Картотека: «Коррекционно- развивающие игры по формированию лексико- грамматического строя речи»
картотека по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayuschie_igry_po_formirovaniyu_lexiko_gramm_stroya_rechi.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека:
«Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи»
Словообразование
Игры на словообразование прилагательных:
Старшая группа
/ 1 год обучения /
Относительные прилагательные
- «Повар»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Из грибов – грибной суп.
Из апельсинов – апельсиновый сок.
- «Чьи листья?»
«Чьи детки на какой ветке?»
Цель: образовывать относительные прилагательные.
Листья клена на кленовой
ветке
У клёна листочек – кленовый,
Он очень красивый резной.
А иглы у сосен сосновые,
Колючие все до одной.
***
На лугу трава – луговая.
В поле цветок – полевой.
В лесу полянка – лесная.
В реке песочек – речной.
***
Кожаная сумка - из кожи,
Что же в неё мы положим?
Шелковое платье – из шёлка,
Оно сшито тонкой иголкой.
***
Ложка из дерева – деревянная,
Ложка из олова – оловянная,
Воротник из меха – меховой,
Шарфик из шерсти – шерстяной.
***
Из пуха подушка – пуховая,
А из пера – перьевая.
Обе подушки взбиваю я,
Утром постель убирая.
***
Купил я хрустальную вазу,
Та ваза из хрусталя.
Понравилась мне она сразу –
Все грани на солнце горят.
***
Из ваты матрасик ватный,
На нем наш котенок спит,
Он носик прикроет лапкой
И сладко во сне сопит.
***
Из картона коробка кортонная
В неё можно игрушки сложить
Из бетона стена бетонная,
Будет долго она служить.
***
Из плюша мой плюшевый мишка,
Мне нравится с мишкой играть,
Он словно мой младший братишка,
И с ним я не буду скучать.
***
Из бумаги кораблик бумажный,
Он спокойно бежит по волнам.
Где же тот капитан отважный,
Что на нем поплывет в океан?
***
Из стали ножи стальные,
А нитки из льна - льняные.
Мой глиняный шарик из глины
Он склеен из двух половинок
***
Из стекла стеклянный стаканчик,
Он прозрачный и небольшой,
Осторожно взял его мальчик
И наполнил прохладной водой.
***
Изо льда строят дом ледяной,
А из снега, конечно, снежный.
Жить в домах этих можно зимой,
Пока солнышко греет нежно.
Качественные прилагательные
- «Ателье»
Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
- «Соковыжималка»
Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
- «Дом, в котором я живу»
Цель: учить образовывать качественные прилагательные.
- « Три поросёнка»
Цель: учить образовывать качественные прилагательные.
- «Найди ошибки Незнайки»
Цель: образование качественных прилагательных;
закрепление грамматических категорий.
- «Магазин»
Цель: образование качественных прилагательных; уточнение словаря по темам:
«Одежда.», «Игрушки», «Посуда», «Продукты»
Притяжательные прилагательные
- «Угадай кто хозяин?»
Цель: образование притяжательных прилагательных; уточнение словаря по темам:
«Семья», «Животные».
Семья белки – беличья семья
- «Чьи хвосты?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные; уточнение словаря по теме: «Животные».
Хвост волка – волчий хвост
- «Чьи вещи?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные; уточнить словарь по теме: «Одежда».
Халат мамы – мамин халат
Юбка Юли – Юлина юбка
***
Голова у лошади – лошадиная,
Голова у голубя – голубиная.
Голова у кита – китовая,
Голова у моржа – моржовая.
***
У осла голова ослиная,
Большие ослиные уши,
Ослиная шерстка недлинная.
Осёл не всегда послушен.
***
У белочки ушки беличьи,
Пушистый беличий хвост,
Нарядная шубка беличья и очень маленький рост.
***
У ежа ежовые иголки,
Черненький смешной ежовый нос.
Можно встретить ежика у ёлки.
Есть ли у него ежовый нос.
Можно встретить ёжика у ёлки.
Есть ли у него ежовый хвост?
***
У рыбы рыбья чешуя
И рыбьи плавники.
Нырнула вглубь форель моя,
Прощайте рыбаки!
***
У курицы куриный гребешок,
Под перьями куриный есть пушок,
А скромная куриная головка
Сидит на длинной шее очень ловко.
***
У волка есть волчий хвост
И серая волчья шуба.
Волк – очень опасный гость:
Слишком остры волчьи зубы.
***
Шея лебединая.
Крылья лебединые,
Песня лебединая..
Что за птица милая!
***
Хвост у лисоньки – лисий,
Лапки мягкие лисьи,
Только не верь ей, рыжей,
Коварны все её мысли!
***
Заячьи длинные уши,
Зайцу в лесу нужны:
Если внимательно слушать,
Волки не так страшны.
***
У медведя медвежье ухо,
Неуклюжие лапы медвежьи.
Мишка спит только там, где сухо,
Всюду ищет сухо валежник.
***
Носорожий нос у носорога,
Носорог не может жить без рога,
Очень нужен носорогу рог.
Жаль, что неуклюж так носорог!
***
У бульдогов челюсти бульдожьи
И бульдожьи лапы и хвосты.
Подходи к бульдогам осторожно,
Никогда ты с ними не шути.
***
У верблюда верблюжьи горбы
И большое верблюжье тело,
Он животное сложной судьбы
Непростое пустыня дело!
***
У льва есть львиная грива,
Ведь лев это царь зверей.
Не вздумай быть с ним игривым,
Беги от него скорей!
***
У совы большие глаза,
Они конечно, совиные.
Но кто же тебе сказал,
Что шея совиная длинная?
***
У журавлей журавлиные крылья.
Журавли так протяжно кричат.
Они были прекраснейшей былью,
Пусть скорей возвратятся назад!
***
У павлина павлиний хвост,
Красивые перья павлиньи,
А у павы маленький рост
И хвостик совсем не длинный.
***
У мышки мышиные глазки
И тонкий мышиный хвостик,
Нельзя ей гулять без опаски,
По ночам лишь приходит в гости.
***
У собаки собачья доля,
Суждено ей дом сторожить.
Не стремиться собака к воле,
Она любит с людьми дружить.
***
У кошки кошачьи повадки,
Внимательный кошачий взгляд,
И ходит она с оглядкой
(Частенько смотрит назад)
***
У утки утиная шея,
Утиные красные лапки,
Но утка совсем не умеет
Носить красивые тапки.
***
У оленя олений хвост,
Оленьи рога ветвистые,
Высокий олений рост,
Оленьи глаза лучистые
***
Уменьшительно – ласкательные суффиксы
О розе мы скажем белая,
А о розочке беленькая.
О кошке мы скажем серая,
А кошечке серенькая.
***
Беленькое платьице,
Синенький сачок,
Желтенькое креслице,
Черненький жучок.
Серенький мышонок.
Рыженький котёнок,
Зелёненький листок.
Голубенький цветок.
***
Меленький песочек,
Узенький листочек.
Тоненькая ниточка,
Гладенькая плиточка.
***
Трусливенький зайчонок,
Пугливенький крольчонок,
Проворненькая белочка,
Спокойненькая девочка.
***
Тепленький носочек,
Длинненький чулочек,
Пушистенькая шапочка,
Красивенькие тапочки.
***
Низенькая башенка,
Маленькая пашенка,
Коротенькая палочка,
Умненькая галочка.
***
Быстренькая речка,
Горяченький чаёк,
Тепленькая печка,
Сладенький медок.
Подготовительная группа
/ 2 год обучения /
- «Сравни предметы»
Цель: образование превосходной степени качественных прилагательных;
закрепить представление о величине, качестве, отношение, ориентировки во времени суток или пространстве.
- «Назови как»
Цель: образование прилагательных от наречий; формирование и уточнение словаря наречий.
Игры на словообразование существительных:
Уменьшительно – ласкательные суффиксы
Ну-ка подумайте, мальчики, девочки:
Чем отличается белка от белочки,
Заяц от зайчика,
Палец от пальчика?
***
Стол-столик,
Двор-дворик,
Ключ-ключик,
Луч-лучик.
***
Можно ли столик поставить во дворик?
Можно ли лучик закрыть на ключик?
***
Белочка качет по елочке,
Галочка села на полочку.
***
У нашей бедной кошечки
Ни чашечки, ни ложечки.
***
Овца в колечках
Стоит у крылечка.
***
Я вижу теремок,
Над теремом дымок.
***
Устал мой конёк за целый денёк.
Как жаль что ему не присесть на пенёк.
***
Зелёный лучок собрался в пучок,
А глупый рачок залез под сучок.
***
Села мушка на кошкино ушко.
***
Хорошенькая птичка по имени синичка
Пила в гостях водичку у рыженькой лисички.
***
Черненький жучок,
Мелкий червячок,
Маленький комарик,
Небольшой фонарик.
Серенькая козочка,
Красненькая розочка,
Лёгкая пушинка,
Белая снежинка.
***
Маленькая горка,
А под горкой норка.
Шустренькая белочка
На руке у девочки.
Маленькое платьеце,
Небольшое креслице
Славненькая куколка
Машеньке ровесница.
***
Течет большая и широкая река,
В неё впадает маленькая речка,
Вдоль берегов речных лужочки и луга,
На них пасутся овцы и овечки.
***
В лесу деревья есть и деревца,
Поляны и поляночки лесные,
Цветочкам и цветам здесь нет конца,
Кустов и кустиков здесь заросли сплошные.
***
Пушистый рыжий кот и котик небольшой
На солнышке пригрелись и уснули,
Мышей и мышек им приснился рой,
Да птицы с птичками как будто промелькнули.
***
Снесла нам курица большущее яйцо,
А курочка лишь мелкое яичко,
На пальце у меня большое есть кольцо,
На пальчике у меня большое есть кольцо.
На пальчике колечко – невеличка.
Приставки
Посуду часто носят на подносе
Зимой нередки снежные заносы.
В конце строки бывают переносы
А на реке встречаются наносы.
***
Подосиновики под осинами.
Подберёзовики под берёзами,
Я любуюсь грибами красивыми,
Жаль исчезнуть они с морозами!
***
Подоконник у нас под окном,
А подушку кладем под ушко.
Все задворки всегда за двором.
Где подполье, скажи мне, подружка.
***
Мы часто ногу ставим на подножку,
Горячую кастрюлю на подставку.
Закладываем книгу мы закладкой
Подкладываем под пальто подкладку.
***
Заварку хозяйка заваривает,
Из травки готовит отвар.
Вареники повар отваривает
От мяса бывает навар.
***
Нам намного приятней приезд, чем отъезд.
При разъезде народ разъезжается.
На железной дороге большой переезд,
Скорый поезд к нему приближается.
***
Бывают у нас наводненья
И паводки ранней весной
Бывают ещё приводнения-
На воду садятся порой.
Игры на словообразование наречий:
От прилагательных
Небо высокое высоко,
Звёзды далёкие далеко,
Море глубокое глубоко,
Поле широкое широко.
***
Утро светлое - значит светло.
Вечер тёмный – значит темно.
Печка тёплая – в печке тепло.
Случай давний – был он давно.
***
От грустной песни становится грустно,
С весёлой песнею весело всем.
В пустом шкафу сразу видно, что пусто.
Простое платье сшито просто совсем.
***
Зимой холодной на улице холодно,
Зимой голодной зверюшкам голодно.
В погоду снежную очень уж снежно.
А маму нежную мы любим нежно.
***
Реки БЫСТРЫЕ - БЫСТРО текут, Кони ДРУЖНЫЕ — ДРУЖНО бегут, Песни ТИХИЕ — ТИХО звучат, Капли ЧАСТЫЕ — ЧАСТО стучат
***
НЕБРЕЖНЫЙ ученик всё делает НЕБРЕЖНО, ПРИЛЕЖНЫЙ школьник учится ПРИЛЕЖНО. ТРУСЛИВЫЙ человек ведёт себя ТРУСЛИВО, ХВАСТЛИВЫЙ говорит всегда ХВАСТЛИВО
***
ПОРЫВИСТЫЙ ветер дует ПОРЫВИСТО, Гудок ПРЕРЫВИСТЫЙ гудит ПРЕРЫВИСТО. ПРОТЯЖНЫЕ песни поются ПРОТЯЖНО, ВАЖНОЕ дело закончить ВАЖНО.
***
ИГРИВЫЙ котёнок настроен ИГРИВО. ШУМЛИВЫЕ птицы гнездятся ШУМЛИВО. ЛЮБЕЗНЫЕ люди ответят ЛЮБЕЗНО. ПОЛЕЗНЫЕ ягоды кушать ПОЛЕЗНО.
***
Игры на словообразование глаголов:
При помощи приставок
Мы знаем, что птицы летают,
Что бегают звери порой,
Что ползают змеи, мы знаем,
И плавают рыбки гурьбой.
Они могут к нам приближаться,
А могут от нас удаляться.
Ты должен узнать без сомненья,
Где приближенье, а где удаленье.
***
Птицы улетают,
Рыбы уплывают,
Звери убегают,
Змеи уползают.
Птицы прилетают,
Рыбы приплывают,
Звери прибегают,
Змеи приползают.
***
К дому подъезжают,
От дома отъезжают,
Яму объезжают,
А с горы съезжают.
***
В чашку наливают,
Из чашки выливают.
В банку насыпают.
Из банки высыпают.
***
В окошко мы любим смотреть.
Картинку стоит досмотреть.
Картинку стоит досмотреть,
Опасность же предусмотреть.
***
Птицы могут взлетать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать от гнезда далеко,
Высь взлетать над горами красивыми.
Облететь они могут лес,
Залететь за башни высокие
Подлететь под низкий навес,
Перелететь через рвы глубокие.
Прилетают они весной,
Отлетают с осенней стужей,
Вылетают из гнёзд порой
И подолгу, прощаясь, кружат.
Игры на словообразование
сложных слов:
Все ПАРОХОДЫ, все ПАРОВОЗЫ
При помощи пара ходят и возят.
Все САМОЛЁТЫ летают сами, А ПЕШЕХОДЫ — это мы с вами.
***
ВОДОПАД, ВОДОСТОК, ВОДОГРЕЙ
Объясни все слова поскорей.
Где-то падает эта ВОДА, Где-то просто течёт, но куда?
Водогрей служит нам для чего?
Может быть, ты не видел его?
Есть ещё ВОДОМЁТ, ВОДОСБРОС И конечно же — ВОДОНАСОС, ВОДОКАЧКА у нас на пути... А что сам ты сумеешь найти?
***
Есть ВЕРХОЛАЗЫ, и СКАЛОЛАЗЫ, и ВОДОЛАЗЫ. Попробуй ответить сразу: Кто же из них где ЛАЗАЕТ? Не ошибись ни разу!
***
Что ВОЗЯТ ЛЕСОВОЗ и БЕНЗОВОЗ? Как ВАРЯТ СКОРОВАРКА с ПАРОВАРКОЙ? Что движет наш большой ЭЛЕКТРОВОЗ? Что люди сваривают ГАЗОСВАРКОЙ?
Придумали люди ЭЛЕКТРОВИБРАТОР, ЭЛЕКТРОГРЕЛКУ, ЭЛЕКТРОПЕЧЬ, ЭЛЕКТРОЧАЙНИК, ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР, Всё это включают в ЭЛЕКТРОСЕТЬ.
***
Что ПАДАЕТ при ЛИСТОПАДЕ, СНЕГОПАДЕ, ЗВЕЗДОПАДЕ?
***
Кого ЛОВЯТ РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ, ПТИЦЕЛОВ, ЗМЕЕЛОВ?
***
Что ПРОВОДЯТ по ВОДОПРОВОДУ, НЕФТЕПРОВОДУ, ГАЗОПРОВОДУ?
***
Что ЧИСТЯТ ЗУБОЧИСТКОЙ, РЫБОЧИСТКОЙ, КАРТОФЕЛЕЧИСТКОЙ?
***
Что УКЛАДЫВАЕТ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК, РЕЛЬСОУКЛАДЧИК, ШПАЛОУКЛАДЧИК?
***
Где ХОДЯТ ЛУНОХОДЫ, МОРЕХОДЫ, ВЕЗДЕХОДЫ, ПЕШЕХОДЫ?
***
Что делают САМИ САМОЛЁТЫ, САМОВАРЫ, САМОКАТЫ, САМОСВАЛЫ, САМОХОДЫ, САМОПИСЦЫ, САМОСТРЕЛЫ?
***
Что делают СКОРО (быстро) СКОРОВАРКА, СКОРОХОД, СКОРОСШИВАТЕЛЬ? А что такое СКОРОГОВОРКА?
Игры на словообразование
однокоренных слов слов:
Вокруг нас стало ТИХО-ТИХО, Наступила вдруг ТИШИНА, Даже птичье пенье ЗАТИХЛО, И ПРИТИХЛА большая сосна.
***
НАВСТРЕЧУ дул ВСТРЕЧНЫЙ ветер, Он очень мешал мне идти, Уже приближался вечер, И я его ВСТРЕТИЛ в пути.
***
Я утром отправился в ПУТЬ, Вместе со мной шёл ПОПУТЧИК. Решил я на горы взглянуть, А вышел на ПЕРЕПУТЬЕ.
Был компас при мне ПУТЕВОЙ И ПУТЕВОДИТЕЛЬ в кармане. Вдруг СПУТНИК вверху надо мной Мелькнул, как на киноэкране.
ПОПУТНЫЙ подул ветерок, Попалась маши на-ПОПУТКА, И встретился пёс — мой дружок, Стоял он на самом РАСПУТЬЕ.
В дорогу дают НАПУТСТВИЕ. На время всего отсутствия, Чтоб ПУТЬ оказался весёлым, Чтоб не был ты сам НЕПУТЁВЫМ.
***
При ПРОЩАНЬЕ — слова ПРОЩАЛЬНЫЕ, И ПРОЩАЛЬНО они звучат, Но слова эти не печальные — Мы вернёмся скоро назад.
***
Мы с СОСЕДЯМИ рядом живём, К нам СОСЕДСКИЙ повадился кот, ПРИСОСЕДИЛСЯ, ходит к нам в дом И СОСВДСТВО своё признаёт.
***
ВЕТОЧКИ у дерева ВЕТВИСТОГО РАЗВЕТВИЛИСЬ буйно на просторе, А большие ВЕТВИ и пушистые Повернулись почему-то к морю.
***
Мы ЗАДУМЧИВО ДУМУ ДУМАЛИ, Много славных дел мы ЗАДУМАЛИ, А потом вдруг вновь ПЕРЕДУМАЛИ И дела начинать РАЗДУМАЛИ
***
МОРОЗНО МОРОЗНОЙ зимой, По МОРОЗЦУ спешу я домой, ЗАМЁРЗЛИ и уши и нос — Ведь не шутит зимою МОРОЗ.
***
МОРОЗ нарисовал МОРОЗНЫЕ узоры
На тёмном затуманенном стекле.
Мы тихо ГОВОРИМ, но наши РАЗГОВОРЫ
Он слышит за окном в холодной зимней мгле.
***
Ласточка-ЛЕТУНЬЯ ПРИЛЕТИТ весной, Птица ПЕРЕЛЁТНАЯ помнит край родной Ведь гнездо у ласточки над моим окном, И грустила ласточка обо мне одном!
***
РОЗОВЕЮТ РОЗОВЫЕ РОЗЫ И КРАСНЕЕТ КРАСНАЯ брусника, А вдали давно ГРОЗЯТСЯ ГРОЗЫ, И К ЗЕМЛЕ приникла ЗЕМЛЯНИКА,
***
Зелёный МОХ, как МОХОВОЙ ЗАМШЕЛИ все тропиночки лесные Гриб-МОХОВИК пробрался на простор
МОХОВИЧКИ с ним рядом небольшие
***
Если у платья большая ДЛИНА, То платье считается ДЛИННЫМ. Его УДЛИНИЛА портниха одна, И стало оно «старинным».
***
Из воска СВЕЧНОГО мы делаем СВЕЧИ,
В ПОДСВЕЧНИКАХ свечи стоят.
Все СВЕЧЕЧКИ, СВЕЧКИ нам СВЕТЯТ «под вечер»,
Хотя и неярко горят
***
ДОРОГА, ДОРОЖКА, ДОРОЖЕНЬКА... Мы ДОРОЖНЫЕ вещи возьмём, ПОДОРОЖНИК сорвём осторожненько, ПРИДОРОЖНУЮ травку найдём.
***
КАПАЮТ КАПЛИ ПО КАПЕЛЬКЕ, НАКАПАЛО полный стакан. Целые реки из капелек, Из капелек весь океан.
***
На пальцы надеваются КОЛЕЧКИ, КОЛЬЦОМ мы ОКОЛЬЦОВЫВАЕМ птиц. Ещё бывают КОЛЬЦЕВЫЕ ветки, Где поезд по кольцу нас быстро мчит.
***
ЗАРАБОТОК нужно ЗАРАБОТАТЬ. РАБОТАЕТ РАБОЧИЙ целый день. Не бойся никогда ПЕРЕРАБОТАТЬ, И пусть тебя не одолеет лень.
***
ПОБЕЛИЛИ потолок БЕЛИЛАМИ, Стал он БЕЛЫМ, чистым и красивым, ЗАЧЕРНИЛИ пальчики ЧЕРНИЛАМИ, И отмыть их можно только мылом.
***
У СОЛНЫШКА СОЛНЕЧНЫЙ луч, Он очень приветливо светит. Чуть СОЛНЦЕ блеснёт из-за туч И радостней жить нам на свете.
***
НОЧНИК зажигают НОЧЕНЬКОЙ, Мерцает во тьме НОЧНИЧОК, Когда мы НОЧУЕМ с доченькой, Он светит ей в самый бочок.
***
Из ДЫМОВОЙ трубы выходит ДЫМ, Нам часто говорят: «Труба ДЫМИТ». ДЫМОК от костерка мы еле разглядим, Когда тот костерок едва горит
***
Утром ТУМАННЫМ ранним ТУМАН ЗАТУМАНИЛ поле, ТУМАННО за лесом дальним, Туманно на синем море
***
От сильного ДОЖДЯ спасает ДОЖДЕВИК, Он нужен нам в ДОЖДЛИВУЮ погоду. Я ДОЖДЕВОЙ свой плащ давно носить привык При ДОЖДИКЕ он не пропустит воду.
***
Мы часто так говорим о цвете:
ЗЕЛЁНЫЙ, ЗЕЛЁНЕНЬКИЙ, ЗЕЛЕНОВАТЫЙ,
ЗЕЛЕНЕЮТ поля на рассвете,
Но ЗЕЛЕНИ там всё ещё маловато.
***
СИНЬКОЙ ПОСИНИЛИ васильки, И теперь они СИНИЕ-СИНИЕ. Мы СИНИЛИ бельё у реки, Чтобы стало оно красивее.
***
Мы собираем жёлуди ПОД ДУБОМ, А лес ДУБОВЫЙ называется ДУБНЯК. Чтоб кожи стали твёрдыми и грубыми, Их обязательно кожевники ДУБЯТ.
***
ДУБОВЫЙ лес зовут ещё ДУБРАВОЙ, В ней много молодых растёт ДУБКОВ. Дубрава та от озера направо, Сходи туда пособирать грибков.
***
Бывают БЕРЁЗЫ, бывают БЕРЁЗКИ И веники есть БЕРЁЗОВЫЕ, БЕРЕЗНЯЧОК, что у самой дорожки, Осыпался перед морозами.
***
Берёзы, берёзки, БЕРЁЗОНЬКИ, Как много вас в здешнем краю, Кругом БЕРЕЗНЯК вдоль дороженьки, Берёзовый край я люблю.
***
СОСНОВЫЙ лес назвали СОСНЯКОМ, Здесь СОСНЫ величавые растут, А маленькие СОСЕНКИ кругом Все эти сосны словно стерегут.
***
ЕЛОЧКИ, ЕЛКИ и ЕЛИ Выросли в чаще лесной, ЕЛОВЫЙ лесок — это ЕЛЬНИК, Мы в нём погуляем с тобой.
***
В ОСИНОВОМ лесу растут ОСИНЫ, ОСИННИКОМ зовётся этот лес, ОСИНКИ потянулись к небу синему, А ПОДОСИНОВИК под дерево залез.
На ОСИНЕ ОСИНОВЫЙ лист. ОСИННИК осыпался осенью. Все ОСИНКИ под ветра свист Вдруг решили прижаться к сосенкам.
Из ИВОВЫХ прутьев корзину сплету. У ИВУШКИ гибкие ветки. Те ИВЫ от нас очень близко растут ИВНЯК был хороший у речки.
***
В ПОЛЕ вырос цветок ПОЛЕВОЙ, Наше ПОЛЮШКО очень широко, А в ЛЕСУ одуванчик — ЛЕСНОЙ, Тот ЛЕСОЧЕК от нас недалёко.
***
Если много БОЛОТЦЕВ, БОЛОТ ЗАБОЛОЧЕННЫЙ это край. Все болота обходит народ, А лягушкам там просто рай.
***
Через реки — большие МОСТЫ, Через речки — поменьше МОСТИКИ. Через грязь проложили МОСТКИ. Мы идём по МОЩЁНОЙ площади
***
Мы ПИЛИМ ПИЛОЙ или ПИЛКОЙ, НАПИЛИЛИ кучу ОПИЛОК. Знакомы мы все с ЛЕСОПИЛКОЙ. А что же такое НАПИЛЬНИК?
***
В ЖАРОВНЕ бывает ЖАР. ПОЖАРНИКИ тушат ПОЖАР. ЖАРКОЕ поспело к обеду, А рыбу ПОЖАРИМ мы в среду
***
МАСЛИЦЕМ МАСЛИМ мы кашку. Мы МАСЛО в МАСЛЁНКЕ храним. ЗАМАСЛЕННОЙ может стать чашка, Хоть маслить её не хотим.
***
СОЛЬ хранится в СОЛОНКЕ, Солью СОЛЯТ продукты. Соль нужна для ЗАСОЛКИ, Но не солим мы фрукты.
***
Мы часто САХАР называем САХАРКОМ, Храним его в большой красивой САХАРНИЦЕ, А если жидкий мёд вдруг стал сплошным комком, То говорят, что этот мёд ЗАСАХАРИЛСЯ
***
Мы любим МЁД, а ласково — МЕДОК, Приятны очень пряники МЕДОВЫЕ. Вот села МЕДУНИЦА на цветок -Так называют бабочку весёлую.
***
Для ЧАЯ есть ЧАЙНИЧЕК ЧАЙНЫЙ, ЧАЁВНИЧАТЬ будем с тобой, Но только ЧАИНКИ вначале Отцедим одну за другой.
***
Называют ВЕТЕР ВЕТРИЛОМ. Я люблю небольшой ВЕТЕРОК, Но ВЕТРИЩЕ не стал мне милым, Полюбить я его не смог.
***
Комнату ветер ПРОВЕТРИВАЕТ, В стороны тучи — РАЗВЕТРИВАЕТ, Лицо на ветру — ОБВЕТРИВАЕТ.
***
Есть ЛУЧИКИ у солнца и ЛУЧИ, Нам ИЗЛУЧАЕТ солнышко тепло. ИЗЛУЧИНА — то место у реки, Где русла часть песком уж занесло.
***
Свет ЛУНЫ называют ЛУННЫМ, Мы в ПОДЛУННОМ мире живём. ПРИЛУНИЛСЯ спутник бесшумно. А что ЛУНКОЙ мы назовём?
***
Бывает ДОЛГ и маленький ДОЛЖОК, И значит мы кому-то ЗАДОЛЖАЛИ. ДОЛЖНИК рассчитываться ДОЛЖЕН в срок, Пока за долг его не наказали
***
В подушке — ПУХ, а над губой — ПУШОК. Я видел мягкую ПУХОВУЮ перину. К зиме купили мне ПУХОВИЧОК, Давай-ка РАСПУШИМ его наполовину
***
Машина СТОИТ на СТОЯНКЕ. СТОЯЧЕЙ бывает вода. Коль вода ЗАСТОЯЛАСЬ в банке, Ты не пей её никогда!
***
Советовать можно НАСТОЙЧИВО, Стоять же важно УСТОЙЧИВО.
***
Упала РОСА на траву, РОСИНКИ на солнце блестят. РОСИСТОЙ я тропкой иду, По ней побегу и назад.
***
У деревьев большие КОРНИ, А у кустиков лишь КОРЕШКИ. КОРНЕВИЩА растут упорно, Их нашли мы у самой реки.
Все деревья УКОРЕНИЛИСЬ, Значит прочные корни у них. Мне КОРЕНЬЯ трав полюбились Можно делать настои из них.
***
ТРАВУ называют то ТРАВКОЙ, то ТРАВУШКОЙ, Прекрасен покров ТРАВЯНОЙ, Люблю РАЗНОТРАВЬЕ я перед дубравушкой, Особенно поздней весной.
***
Вот «родственники» слова ПОРОШОК: Дорогу снегом вдруг ЗАПОРОШИЛО, ПОРОША снежная засыпала лужок И все кусты слегка ПРИПОРОШИЛА
***
Тропка КАМЕНИСТАЯ поднималась в гору, КАМЕШКИ и КАМНИ лежали без разбору. КАМЕНЩИКИ строили КАМЕННЫЙ наш дом, В этом доме новеньком мы теперь живём.
***
ДЕТИ, ДЕТКИ, ДЕТВОРА! В ДЕТСКИЙ сад давно пора. В ДЕТСТВЕ любят все играть, Бегать, прыгать и скакать.
***
Мы МАМУ часто МАМОЧКОЙ зовём, МАМУЛЕЙ называем иногда, И МАМИНЫ все вещи бережём, И слушаем совет её всегда.
Вот у реки ПЕСЧАНЫЙ бережок.
Мы любим есть ПЕСОЧНОЕ пирожное.
В ПЕСОЧНИЦУ насыпали песок.
В ПЕСЧИНКАХ мелких травка придорожная
***
У ЛИСЫ, у ЛИСОНЬКИ пятеро ЛИСЯТ, Все ЛИСЯТКИ с мамою поиграть хотят, Хвост пушистый ЛИСИЙ симпатичен им: «Мы такой же хвостик заиметь хотим!»
***
ЗЕМЛЮ называем мы ЗЕМЕЛЬКОЙ, Иногда ЗЕМЕЛЮШКОЙ зовём, Под землёй отыщем ПОДЗЕМЕЛЬЕ, А в лесу ЗЕМЛЯНКУ мы найдём.
ЗЕМЛЯНИКА выглядит так славно! Встретил я у дома ЗЕМЛЯКА. ПРИЗЕМЛИЛСЯ луноход недавно, Он ЗЕМЛЯН привёз издалека.
***
В ГОРИСТОЙ местности бывает много ГОР. Есть ГОРОЧКИ, ГОРУШКИ и ПРИГОРКИ. В ПРЕДГОРЬЕ развели мы вечером костёр, Он ярко осветил зверюшек норки.
***
Бывают РЕКИ, РЕЧКИ и РЕЧУШКИ, Они наполнены РЕЧНОЙ водой. В ЗАРЕЧЬЕ громко квакают лягушки, Особенно вечернею порой.
***
«СЧАСТЛИВО» — говорят нам на дорогу, Желают нам СЧАСТЛИВОГО пути, Хотят нас ОСЧАСТЛИВИТЬ хоть немного И от НЕСЧАСТИЙ нас хотят спасти.
***
Появился я ИЗДАЛИ, был ДАЛЕКО, Скоро должен опять УДАЛИТЬСЯ. К этой ДАЛИ привыкнуть совсем нелегко, Всё ДАЛЁКОЕ часто мне снится
Утро ТУМАННОЕ — в поле ТУМАН, Шум УРАГАННЫЙ — в морях УРАГАН. Судно ОКЕАНСКОЕ выходит в ОКЕАН, Песенка ЦЫГАНСКАЯ поётся у ЦЫГАН
***
Вечером становится за окном ТЕМНО. Этой ночью ТЁМНОЮ дети спят давно. ТЕМНОТА сгущается, всё ТЕМНЕЙ, ТЕМНЕЙ, Из ТЕМНИЦЫ хочется выйти поскорей
***
Слышали о солнечном ЗАТМЕНЬЕ? ЗАТЕМНИЛА солнышко луна, ТЕМНОВАТЫМ стало освещенье, Сумрачно вдруг стало среди дня.
***
Мы ПОЗДНО собрались в дорогу, Поэтому боимся ОПОЗДАТЬ, Ведь ОПОЗДАНЬЕ, хоть и ненамного, Людей напрасно заставляет ждать
***
Река покрылась крепким ЛЬДОМ. Покровом ЛЕДЯНЫМ. ЗАЛЕДЕНЕЛО всё кругом. Мы на ЛЕДОК глядим
***
Мы ВХОДИМ где ВХОД,
И ВЫХОДИМ где ВЫХОД
И вдоль по ПРОХОДУ идём,
А где ПЕРЕХОД ПЕШЕХОДНЫЙ есть тихий,
Там улицу мы ПЕРЕЙДЁМ.
***
В свой день ВЫХОДНОЙ отдохнуть все стараются.
ЗАХОДЯТ к друзьям иногда.
Коль где-то слова с корнем ХОД повстречаются,
В них О мы напишем всегда.
***
Из СНЕГА скатали мы СНЕЖНЫЙ ком, На улице очень СНЕЖНО, Ночной СНЕГОПАД всё усыпал СНЕЖКОМ, СНЕЖИНОК принёс нам нежных.
***
ПЕРЕЛЁТНЫЕ птицы ПРИЛЕТАЮТ весной, Их ПРИЛЁТ предвещает лето. УЛЕТЕВ от нас осенью, перед зимой, Они долго зимуют где-то
Мы часто ведём ПЕРЕПИСКУ, То ПИШЕМ ПИСЬМО, то ЗАПИСКУ, Бывает, что пишем РАСПИСКУ, В конце добавляем ПРИПИСКУ. Ещё составляем мы СПИСКИ, Порой даже пишем ОТПИСКИ. Прибор у нас ПИСЬМЕННЫЙ был, Нам ПИСАРЬ его подарил.
***
С доски на уроке СПИСЫВАЕМ, Примеры в тетрадь ПЕРЕПИСЫВАЕМ, Слова из текста ВЫПИСЫВАЕМ, А нужные буквы ВПИСЫВАЕМ.
***
Мимо БЕГУН ПРОБЕЖАЛ БЕГОМ, Следом БЕГУНЬИ за ним БЕЖАЛИ. Пруд небольшой ОБЕЖАВ кругом, Все через мостик ПЕРЕБЕЖАЛИ
***
СТЕКОЛЬЩИК окна СТЁКЛАМИ СТЕКЛИТ, Ему не обойтись без СТЕКЛОРЕЗА. Вот на дорожке СТЁКЛЫШКО блестит, Им можно ногу невзначай порезать.
***
НАСТОЛЬНУЮ лампу ставят на СТОЛ. Маленький СТОЛИК мне дорог. В СТОЛОВУЮ я пообедать зашёл. СТОЛИЦА — наш главный город.
***
ЖЁЛТЫЙ ЖЕЛТОК у яйца. ЖЁЛТЕНЬКИЙ лютик ЖЕЛТЕЕТ. Лист ПОЖЕЛТЕЛ до конца -Значит уж осенью веет
Развернулась большая СТРОЙКА, Здесь СТРОИТЕЛИ СТРОЯТ дом, А домишки старой ЗАСТРОЙКИ Все недавно пошли на слом.
ПЕРЕСТРОИЛИ нашу школу, В ней НАДСТРОИЛИ этажи, И СТРОИТЕЛЬНЫЙ мусор скоро Отнесём мы за гаражи
***
ТЁПЛЫЙ день на улице стоит, Рады мы, что быстро ПОТЕПЛЕЛО, И ТЕПЛО нам чудеса творит -Всё в полях, в лесах зазеленело.
***
ЗИМУ ЗИМУШКОЙ часто зовут, Хоть и трудно ЗИМОЙ ЗИМОВАТЬ. Шубки ЗИМНИЕ все достают, Собираясь ПРЕДЗИМЬЕ встречать.
***
Люди строят для жилья ДОМА, ДОМИКИ и мелкие ДОМИШКИ. Дел ДОМАШНИХ там бывает тьма, ДОМОВОДСТВУ я учусь по книжке.
ЦЕПИ СЦЕПЛЯЕМ мы крепко. ЦЕПНЫЕ бывают мосты. Держится бабочка ЦЕПКО, ЦЕПЛЯЯСЬ за листья, цветы.
***
ГРИБНИКИ собирают ГРИБЫ и ГРИБКИ, Они бродят в ГРИБНОМ лесу, Проверяют внимательно даже пеньки, Но ГРИБНИЦУ домой не несут.
***
ЗАДАНЬЯ в школе ЗАДАЮТ. Решаем мы ЗАДАЧИ. ЗАДАЧНИК дети берегут, Как может быть иначе?
***
ЦВЕТЫ РАСЦВЕТАЮТ на клумбе ЦВЕТОЧНОЙ И целое лето ЦВЕТУТ,
А к осени поздней с ЦВЕТКОВ и ЦВЕТОЧКОВ Все лепестки опадут.
***
ЧАСОВОЙ сменился через ЧАС. ЧАСОВЩИК ЧАСЫ чинил для нас Маленькие ЧАСИКИ ручные И часы настольные, большие.
***
В пруду есть много РЫБЫ и РЫБЁШКИ (Так маленькую РЫБКУ мы зовём). На берегу сидит РЫБАЧКА-кошка. А мы с тобой РЫБАЧИТЬ не пойдём?
***
ГОЛУБИ, ГОЛУБКИ, ГОЛУБЯТА... Строят для них люди ГОЛУБЯТНИ. Очень любят ГОЛУБКОВ ребята. Голубей разводит ГОЛУБЯТНИК
Бывает КОНЬ большой и маленький КОНЁК. Есть КОННЫЙ спорт, и КОНЮХ, и КОНЮШНЯ. Я видел как-то КОННИЦУ в кино, Там кони были КОННИКАМ послушны.
***
Раз ВОРОНА может ПРОВОРОНИТЬ — ВОРОНЁНКА ВОРОН стережёт. Вот сидит птенец в гнезде ВОРОНЬЕМ, С нетерпеньем свою маму ждёт
***
В КОРОВНИКЕ КОРОВЫ и КОРОВКИ, Они дают КОРОВЬЕ молоко, КОРОВНИЦЫ их доят очень ловко, А пастухи пасут недалеко
***
ДОЖДЕВЫЕ капли на крыше, Сильный ДОЖДИК идёт за окном, Шум ДОЖДЯ непрерывный слышен, ЗАДОЖДИЛО, как видно, кругом...
***
РОДНОЙ свой край мы РОДИНОЙ зовём, Здесь РОДСТВЕННИКИ наши и РОДИТЕЛИ. Мы здесь с РОЖДЕНЬЯ самого живём. Вы корень -РОД- запомнить не хотите ли?
***
Сообразит ли твоя голова, Как образованы эти слова: Погода ДОЖДЛИВАЯ, Настроение ТОСКЛИВОЕ, Песенка ГРУСТНАЯ, Яблочко ВКУСНОЕ.
Кошка ИГРИВАЯ, Мышка ТРУСЛИВАЯ, Тигр ПОЛОСАТЫЙ, Козлик РОГАТЫЙ
***
Задумайтесь над этими словами И объясните их значенье сами:
КОСТЬ, КОСТОЧКА,
КОСТЯК, КОСТЯШКА, КОСТЯНОЙ,
ОКОСТЕНЕТЬ, НАДКОСТНИЦА,
КОСТИСТЫЙ.
ДВОР, ДВОРИК, ДВОРНИК, ДВОРЯНИН, ПРИДВОРНЫЙ,
ЛУЧ, ЛУЧИК, ЛУЧЕВОЙ, ЛУЧИТЬСЯ, ИЗЛУЧАТЬ, ИЗЛУЧИНА, ЛУЧИНОЧКА, ЛУЧИСТЫЙ.
ЖИЗНЬ, ЖИТЬ, ЖИВОТНОЕ, ЖИВОТ, ЖИВИТЕЛЬНЫЙ, ПОЖИТКИ, ОЖИВЛЕНЬЕ.
ПЕЧЬ, ПЕЧКА, ПЕЧЕЧКА, ПЕЧНИК, ПЕЧНОЙ, ПЕЧЕНЬЕ, ПЕКАРЬ.
БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, БЕРЕГОВОЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ, ПОБЕРЕЖЬЕ.
МОРЕ, МОРСКОЙ, ЗАМОРСКИЙ, ПРИМОРЬЕ, МОРЯК, МОРЕХОД
Словоизменение
Игры на словоизменение существительных по падежам:
Именительный падеж:
Кто? Что?
- «Как слова дружат?»
- Девочка. Ск-ко слов я назвала?
- Одно.
- Девочка играет.
- Два.
- Что бы запомнили слова надо вместо одной поставим картинку, а вместо др. полоску бумаги. Кто играет?
- Девочка.
- Что делает?
- Играет
- Что мы узнали о девочке?
- Если слова дружат, то они помогают нам что- либо узнать. Это предложение. Посчитайте слова в предложение. Ск-ко слов? Какое первое слово? Какое второе слово? Составьте предложение из полосочек.
2. «Какая полоска нужна?»
Если слово, то короткую полоску, если предложение длинную.
Положите длинную полоску, а под ней столько коротких ско-ко слов в предложение.
3. «Какое слово по порядку?»
Составляют предложение. Считают количество слов. Затем произносят каждое слово по очереди. Самостоятельно придумывают предложения из определенного количества слов.
4. «Запиши предложения»
Выкладывают схему предложения из трех слов. Используют 2 предметные картинки (зайка, морковь). Вместо слова «грызёт» полоска бумаги. Какое 1, 2, 3 слово?
5. «Чего не хватает?»
Маша поливает.
Схема. Называют слова соотносят с полосками. Убрать одну полоску. Прочитать. … поливает.Получилось предложение? Что мы узнали? Полоски меняются. Получилось предложение? Полоски возвращаются. Предложение воспроизводится и добавляется.
6. «Маша растеряша»
Вы знаете как важно не потерять слова, а Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит. Где же мои…, обыщу все уголки. Их на…нет, и под …нет. И на … нет, и под …нет. Да вот же они у меня на кроватке.
Вы поняли о чем говорит Маша. Почему? Давайте с помощью картинок поможем правильно сказать.
7. «Интонация»
При понижение голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст, затем понижается голос в конце каждого предложения читающий предлагает хлопнуть в ладоши.
Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами, в лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаш.
8. «Обобщения»
Мяч – это игрушка.
9. «Кто как передвигается?»
Прыгает кто?
Ползает кто?
Скачет кто?
10. «У кого больше?»
У меня красный шар. А у меня красные шары.
11. «Что не так?»
Корова – лакает
Свинья – рычит
Баран – клюёт
Бабочка – кусает
Родительный падеж:
Кого? Чего?
/ часто употребляются существительные:
- парные предметы
- овощей, плодов
- меры веса /
1. «Венок»
Зайчик плел венок из цветов и говорил: «Я плету венок из..».
- «Нет кого? Нет чего?»
- « В лесу волк напугал кого?»
- «Хозяйка покормила кого?» или «Кого чем покормим?»
- «Закончи предложение»
- «Мы сварим борщ /компот/ из…»
- «Для чего или для кого?»
Чайник нужен для…
Свинарник нужен для…
- «Кто где живёт?»
В тундре мы встретим…
На севере можно увидеть…
В степи мы увидим…
В тайге много…
10. «Какого дерева цветок?»
У меня лист клёна.
11. «Чей хвост? Чья морда?»
Это хвост лисы. Лиса у меня.
12. «Чьи это вещи?»
Это очки бабушки.
- «Моё желание»
Я бы выпил стакан сока.
14. «В ресторане»
Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, 2 кусочка хлеба и стакан чая.
- «Эрудит»
- У кого большой хобот?
- Большой хобот у слона.
- «Почтальон приносит почту»
- Я принёс почту. Для кого эта газета?
- Эта газета для дедушки.
16. Рисуем сказку «Колобок»
- От кого ушел колобок? /ответ с опорой на рисунок /
17. «Путаница»
Дети собирают детали разной одежды в единое целое.
- Это воротник рубахи, это…
18. «Из чего сделано?»
Этот мяч сделан из резины.
19. «Заготовки на зиму»
Придумайте что бы вы сделали из этого.
20. «У кого такой детёныш?»
21. «Определи предмет по названию частей»
22. «Из чего мы едим?»
- Из чего мы пьём?
- Мы пьём из стакана.
23. «Больница для игрушек»
У меня мишка без уха.
24. «Для чего эта посуда?»
Эта кастрюля для супа.
25. «Посмотри и скажи»
В коробке много фломастеров.
26. «Мишка-хвастунишка»
- У тебя одна кружка, а у меня в берлоге много чашек.
- Здесь нет твоих чашек, а моя вот она.
27. «Считай-ка»
- Знаешь ли ты, как будут называться 5 таких предметов ( птиц, зверей). Попроси их у меня!
- Дайте мне 5 птиц.
28. «Овощной магазин»
- Дайте мне 5 кг. Апельсинов, 6 ананасов.
- Возьмите, пожалуйста, 5 кг. апельсинов и 6 ананасов.
29. «Прогулка в лес» коллективный рассказ
Педагог: «Осенью мы любим прогулки в лес. Осенний воздух полезный, бодрящий, а красота вокруг стоит необычайная, можно увидеть много интересного…
- В лесу много деревьев, а осенью под ними много разноцветных листьев…
30. «Магазин игрушек»
- Мне нужно много кукол для дочери.
- У вас есть зайцы?
31. «Что забыл нарисовать художник?»
- Это диван. У дивана нет стенки.
Пословицы и поговорки.
Без году неделя.
Без роду и племени.
Дать маху.
Конца краю нет.
Нашего полку прибыло.
Не до смеху.
Поддать жару.
С глазу на глаз.
С мира по нитке - голому рубаха.
Сбить с толку.
Спору нет.
Что есть духу.
Упустить из виду.
Ни слуху, ни духу.
Задать перцу.
Не до жиру, быть бы живу.
Не зная броду не суйся в воду.
Много шуму из за ничего.
Овчинка выделки не стоит.
Он от скуки на все руки.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Ум без кишки, как птица без крыльев.
От добрых гостей, ждут добрых вестей.
От добра добра не ищут.
Для ученья нет старости.
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Человек без родины, что соловей без песни.
Красота без разума пуста.
Нет ума не поможет и сумма.
Нет худа без добра.
Хрен редьки не слаще.
Утро вечера мудренее.
На нет и суда нет.
Без друга в жизни туго.
Без труда не вытащешь рыбку из пруда.
Стихотворения.
«Заяц – барабанщик»
За уши зайца несут к барабану
Заяц ворчит:
-Барабанить не стану!
Нет настроенья.
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
«Непутёвая Федора»
Снова горе у Федоры:
Не пошел ей в прок урок,
Чистоты порядка нету
И опять переполох.
Разбежалась вся посуда
Обувь, мебель и бельё,
И рыдает вновь Федора:
- Это ж было всё моё.
У Федоры больше нету
Ни чулок и не сапог
Ни сандалий, ни ботинок
Нету туфель и носков.
Нет колготок. Брюк и джинсов
Нету платьев и штанов,
Нет пальто, перчаток, шубы
Нет сервантов и шкафов.
Полотенец нет и блюдец,
Нет тарелок, а еда –
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!
Не осталось килограммов,
Не сыскать ей даже граммов
Помидоров, баклажанов,
Мандаринов, абрикосов,
Апельсинов и лимонов,
Даже свёкла и картофель
Раскатились по полям
На пороге грязном, низком
В рваном платье, без чулок
Слёзы льёт Федоры горько
И обратно всех зовёт.
«Скотный двор»
У коровы есть телёнок
Замечательный ребёнок!
Любит травку он щипать
И немножко помычать.
У ягнят - овечка мама
Им твердит она упрямо
Что плохое поведенье
Недостойно одобренья!
Жеребёнок, сын лошадки,
Поиграть стремиться в прятки.
Снова ищет его мать,
А найдёт отправить спать.
У свиньи три поросёнка
И у кошки три котёнка
Затевают на ходу
Два семейства чехарду!
У козы козлёнок робкий.
Очень тихий, очень кроткий.
Он от мамы целый день
Не отходит, словно тень.
У щенят – собака мама.
Строгая седая мама.
Учит деток целый день,
И учится им не лень.
Потешки.
1. Пошли коровушки около дубровушки, пошли овечки около речки.
2. Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка.
3. Би-би-би –гудит машина.
Не поеду без бензина.
Скороговорки.
- Это миска. В миске молоко для киски. Иди киска ешьмолоко из миски.
- На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это мишка забияка снова в реку бросил рака.
- У нашего мишки в мешке большие шишки.
Дательный падеж:
Кому? Чему?
1. «Сказка»
Подписи к рисункам стоят не на своих местах, поэтому сказка не получится. Найди правильный рисунок к подписи. Пятачок пришел в гости к…Ласточка прилетела на помощь к …
2. «Кому что отдать или бюро находок»
Полосы и когти…
Поварёшку и кастрюлю…
3. «Доктор Айболит»
Скажи кому что вылечил Айболит. Ухо вылечил.. Животики вылечил..
4.«Угощенье» или «Кому что дашь на обед»
У зайки день рожденья, он пригласил своих друзей, отгадай кому какое угощенье он подготовил.
Кошке он приготовил рыбу.
Пучок сена дам корове.
5.«Измени слова, отвечая на вопрос кому?»
Дай книгу…
Дай ложку…
Подари куклу…
Завяжи ленту…
Напиши письмо…
Дай лекарство…
6. «Закончи предложение»
Девочка даёт сено…
Собака даёт лапу…
Мальчик сыплет зерно…
Нина несёт очки …
Мама дарит куклу…
Папа подарил велосипед…
Мальчик бросает мяч…
Саша подаёт газету…
7. «Кому что нужно для работы»
Удочка – рыбаку.
Указка – учителю.
Кисточка – художнику.
Лекарство – врачу.
Ружьё – охотнику.
Ножницы – портнихе.
Стихотворения
«Май»
Солнышко весеннее,
На небе сияет!
Мы шагаем весело,
Мы встречаем май!
Всем приветы посылаем!
Птицам, солнышку, цветам,
Маме, папе, всем гостям.
«Животные и детёныши»
Встало солнышко сутра
И проснулись птицы.
Улица зверей полна-
Всем не поместиться.
Мамы деток спозаранку
Провожают на полянку.
Порезвиться, поиграть,
Погулять и поскакать.
Вот телят ведут коровы
А овечки двух ягнят,
Мама лошадь – жеребёнка
И свинья трёх поросят.
Тут мелькнула кошка Мурка.
Повела с собой котят,
Там коза шагает чинно.
Провожает 2 козлят.
Собрались все спозаранку
На зелёную полянку.
Ждут собаку и щенят
Охранять своих ребят.
«Гости»
Пойду в магазин,
Продукты куплю,
Обед приготовлю.
Друзей приглашу.
Мишку, мышку,
Кота плутишку,
Ежиху с ежонком,
Лису с лисенком.
Мишке дам меда кусок,
Мышке – коврижку,
Сметаны миску.
Ежихе с ежонком-
Грибов лукошко,
А лисе с лисенком
Потрашков немножко.
«Прогулка»
Я сегодня отдыхаю,
Я пою, скачу. Гуляю.
В парк сегодня я пойду
На скамейке посижу.
Полюбуюсь на цветы,
На деревья, на кусты
Покачаюсь на качели,
Покручусь на карусели.
По тропинке я пойду,
Что увижу, подберу:
Камень, палку, шишку, желудь.
Соберу цветы в букет
Вот как славно я гуляю
Я, конечно, молодец!
Винительный падеж:
Кого? Что?
- «Увидел кого? Увидел что?»
- «Мыл кого? Мыл что?»
- « Ловил кого? Ловил что?»
- «Заметил кого? Заметил что?»
- «Закончи предложение»
- «Исправь ошибки»
Играли в прятки.
Прятались все
Коля в овёс, Оля за Кол..
Егорка за горк…,
Андрейка за лейк…,
Тимоша за кошк..,
Лена за сено,
Света за ветк..,
Игнат за ушат…,
Филипп за гриб,
Шарик пришел,
Сразу всех нашел.
- «День рожденье у козы»
Для каждого коза приготовила угощенье:
Кошке – молоко…
- «Нарисовать кто что любит»
- «Закончи предложение»
Учитель учит кого?
Врач лечит …
Художник рисует…
Почтальон разносит..
Конюх поит …
Повар готовит…
Доярка доит…
- «Кто что делает?»
/ профессии /
Что делает повар?
Повар варит суп.
- «Добавь слово»
Читаю… Береги…
Мою… Цени….
Скушаю… Береги…
Жду.. Запомни …
Сажаю… Соблюдай…
Жду…
Поливаю…
Догоняю…
Люблю…
- «Назови своё любимое занятие»
Я люблю играть …
Я люблю ходить…
Я люблю читать…
Я люблю слушать…
Я люблю смотреть…
13. «Дополни предложение»
Полотёр натирает…
Пылесос собирает…
Утюг гладит …
Швейная машина шьёт…
Хлеборезка режет…
Картофелечистка чистит…
Мясорубка рубит…
14.«Что перепутал Буратино»
Я ходил на лес. Там я увидел белка. Белка прыгнула на дупло.
11. Выполнение действий.
А) Шепотом произнести задание, ребёнок выполняет, а дети проговаривают, что он делает. Вова убрал карандаш в шкаф.
Б) Я пропустила очень важное слово, догадайся какое. Положи кубик … стол.
12. «Что спрятано?»
«Чудесный мешочек»
Я взял свёклу.
13. «Кто ловкий?»
Дифференциация понятий.
1, 2, 3 бери…./посуду/
Я принёс чайник.
14. «Собираемся на прогулку»
1. На улице тепло, весна, бегут ручьи. Дима открыл шкаф и надел сначала…, затем…, потом…и наконец….
2. Я одену на куклу….
3. Ира пошла на пргулку. Что она взяла с собой?
15. «Что возьмет для работы…?»
16. «Что я возьму, что бы приготовить …?»
17. «Цирк»
Дети в масках. Придумай.
Медвежонок играет в мяч.
Тигр рисует дом.
Лев прыгает в обруч.
Слоненок продает шары.
18. «Птичка»
Села птичка на окошко
Посиди у нас немножко
Посиди не улетай!
Улетела, ай!
Куда может сесть птичка?
Стихотворения.
1. «Что взяла клади на место»
Это Оленьке известно,
Что взяла клади на место!
Только девочка мала,
Забывает, где взяла.
На диван кладет калошу
А на стол сажает кошку,
На пол ставит красный мак,
Это так или не так?
Если мама промолчала
Надо делать всё с начала.
2. «Всё сумею сделать»
Встану рано поутру,
Всё я дома приберу:
Я полы подмету,
Вымою посуду.
И воды принести
Я не позабуду
В тесто сахара добавлю
Пироги я в печь поставлю
Всё успею, всё сумею сделать.
- Очень любят мальчики
Очень любят девочки,
Дуть на одуванчики,
Прыгать словно белочки
Но не очень мальчики,
Но не очень девочки,
Любят мыть стаканчики,
Ложечки, тарелочки.
- У слоненка день рожденье
Ждёт зверушек угощенье
На столе полно еды
Что кому – подумай ты!
Морковку – зайченку,
Грибок дай – ежонку,
Банан – обезьянке,
А сено – лошадке.
Творительный падеж:
Кем? Чем?
- «Весёлые рифмы»
Послушай стих и скажи, какие слова отвечают на вопросы
«С кем?» «Кем?» «Чем?»
С белкой пляшет бегемот,
Грустно смотрит серый кот-
Он сметаною объелся,
У него болит живот.
Машет веером варан,
Молотком стучит баран,
Подметает шваброй ёжик
Усом крутит таракан.
- «Путешествие по материкам»
В Африку мы поедем за …
В Австралию отправимся за..
В Евразию поедем за..
В Арктику и Антрактиду поедем за…
3. «Исправь ошибки» Платок машет девочкой.
Воду поливают луком.
4.«Чем я могу помочь?»
Пишу записку…
Шью…
- «Кто чем питается»
Дятел питается жуками и гусеницами.
- «Кто чем защищается?»
Слон защищается хоботом.
Олень защищается рогами.
- «Угадай, кем он работает?»
Этот человек работает в помещении, на нём халат. Он работает с клиентами и укладывает волосы в прическу, подстригает. Кем он работает?
- «Мамины помощники»
Мамы нет дома. Мы с… решили убрать квартиру. Я подмёл пол…Сестра стерла пыль влажной…Брат вымыл посуду…., вытер чашки…Мама была довольна.
- «Машенькино угощенье»
Я кот, я питаюсь молоком.
Я угощу тебя молоком.
10. «Скажи, что ты любишь?»
Я люблю чай с вареньем.
11. «Что чем делают?»
Пилят, копают, шьют, режут и
- «Эрудит»
Чем рисует художник?
Чем гладят бельё?
Чем едят суп?
- «Измени по образцу»
Вьётся как вьюн – вьётся вьюном.
Как волченок смотрит
Как козёл скачет….
Как юла вертиться….
Как волк воет…
Как баран смотрит…
- «Пары»
Чашка с блюдцем.
Суп с …
Иголка с …
Каша с …
Чай с …
Лыжи с …
Лошадь с …
- «Когда это бывает?»
За зимой приходит весна, за весной приходит лето …
- «Кто за кем?»
- «Угадай с чем?»
С чем может быть суп?
19. «С чем корзиночки?»
20. «За кем мы наблюдаем в зоопарке?»
21. «Прятки»
Я был под столом.
Я была за дверью.
22. «С чем я люблю играть?»
Я люблю заниматься с мозаикой. Я люблю играть с куклой.
23. «Кто с кем?»
Лиса вышла с лисятами.
24. «Рядом с кем? Рядом с чем?»
Пословицы и поговорки.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Пословицами на базаре не торгуют.
С глупой речью сидят за печкой.
Не красна книга письмом, крана умом.
Люби дело – мастером будешь.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Не гордись званьем, а гордись знаньем.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Не хлебом единым жив человек.
Не гонись за красотой, а гонись за разумом.
Живи своим умом.
Март с водой, апрель с травой.
Слезами горю не поможешь.
За словом в карман не полезет.
Предложный падеж:
О /На/ ком? О / На/ чем?
1. «Забавные рифмы»
Назови слова которые отвечают на вопросы «На чем? В чем?»
Вот на лавке мышка спит,
На полу паук молчит,
В паутине бьётся муха,
А в углу комар звенит,
На пеньке змея шипит,
На заборе жук жужжит,
В чистом поле лошадь скачет,
На болоте выпь кричит.
Машу вижу я в окне,
Белка спит в своём дупле,
На мосту сидит лягушка.
Бабка-Ёжка на метле.
2.«Еда для животных»
Лиса мечтает о..
Медведь мечтает о …
- «Нелепицы»
Рассмотри внимательно рисунок и скажи, что нарисовано неправильно.
Камыши растут на..
Ёжик сидит на …
- « Я мечтаю..»
Вот сижу я на пеньке
И мечтаю о щенке,
Как он будет жить на воле
Быстро бегать в чисто поле.
Буду с ним в лесу гулять
Грибы и ягоды искать.
А при звёздах. При луне,
Помечтаю о слоне,
О слоне и о коне,
Об арабском скакуне.
Буду мчаться я в седле
Мимо речке на заре,
В доме наведу порядок.
Помечтаю о нарядах.
О серёжках и браслетах,
О печеньях и конфетах,
Буду я при бусах,
Буду при серьгах,
В разноцветных лентах.
С шариком в руках.
Вот и все мои мечты,
А о чём мечтаешь ты?
5. « Кто где живёт?»
Медведь живет в …
Белка живет в …
6.«Как сказать правильно?»
Ребёнок на руках или ребенок в руках. Платок в кармане или на кармане.
7. «Угадай, что изменилось?»
Мишка сидел на столе, а теперь под столом.
8. «Скажи куда мы положили?»
Дети: мяч, под, мишка.- говорят ребёнку который ищет игрушку.
9.«Птичка и кошка»
Кукольный театр.
- Дед вышел откуда?
- И сел куда?
- Под чем?
- Птичка сидела где?
- Кошка её услышала и прыгнула за кем?
- Куда?
- Кошка полезла за кем?
- Бабушка вышла откуда?
- Рассердилась на кого?
- Прогнала её куда?
10. «Где что покупают?»
Лекарство покупают в аптеке. Хлеб покупают …
Газеты покупают в …
11. «Ответь на вопросы»
Где растут грибы?
Где растут ягоды?
Где плавает рыбка?
Где живет крокодил?
Где пасется корова?
Где стоит машина?
Где растет картофель?
- «Лес и двор» или «Что где растёт»
Это лиса. Она живёт в лесу.
- «Заботливые дети»
- «Тараканище»
Ответы на вопросы по иллюстрациям произведения.
- «Кто на чем сидит?»
- «Где я нахожусь?»
Когда слышу:
Тиканье часов
Мяуканье котёнка
Стук дверей
Бульканье воды
Воркование голубей
Шум машин
Тихое пение
Шелест страниц.
Стихотворения.
«Муха – чистюля»
Жила-была муха-чистюля,
Всё время купалась муха.
Купалась она в воскресенье.
В отличном клубничном варенье.
В понедельник в вишневой наливке.
Во вторник в томатной подливке.
В среду в лимонном желе,
В четверг в киселе и смоле.
В пятницу в простокваше, в компоте и манной каше.
В субботу помывшись в чернилах. Сказала: «Я больше не в силах!»
Ужасно. Ужасно устала, но кажется, чище не стала!
Игры на словоизменение существительных по числам:
Если один — то ШКАФ,
Если много — ШКАФЫ.
Если один — то ДЕНЬ,
Если много - то ДНИ.
***
Если один — то ДОМ,
Если много — ДОМА.
Если один — то ГЛАЗ,
Если много — ГЛАЗА.
***
Зимою пришли ХОЛОДА, ДЕРЕВЬЯ украсил мороз,
Иней покрыл ПРОВОДА,
Снег все ДОРОГИ занёс.
ОКНА закрыты в домах,
Под снегом белеют ПОЛЯ, Гуляют МЕТЕЛИ в лесах,
И тихо стоят ТОПОЛЯ
ОЗЁРА скованы льдом, Засыпаны снегом ЛУГА.
Давай на речку пойдём,
Ты видишь её БЕРЕГА?
***
В комнате СТУЛЬЯ и КРЕСЛА,
И старенький мягкий диван. Повесь все ПАЛЬТО на место, А ПЛАТЬЯ сложи в чемодан.
***
В лесу нужны чуткие уши
И зоркие очень глаза.
Старайся внимательно слушать.
Лесные все голоса.
***
На земле зеленеют ЛЕСА, Но люблю я смотреть в НЕБЕСА:
ОБЛАКА там плывут высоко,
Ах, как жаль, что они далеко!
***
Мы любим МОРЯ и ОЗЁРА,
Мы любим САДЫ и ПОЛЯ, РАВНИНЫ, высокие ГОРЫ -Красавица наша Земля!
***
Здесь ДЕРЕВЬЯ росли в тишине,
Но остались от них только ПНИ.
ПТИЦЫ любят летать в вышине
И особенно — в ясные ДНИ
***
На улице глубокие СНЕГА —
Их намели вчерашние МЕТЕЛИ,
И с речкою сравнялись БЕРЕГА,
И ХЛОПЬЯ снега скрыли ВЕТВИ ели
***
Стоят ДЕРЕВЬЯ словно в серебре,
Порой ЗАЙЧИШКИ пробегают мимо, Сверкают ГЛЫБЫ снега на горе...
Красивы эти сказочные
ЗИМЫ!
***
Какие ОЗЁРА и РЕКИ, Какие РАВНИНЫ и ГОРЫ,
Какие БОЛОТА и СТЕПИ, Какие степные ПРОСТОРЫ?
***
В гостинице большие ЗЕРКАЛА,
Висят на стенах разные КАРТИНЫ.
Там КОМНАТЫ зовутся «НОМЕРА»,
И там мы дома лишь наполовину
***
Стелятся всюду ТУМАНЫ,
ЛИСТЬЯ в лесу желтеют,
Летят гусей КАРАВАНЫ,
И НЕБЕСА светлеют.
Стали уж ДНИ короче,
ДОЖДИ моросят подолгу,
И удлинились НОЧИ, ПТИЦЫ летят за Волгу.
ВЕТРЫ гуляют в поле,
С земли поднимают КОЛОСЬЯ,
Свободно бушуют на воле,
Приносят нам зимушку-гостью
***
В саду нашем зреют ГРУШИ, ЯБЛОКИ, ВИШНИ, СЛИВЫ... Приятно нам ФРУКТЫ кушать
Они вкусны и красивы.
***
Мы любим волшебные СНЫ
Про дальние жаркие СТРАНЫ.
Нам снятся ВЕРБЛЮДЫ, СЛОНЫ, ЖИРАФЫ, КИТЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
***
Я видел во сне ОСТРОВА, Крутые высокие СКАЛЫ, Волшебные слышал СЛОВА,
Да жаль, что поспал я так мало.
***
В сказках сказочные ГОРОДА,
Говорящие ПТИЦЫ и ЗВЕРИ,
КОЛДУНЫ даже есть иногда.
И избушка без окон и двери.
Там МЕДВЕДИ сидят за столом,
В доме СТУЛЬЯ, и ЛОЖКИ, и МИСКИ,
И украшены СТЕНЫ ковром,
И ДЕРЕВЬЯ от домика близко
Если ж встретятся ВОЛКИ порой,
То всегда они бурые, серые,
И ДОМА их под самой горой,
Но найдут их ЦАРЕВИЧИ смелые!
Игры на употребление существительных с предлогами:
Берёзка У ЁЛКИ,
Куст ПЕРЕД ЁЛКОЙ, Грибочек ПОД ЁЛКОЙ,
А заяц ЗА ЕЛКОЙ.
***
Белка НА ЁЛКЕ,
Ворона НАД ЁЛКОЙ, Лиса идёт К ЁЛКЕ,
А ёжик ОТ ЁЛКИ.
***
Книгу берём мы С ПОЛКИ.
Чашку берём СО СТОЛА. Шишку срываем С ЁЛКИ,
Воду берём ИЗ ВЕДРА.
***
Кушать садятся ЗА СТОЛ, Выходят ИЗ-ЗА стола. Нож уронили ПОД СТОЛ, Достали ИЗ-ПОД СТОЛА
Ваза стоит НА СТОЛЕ, Люстра висит НАД СТОЛОМ,
Стулья стоят У СТОЛА, Дети сидят ЗА СТОЛОМ
***
Скамейка - МЕЖДУ ДЕРЕВЬЯМИ,
А ЗА СКАМЕЙКОЙ — кусты,
Клумба — ПЕРЕД СКАМЕЙКОЮ,
НА КЛУМБЕ этой — цветы
***
У рыженькой белочки домик В ДУПЛЕ, Лисичка-сестричка В ГЛУБОКОЙ НОРЕ,
В БЕРЛОГЕ медведь,
В ТЁМНОМ ЛОГОВЕ волк,
А ворон В ГНЕЗДЕ осторожно примолк.
Скрываются утки В ГУСТЫХ КАМЫШАХ, Орлы угнездились В ВЫСОКИХ ГОРАХ,
В БОЛОТЕ лягушки устроили дом,
И В ИЛИСТОМ ОЗЕРЕ спрятался сом.
***
НА БЕРЁЗАХ набухли почки,
Значит, дело идёт К ВЕСНЕ,
Развернуться скоро листочки.
Уже виден конец зиме.
Игры на изменение глаголов по временам, числам и родам:
Вчера мы ИГРАЛИ,
Сегодня ИГРАЕМ
И завтра БУДЕМ ИГРАТЬ.
***
Вчера мы ЧИТАЛИ,
Сегодня ЧИТАЕМ
И завтра БУДЕМ ЧИТАТЬ
***
Вчерашний день уж ПРОШЁЛ,
Сегодняшний — только ИДЁТ,
А завтрашний день не пришёл,
Он к нам только завтра ПРИДЁТ.
***
ПРОЛЕТЕЛО тёплое лето, ПРОЛЕТАЕТ жёлтая осень,
ПРОЛЕТИТ и зимушка следом,
Даже если мы не попросим.
***
ПАДАЮТ снежинки сегодня,
ПАДАЛИ они и вчера. Словно лёгкий пушок холодный,
БУДУТ ПАДАТЬ всю ночь до утра.
***
Зима уж УШЛА, ОТБЕЛЕЛИ снега. ПРИХОДИТ весна - ЗЕЛЕНЕЮТ луга.
Скоро красное лето ПРИДЁТ,
Всё в природе тогда РАСЦВЕТЁТ.
***
Жук ЖУЖЖИТ — жуки ЖУЖЖАТ,
Комар ПИЩИТ- комары ПИЩАТ,
Утка КРЯКАЕТ — утки КРЯКАЮТ,
Лягушка КВАКАЕТ — лягушки КВАКАЮТ.
***
Мальчик ПИСАЛ, и дети ПИСАЛИ.
Мальчик СЧИТАЛ, и дети СЧИТАЛИ.
Мальчик ГУЛЯЛ, и дети ГУЛЯЛИ.
Мальчик УСТАЛ, и дети УСТАЛИ.
***
Птица ЛЕТАЕТ — птицы ЛЕТАЮТ,
Белка ИГРАЕТ — белки ИГРАЮТ,
Тигр РЫЧИТ - тигры РЫЧАТ,
Корова МЫЧИТ — коровы МЫЧАТ.
***
Медвежонок КУПАЛСЯ- медвежата КУПАЛИСЬ,
Медвежонок СМЕЯЛСЯ -медвежата СМЕЯЛИСЬ. Лисёнок ПОДКРАЛСЯ - лисята ПОДКРАЛИСЬ, Зайчонок СПАСАЛСЯ- зайчата СПАСАЛИСЬ.
***
Жук ЛЕТАЛ, и пчела ЛЕТАЛА.
Жук ЖУЖЖАЛ, и пчела ЖУЖЖАЛА.
Жук УСТАЛ, и пчела УСТАЛА.
Видно, летали они немало.
***
Месяц ВЗОШЁЛ,
Луна ВЗОШЛА,
Солнце ВЗОШЛО.
Месяц УШЁЛ,
Луна УШЛА,
Солнце УШЛО.
***
НАСТУПИЛО утро, НАСТУПИЛ вечер, НАСТУПИЛА ночь. КОНЧИЛОСЬ утро, КОНЧИЛСЯ вечер, КОНЧИЛАСЬ ночь.
***
ПРИШЛА зима с метелями, ЯВИЛСЯ Дед Мороз,
Под соснами, под елями
Он снегом всё ЗАНЁС.
В дупле УКРЫЛАСЬ белочка, В берлогу ЛЁГ медведь, СТАЛ зайка очень беленьким, В снегу не рассмотреть.
***
СВЕТИЛО редко солнышко,
Кругом метель МЕЛА,
Но мышка в поле зёрнышки
Под снегом вдруг НАШЛА.
***
ЗАМЁРЗЛО наше озеро, ПОКРЫЛОСЬ толстым льдом,
И речку заморозило. Белеет снег кругом.
***
Игры на согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе:
Кофта БОЛЬШАЯ,
Платье БОЛЬШОЕ,
Свитер БОЛЬШОЙ.
Травка СТЕПНАЯ,
Раздолье СТЕПНОЕ,
Ветер СТЕПНОЙ.
***
СИНЕЕ небо,
ПРОХЛАДНЫЙ вечер, ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ.
ДОБРОЕ утро,
ЛАСКОВЫЙ ветер,
МИЛАЯ дочь.
***
Лилия БЕЛАЯ — лилии БЕЛЫЕ, Девочка СМЕЛАЯ — девочки СМЕЛЫЕ.
Платье ДЛИННОЕ — платья ДЛИННЫЕ,
Вещь СТАРИННАЯ — вещи СТАРИННЫЕ.
***
Берёзка СТРОЙНАЯ - берёзки СТРОЙНЫЕ, Ёлочка ХВОЙНАЯ - ёлочки ХВОЙНЫЕ
Дорога ДАЛЬНЯЯ - дороги ДАЛЬНИЕ, Песня ПЕЧАЛЬНАЯ- песни ПЕЧАЛЬНЫЕ.
***
ТРЕСКУЧИЕ морозы усыпили МОХНАТУЮ ЗАДУМЧИВУЮ ель. КОЛЮЧИЕ иголочки застыли,
И замела их БЕЛАЯ метель.
Легли кругом ВОЛНИСТЫЕ сугробы,
Не слышно больше звуков вдалеке,
Лишь РЫЖЕНЬКАЯ белка-недотрога Красуется на ЧЁРНЕНЬКОМ сучке.
***
ОСЕННИЕ ЖЁЛТЫЕ листья
Украсили ГРУСТНЫЙ лес, Рябинушки КРАСНЫЕ кисти Ждут солнца с ХОЛОДНЫХ небес.
***
ШУМЛИВЫЕ ПТИЧЬИ стаи Готовятся в ДАЛЬНИЙ полёт. Девочки в школу играют,
Встречают
УЧЕБНЫЙ год.
Игры на согласование имён существительных с числительными:
Пять СТОЛОВ и ДОМОВ,
Пять ШАРФОВ и ПЛАТКОВ,
Пять ЖУКОВ, ПАУКОВ, ТАРАКАНОВ.
Десять КОШЕК и МЫШЕК,
Десять БОЧЕК И ШИШЕК
И пятнадцать хрустальных СТАКАНОВ
***
Семь ГУСЕЙ, ЛЕБЕДЕЙ и ОЛЕНЕЙ,
Семь МЫШЕЙ, семь ЕЖЕЙ, семь ТЮЛЕНЕЙ, ***
Пять ПЕРЧАТОК, пять ЛОДОК, пять МАРОК, Пять СОЛОНОК, МАСЛЁНОК, МОЧАЛОК.
Пять ЦЫПЛЯТ, пять УТЯТ и ГУСЯТ,
Пять ТЕЛЯТ, ЖЕРЕБЯТ и КОЗЛЯТ,
Пять МЫШАТ и КОТЯТ, семь ЕЖАТ
И пятнадцать смешных ЛЯГУШАТ.
Десять ПУГОВИЦ, САХАРНИЦ, МЫЛЬНИЦ Десять ЛЮСТР, ОБЕЗЬЯН и ЗЕРКАЛ И ещё восемнадцать ЧЕРНИЛЬНИЦ –
Я надеюсь, что все сосчитал.
***
Купили мы двадцать ЛОЖЕК,
Пять ЧАЙНИКОВ, шесть КАСТРЮЛЬ,
Семь СКОВОРОДОК, пять ПЛОШЕК.
Сложим ли всё в один куль?
***
Я видел на выставке десять ЗЕРКАЛ И двадцать прекрасных КАРТИН,
Пять ЛЮСТР я хрустальных ещё насчитал И целых семнадцать ГАРДИН.
***
Кукуют десятки КУКУШЕК,
Квакают сотни ЛЯГУШЕК,
Сотни жужжат КОМАРОВ
И где-то мычат пять КОРОВ
***
Мы видели пять СОСЕН на полянке, БЕРЁЗОК восемь стройных вдалеке. Шесть ПЧЁЛОК всё кружились спозаранку, Семь ГУСЕНИЦ сидели на сучке.
Семь БАБОЧЕК белели на цветках,
И шесть СТРЕКОЗ летали над водой,
А я всё думал о больших жуках —
Ведь пять ЖУКОВ кружились надо мной
***
По полянке ползают сотни МУРАВЬЁВ,
Громко заливаются десять СОЛОВЬЁВ,
Вся полянка летняя — как сплошной букет,
Все цветочки с радостью лету шлют привет.
***
Четыре картинки,
Четыре корзинки,
Три кошки, три мышки, Три чашки, три шишки.
***
Две девочки,
Две белочки,
Три мальчика,
Три зайчика
***
Два тюленя, Два оленя, Три ежа И три ужа.
Два медведя, два верблюда,
Три больших стеклянных блюда.
Четыре солонки, четыре маслёнки,
Четыре гусёнка, четыре телёнка.
Три кольца, три птенца Два зеленых огурца.
Двое ножниц, два пальто, Но одно всего манто.
Четыре муравья, Четыре соловья,
Двое тёплых тапок Четверо перчаток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев, ве...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Картотека: «Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи»
Картотека:«Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи»...
Картотека: «Коррекционно- развивающие игры по формированию лексико- грамматического строя речи»
Картотека:«Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи» Словообразование Игры на словообразование прилагательных: Старшая группа/ 1 год ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико-грамматического стороя речи у детей с ТНР....