Тема выступления на РМО КЦ на тему: «Игрушки для малыша».
презентация по коррекционной педагогике
На РМО КЦ (консультационых центров) я поделилась с педагогами опытом работы, рассказала, как беседуем с родителями о важности правильного выбора игрушки и как с ней играть, показала практическое применение адаптированных мною игрушек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Тема выступления
«Игрушки для малыша».
Учитель-дефектолог:
Михалева М.Н.
Цель: поделиться с педагогами опытом работы.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы на консультационном центре;
- рассказать, как мы беседуем с родителями о важности правильного выбора игрушки и как с ней играть;
- показать практическое применение адаптированных игрушек.
Предполагаемые результаты: применение знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.
Каждому родителю, бабушке, дедушке постоянно приходиться сталкивать с очень не простой задачей: что подарить любимому чаду на праздник или день рождения?
Заходя в «игрушечный» магазин, мы как бы подсознательно выбираем игрушку не своему сыну, а себе.
И именно с этого момента начинаются трудности. Мы проецируем ситуацию на себя: «А вот в моем детстве таких игрушек не было…
Я бы тоже поиграла с такой игрушкой…» СТОП!
Ведь игрушка, которая нравится взрослому, может и не произвести такое же впечатление на ребенка.
Наша задача, которую мы выполняем, рассказать и донести какой должна быть игрушка.
Развивать: зрение, зрительное восприятие, слух, осязание, сенсомоторику (чувство формы, размера, определение цвета, моторики), зрительно-двигательную координацию, координацию движений, тактильные ощущения, мускулатуру рук, глазомер и точность движения, логику, фантазию, речь и навыки общения.
Тренировать: мелкую моторику пальцев рук, ловкость рук, сноровку и координацию движений.
Научить: фокусировать взгляд, слаженности и точности движений, понимать взаимосвязь слов и изображений, распознавать и различать разные формы, чувству ритма, фокусировать свое внимание, соединять зрительные образы со слуховыми, видеть связь между своими действиями и результатами этих действий .
Дать малышу как можно больше новых впечатлений: зрительных, звуковых, тактильных.
Стимулировать и мотивировать усилия малыша.
Стимулировать развитие умственных способностей.
При выборе детских игрушек следует ориентироваться на основное их назначение - развитие тех или иных психических и физиологических характеристик.
- Восприятие:
- Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.)
- Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними.
Это могут быть: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки); коробки форм; крупные пазлы; однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.).
- Наглядно-образное мышление:
Наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям, лепка, аппликация, рисование, моделирование.
Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме.
Все эти действия можно осуществлять на материале:
- настольно-печатных игр;
- предметных и сюжетных картинок;
- головоломок.
- Игровые пособия, способствующие физическому развитию.
- Мячи (разных размеров);
- Обручи;
- Кегли;
- Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, Швецкая стенка);
- Скамеечки для ходьбы;
- Коврики с разной поверхностью;
- Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.
Игрушки для детей первого полугодия жизни:
Основные требования:
- Сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать.
- Игрушки не должны превышать размеров головы ребенка. Глаза ребенка будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики.
- Игрушки должны быть ярких теплых цветов, а к 4-6 месяцам ребенка нужно постепенно приучать и к остальным цветам радуги. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь.
- Игрушки для самых маленьких должны иметь ровные гладкие края, без выступающих острых углов и мелких, легко отделяемых деталей. Мягкие набивные игрушки для детей до 3 лет можно продавать только в индивидуальной упаковке.
- Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. В электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 В.
В младенчестве ребенок должен получать игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения: следить за движением игрушки вправо и влево, поворачивать головку вслед за ускользающей игрушкой, учиться смотреть и видеть. Звучание игрушки доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие.
У младенца должны быть:
- Легкие, разноцветные и звучащие пластмассовые погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные;
- Модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи;
- Можно предложить малышу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет форму под пальчиками, что вызывает у малыша ориентировочное поведение.
- Специальные книжки-игрушки очень понравятся малышу четырех-пяти месяцев: можно складывать и раскладывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое.
- Малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки).
- С металлическими и мягкими игрушками надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.
- Мягкие игрушки лучше дарить к году и обязательно учить нежному обращению с ними: вместе с ребенком погладьте мишку, обнимите, уложите спать.
Дети в возрасте 1,5 - 3 лет.
На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает
самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее.
- У малыша ведущей становится предметная деятельность, ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве:
- складывание пирамидок и матрешек;
- постройка "домов" из кубиков;
- закрывание коробок крышками;
- использование сборно-разборных игрушек.
2. Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев:
- игры с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой;
- игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями;
- игрушечные животные и куклы (в том числе мягкие).
3. Ребенок осваивает орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши.
Дети в возрасте 3 лет.
1. Ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери (в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам).
2. Необходимы игрушки для развития различных психических функций ребенка - мелкая моторика, восприятие, внимание, память, мышление:
- игры-вкладыши различной сложности;
- мячи, кольца, которые надо набрасывать на штырек;
- несложные конструкторы.
Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:
- по возрастному назначению (для новорожденных /от 0 до 3 месяцев/, для младенцев 4-5 - 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);
- по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
- по воспитательному назначению.
Педагоги делят игрушки на:
- сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп);
- двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);
- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
Основные требования к безопасности детских игрушек:
1. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
2. Отсутствие неприятного резкого запаха.
3. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
4. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
5. Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
6. Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
7. Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
8. И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу!
9. Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку: отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
Завершаем всегда нашу консультацию таким выражением, которое трогает родителей и заставляет задуматься: «Умный выбор игрушки – умный ребенок!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбираем игрушки Каждому родителю, бабушке, дедушке постоянно приходиться сталкивать с очень не простой задачей: что подарить любимому чаду на праздник или день рождения Заходя в «игрушечный» магазин, мы как бы подсознательно выбираем игрушку не своему сыну, а себе. И именно с этого момента начинаются трудности. Мы проецируем ситуацию на себя: «А вот в моем детстве таких игрушек не было… Я бы тоже поиграла с такой игрушкой…» СТОП! Ведь игрушка, которая нравится взрослому, может и не произвести такое же впечатление на ребенка.
Игрушки должны: Развивать : зрение, зрительное восприятие, слух, осязание, сенсомоторику (чувство формы, размера, определение цвета, моторики), зрительно-двигательную координацию, координацию движений, тактильные ощущения, мускулатуру рук, глазомер и точность движения, логику, фантазию, речь и навыки общения. Тренировать : мелкую моторику пальцев рук, ловкость рук, сноровку и координацию движений. Научить : фокусировать взгляд, слаженности и точности движений, понимать взаимосвязь слов и изображений, распознавать и различать разные формы, чувству ритма, фокусировать свое внимание, соединять зрительные образы со слуховыми, видеть связь между своими действиями и результатами этих действий . Дать малышу как можно больше новых впечатлений: зрительных, звуковых, тактильных. Стимулировать и мотивировать усилия малыша. Стимулировать развитие умственных способностей .
Игрушки и развитие При выборе детских игрушек следует ориентироваться на основное их назначение - развитие тех или иных психических и физиологических характеристик
Восприятие Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др .) Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними.
Это могут быть: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки ); коробки форм; Крупные пазлы; однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр .).
Наглядно-образное мышление Наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям, лепка, аппликация, рисование, моделирование. Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Все эти действия можно осуществлять на материале: настольно-печатных игр; предметных и сюжетных картинок; г оловоломок.
Игровые пособия, способствующие физическому развитию Мячи (разных размеров ); Обручи; Кегли; Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, Ш вецкая стенка ); Скамеечки для ходьбы; Коврики с разной поверхностью; Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.
Игрушки детей первого полугодия жизни Основные требования: Сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать. Игрушки не должны превышать размеров головы ребенка. Глаза ребенка будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики. Игрушки должны быть ярких теплых цветов, а к 4-6 месяцам ребенка нужно постепенно приучать и к остальным цветам радуги. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь. Игрушки для самых маленьких должны иметь ровные гладкие края, без выступающих острых углов и мелких, легко отделяемых деталей. Мягкие набивные игрушки для детей до 3 лет можно продавать только в индивидуальной упаковке. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. В электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 В. В младенчестве ребенок должен получать игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения: следить за движением игрушки вправо и влево, поворачивать головку вслед за ускользающей игрушкой, учиться смотреть и видеть. Звучание игрушки доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие.
У младенца должны быть: Легкие, разноцветные и звучащие пластмассовые погремушки . Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные Модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи Можно предложить малышу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет форму под пальчиками, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки очень понравятся малышу четырех-пяти месяцев: можно складывать и раскладывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое. Малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С металлическими и мягкими игрушками надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии. Мягкие игрушки лучше дарить к году и обязательно учить нежному обращению с ними: вместе с ребенком погладьте мишку, обнимите, уложите спать.
Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее 1. У малыша ведущей становится предметная деятельность, ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве: складывание пирамидок и матрешек; постройка "домов" из кубиков; закрывание коробок крышками; использование сборно-разборных игрушек.
Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 2 . Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев : игры с пластиковыми блоками " Лего " или пластиковой же мозаикой; игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями; игрушечные животные и куклы ( в том числе мягкие ).
Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 3 . Ребенок осваивает орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши.
Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 4. Небходимы игрушки призванные специально развивать различные психические функции ребенка - моторику (то есть произвольные движения), восприятие, внимание, память: специальные пособия - книжки с разными на ощупь страницам; пазлы, конструкторы, различные шнуровки; Развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и машинки) - ребенку нужно и то, и другое!
Д ети в возрасте 3 лет 1. Ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери (в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам ). 2. Необходимы игрушки для развития различных психических функций ребенка - мелкая моторика , восприятие, внимание, память, мышление: игры-вкладыши различной сложности; мячи, кольца , которые надо набрасывать на штырек; несложные конструкторы.
Классификация игрушек Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например : по возрастному назначению (для новорожденных /от 0 до 3 месяцев/, для младенцев 4-5 - 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.); по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.); по воспитательному назначению . Педагоги делят игрушки на: сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп); двигательные ( мобиль , мяч, юла, заводные игрушки); образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки); общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие); конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
Основные требования к безопасности детских игрушек 1. Безопасный материал , из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
2. Отсутствие неприятного резкого запаха . 3. Прочность . Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
4. Безопасная конструкция . Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). 5. Безопасный цвет . Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка. 6. Безопасный звук . Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
7 . Гарантия качества . Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу! Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку : отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
Умный выбор игрушки – умный ребенок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Всероссийский практико-ориентированный семинар " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения." тема выступления "Развивающие игры для малышей."
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку ...
Выступление на родительском клубе. тема "Полезные игрушки"
Материал будет полезен родителям при выборе игрушек:-значение игрушек-характеристики игрушек-виды игрушек...
Выступление на педсовете на тему "Геометрия для малышей"
Презентация...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождае...
Выступление на педагогическом совете Тема выступления: «Лепбук»
Выступление на педагогическом советеТема выступления: «Лепбук»...