Использование приёмов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Моделирование как наглядно-практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 114.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова.
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использованием вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).
Так, первый этап – это формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Здесь, первоначальная работа строится с помощью следующей модели: графической схемы слова и фишек. По мере выделения звуков, ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, а также выделению гласных из потока речи. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы:
О ________________ | О ________________ | О ________________ |
Нарушения чтения и письма часто сопровождаются большим количеством ошибок. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове.
Приведем некоторые виды упражнений на выделение ударного гласного звука:
1. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение наклонной палочкой над прямоугольником:
2. Подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
3. Разложить картинки под схемами.
4. «Рисуем слова» - дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Предлагается послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
5. «Пирамида» - предлагается разложить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на верхнее - с одним слогом, на среднее - с двумя, на нижнее - с тремя.
6. «Хлопки»- дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Например:
________, _______ _______, _______ _______ ______ .
7. «Найди свое место»- дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
8. «Домики» - раскладываются картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
9. «Поезд» - предлагается макет паровоза и четырех вагонов с 1,2,3 и 4 окнами. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во втором- из двух, в третьем- из трех, в четвертом – из четырех.
10. Придумать слово к графическим схемам.
11. «Светофор»- определение места звука в слове (позиции). Используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине- желтый, в конце слова -зеленый. В дальнейшем уже используется готовая схема, фишки или само место звука указывается цифрой, используя звуковые линейки, предметные картинки и фишки.
12. «Полет на луну»- на листах рисуют схему- ракету слов. Если учитель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит помочь. Дети подбирают к схеме слова и обговаривают «поломку», «чинят» ее и благополучно совершают посадку.
13. «Рыбка»- предварительно изготавливается из картона рыбка. Туловище рыбки делится на три части. Первая клетка (от головы рыбки)- начало слова, вторая- середина, третья-конец. Дети определяют место звука и выкладывают фишки. Цвет фишек зависит от звука: синий- твердый согласный, зеленый- мягкий согласный, красный- гласный, красно-зеленый- йотированный звук (гласный второго ряда).
14. «Шифровальщик»- используется на этапе обучения грамоте. Нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
15. «Какой звук пропустил Незнайка?»- четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков (например: - тка, - голка, - рбуз, - втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
16. «Спички - ватка»- помогает различать твердые и мягкие звуки и соотносить картинки с символами (спичка - твердый звук, ватка -мягкий). Нужно разложить слова или картинки под схемами-карточками.
17. «Куда перелетела бабочка?»- учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке- схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Логопед называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
Эти несложные упражнения можно использовать, как элемент занятия на протяжении длительного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте ...
Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".
Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое ...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"
Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так к...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опыт работы педагогов коррекционной группы по использованию приёмов наглядного моделирования. ...