, жесты и интонацию.
1.Например
педагог просит: покажи, как Мишка шёл; покажи всем телом, как Мишка шёл;
покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шёл и т.д.
2
Ещё одно задание – показать персонаж в эмоционально значимой ситуации:
радостного зайку или грустную мышку. Если ребёнок делает это произвольно,
значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями. Например,
педагог просит показать: как Лиса испугалась; как Заяц обрадовался, как Ёж
удивился, как Медведь рассердился.
Другая роль в экспрессивном этюде – дети наблюдающие. Когда одни
воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у
наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т.ч.
экспрессии эмоций у разных людей.
Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию.
Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки:
радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счёт этого
происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному
выражению.
В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего
(показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого
ребёнка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.
Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как
компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других
людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные
средства.
Когда и как использовать экспрессивные этюды.
Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми.
При этом важно учитывать методические особенности их проведения.
Рекомендации, которые помогут воспитателям.
1. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения
детской литературы), а не как отдельное задание.
2. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать: эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);
его характер (хитрая, трусливый, храбрый)
физические особенности (большой, маленький, неуклюжий и т.д.)
Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально ёмкой ситуации, когда
действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так.дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.
3. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7.
Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные
этюды должны не отвлекать ребёнка, а служить средством лучшего
восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей
или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа
работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени
для восприятия, в других – показ происходит быстро.
3. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми.
Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это даёт
возможность:
Тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;
Увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же
эмоции разными детьми;
Накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
4. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают
эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный приём,
особенно если речь идёт о постепенном увеличении одной эмоции. Например,
эмоции удивления: удивился – ещё больше удивился, поражён.
5. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в
экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети
могут участвовать в общеколлективных этюдах с места. Получив опыт
наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться
самостоятельно показывать этюд перед остальными детьми.
6. Поддерживайте ребёнка, который показывает экспрессивный этюд,
аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае –
одобрение самого действия ребёнка, а не качество исполнения.
7. Учитывайте возрастные особенности детей каждой группы: динамику
«открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно
помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольниками
постепенно и в определённом порядке.
8. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации.
Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включённость в
сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и
принимают.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....