Тема выступления на РМО КЦ на тему: «Игрушки для малыша».
презентация по коррекционной педагогике

Маргарита Николаевна Михалёва

На РМО КЦ (консультационых центров) я  поделилась с педагогами опытом работы, рассказала, как беседуем с родителями о важности правильного выбора игрушки и как с ней играть, показала практическое применение адаптированных мною игрушек.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Тема выступления

«Игрушки для малыша».

Учитель-дефектолог:

Михалева М.Н.

Цель: поделиться с педагогами опытом работы.

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом работы на консультационном центре;
  • рассказать, как мы беседуем с родителями о важности правильного выбора игрушки и как с ней играть;
  • показать практическое применение адаптированных игрушек.

Предполагаемые результаты: применение знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Каждому родителю, бабушке, дедушке постоянно приходиться сталкивать с очень не простой задачей: что подарить любимому чаду на праздник или день рождения?

 Заходя в «игрушечный» магазин, мы как бы подсознательно выбираем игрушку не своему сыну, а себе.

 И именно с этого момента начинаются трудности. Мы проецируем ситуацию на себя: «А вот в моем детстве таких игрушек не было…

Я бы тоже поиграла с такой игрушкой…» СТОП!

Ведь игрушка, которая нравится взрослому, может и не произвести такое же впечатление на ребенка.

Наша задача, которую мы выполняем, рассказать и донести какой должна быть игрушка.

Развивать:  зрение, зрительное восприятие, слух, осязание, сенсомоторику (чувство формы, размера, определение цвета, моторики),  зрительно-двигательную координацию, координацию движений, тактильные ощущения,  мускулатуру рук, глазомер  и точность движения,  логику,  фантазию,  речь и навыки общения.

Тренировать:  мелкую моторику пальцев рук, ловкость рук, сноровку и координацию движений.

Научить:  фокусировать взгляд,  слаженности и точности движений, понимать взаимосвязь слов и изображений,  распознавать и различать разные формы,  чувству ритма, фокусировать свое внимание,  соединять зрительные образы со слуховыми, видеть связь между своими действиями и результатами этих действий .

Дать малышу как можно больше новых впечатлений: зрительных, звуковых, тактильных.

Стимулировать и мотивировать усилия малыша.

Стимулировать развитие умственных способностей.

При выборе детских игрушек следует ориентироваться на основное их назначение - развитие тех или иных психических и физиологических  характеристик.

  1. Восприятие:
  • Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.)
  • Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними.

Это могут быть: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки); коробки форм; крупные пазлы; однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.).

  1. Наглядно-образное мышление:

Наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям, лепка, аппликация, рисование, моделирование.

Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме.

Все эти действия можно осуществлять на материале:

  • настольно-печатных игр;
  • предметных и сюжетных картинок;
  • головоломок.
  1. Игровые пособия, способствующие физическому развитию.
  • Мячи (разных размеров);
  • Обручи;
  • Кегли;
  • Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, Швецкая стенка);
  • Скамеечки для ходьбы;
  • Коврики с разной поверхностью;
  • Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.

Игрушки для детей первого полугодия жизни:

Основные требования:

  • Сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать.
  • Игрушки не должны превышать размеров  головы ребенка. Глаза ребенка будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики.
  • Игрушки должны быть ярких теплых цветов, а к 4-6 месяцам ребенка нужно постепенно приучать и к остальным цветам радуги. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь.
  • Игрушки для самых маленьких должны иметь ровные гладкие края, без выступающих острых углов и мелких, легко отделяемых деталей. Мягкие набивные игрушки для детей до 3 лет можно продавать только в индивидуальной упаковке.
  • Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. В электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 В.

В младенчестве ребенок должен получать игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения: следить за движением игрушки вправо и влево,  поворачивать головку вслед за ускользающей игрушкой, учиться смотреть и видеть. Звучание игрушки доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие.

У младенца должны быть:

  • Легкие, разноцветные и звучащие пластмассовые погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные;
  • Модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи;
  • Можно предложить малышу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет форму под пальчиками, что вызывает у малыша ориентировочное поведение.
  • Специальные книжки-игрушки очень понравятся малышу четырех-пяти месяцев: можно складывать и раскладывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое.
  • Малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки).
  • С  металлическими и мягкими игрушками надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.
  • Мягкие игрушки лучше дарить к году и обязательно учить нежному обращению с ними: вместе с ребенком погладьте мишку, обнимите, уложите спать.

Дети в  возрасте 1,5 - 3 лет.

На следующем возрастном этапе  маленький ребенок начинает
самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее.

  1. У малыша ведущей становится предметная деятельность, ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве:
  • складывание пирамидок и матрешек;
  • постройка "домов" из кубиков;
  • закрывание коробок крышками;
  • использование сборно-разборных игрушек.

 2. Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев:

  • игры с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой;
  • игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями;
  • игрушечные животные и куклы (в том числе мягкие).

3. Ребенок осваивает  орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши.

Дети в  возрасте 3 лет.

1. Ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери (в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам).

2. Необходимы игрушки для развития различных психических функций ребенка -  мелкая моторика, восприятие, внимание, память, мышление:

  • игры-вкладыши различной сложности;
  • мячи, кольца, которые надо набрасывать на штырек;
  • несложные конструкторы.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:

  • по возрастному назначению (для новорожденных /от 0 до 3 месяцев/, для младенцев 4-5 - 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);
  • по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
  • по воспитательному назначению.

Педагоги делят игрушки на:

  • сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп);
  • двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
  • образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
  • общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);
  •  конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

Основные требования к безопасности детских игрушек:

1. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.

2. Отсутствие неприятного резкого запаха.

3. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.

4. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).

5. Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.

6. Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.

7. Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.

8. И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу!

9. Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку: отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Завершаем всегда нашу консультацию таким выражением, которое трогает родителей и заставляет задуматься: «Умный выбор игрушки – умный ребенок!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игрушки малышам» МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка Учитель-дефектолог: Михалева М.Н.

Слайд 2

Выбираем игрушки Каждому родителю, бабушке, дедушке постоянно приходиться сталкивать с очень не простой задачей: что подарить любимому чаду на праздник или день рождения Заходя в «игрушечный» магазин, мы как бы подсознательно выбираем игрушку не своему сыну, а себе. И именно с этого момента начинаются трудности. Мы проецируем ситуацию на себя: «А вот в моем детстве таких игрушек не было… Я бы тоже поиграла с такой игрушкой…» СТОП! Ведь игрушка, которая нравится взрослому, может и не произвести такое же впечатление на ребенка.

Слайд 3

Игрушки должны: Развивать : зрение, зрительное восприятие, слух, осязание, сенсомоторику (чувство формы, размера, определение цвета, моторики), зрительно-двигательную координацию, координацию движений, тактильные ощущения, мускулатуру рук, глазомер и точность движения, логику, фантазию, речь и навыки общения. Тренировать : мелкую моторику пальцев рук, ловкость рук, сноровку и координацию движений. Научить : фокусировать взгляд, слаженности и точности движений, понимать взаимосвязь слов и изображений, распознавать и различать разные формы, чувству ритма, фокусировать свое внимание, соединять зрительные образы со слуховыми, видеть связь между своими действиями и результатами этих действий . Дать малышу как можно больше новых впечатлений: зрительных, звуковых, тактильных. Стимулировать и мотивировать усилия малыша. Стимулировать развитие умственных способностей .

Слайд 4

Игрушки и развитие При выборе детских игрушек следует ориентироваться на основное их назначение - развитие тех или иных психических и физиологических характеристик

Слайд 5

Восприятие Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др .) Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними.

Слайд 6

Это могут быть: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки ); коробки форм; Крупные пазлы; однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр .).

Слайд 7

Наглядно-образное мышление Наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям, лепка, аппликация, рисование, моделирование. Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Все эти действия можно осуществлять на материале: настольно-печатных игр; предметных и сюжетных картинок; г оловоломок.

Слайд 8

Игровые пособия, способствующие физическому развитию Мячи (разных размеров ); Обручи; Кегли; Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, Ш вецкая стенка ); Скамеечки для ходьбы; Коврики с разной поверхностью; Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.

Слайд 9

Игрушки детей первого полугодия жизни Основные требования: Сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать. Игрушки не должны превышать размеров головы ребенка. Глаза ребенка будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики. Игрушки должны быть ярких теплых цветов, а к 4-6 месяцам ребенка нужно постепенно приучать и к остальным цветам радуги. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь. Игрушки для самых маленьких должны иметь ровные гладкие края, без выступающих острых углов и мелких, легко отделяемых деталей. Мягкие набивные игрушки для детей до 3 лет можно продавать только в индивидуальной упаковке. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. В электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 В. В младенчестве ребенок должен получать игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения: следить за движением игрушки вправо и влево, поворачивать головку вслед за ускользающей игрушкой, учиться смотреть и видеть. Звучание игрушки доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие.

Слайд 10

У младенца должны быть: Легкие, разноцветные и звучащие пластмассовые погремушки . Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные Модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи Можно предложить малышу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет форму под пальчиками, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки очень понравятся малышу четырех-пяти месяцев: можно складывать и раскладывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое. Малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С металлическими и мягкими игрушками надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии. Мягкие игрушки лучше дарить к году и обязательно учить нежному обращению с ними: вместе с ребенком погладьте мишку, обнимите, уложите спать.

Слайд 11

Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее 1. У малыша ведущей становится предметная деятельность, ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве: складывание пирамидок и матрешек; постройка "домов" из кубиков; закрывание коробок крышками; использование сборно-разборных игрушек.

Слайд 12

Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 2 . Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев : игры с пластиковыми блоками " Лего " или пластиковой же мозаикой; игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями; игрушечные животные и куклы ( в том числе мягкие ).

Слайд 13

Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 3 . Ребенок осваивает орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши.

Слайд 14

Д ети в возрасте 1,5 - 3 лет 4. Небходимы игрушки призванные специально развивать различные психические функции ребенка - моторику (то есть произвольные движения), восприятие, внимание, память: специальные пособия - книжки с разными на ощупь страницам; пазлы, конструкторы, различные шнуровки; Развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и машинки) - ребенку нужно и то, и другое!

Слайд 15

Д ети в возрасте 3 лет 1. Ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери (в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам ). 2. Необходимы игрушки для развития различных психических функций ребенка - мелкая моторика , восприятие, внимание, память, мышление: игры-вкладыши различной сложности; мячи, кольца , которые надо набрасывать на штырек; несложные конструкторы.

Слайд 16

Классификация игрушек Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например : по возрастному назначению (для новорожденных /от 0 до 3 месяцев/, для младенцев 4-5 - 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.); по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.); по воспитательному назначению . Педагоги делят игрушки на: сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп); двигательные ( мобиль , мяч, юла, заводные игрушки); образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки); общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие); конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

Слайд 17

Основные требования к безопасности детских игрушек 1. Безопасный материал , из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.

Слайд 18

2. Отсутствие неприятного резкого запаха . 3. Прочность . Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.

Слайд 19

4. Безопасная конструкция . Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). 5. Безопасный цвет . Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка. 6. Безопасный звук . Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.

Слайд 20

7 . Гарантия качества . Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.

Слайд 21

И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу! Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку : отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Слайд 22

Умный выбор игрушки – умный ребенок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Всероссийский практико-ориентированный семинар " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения." тема выступления "Развивающие игры для малышей."

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку ...

Выступление на родительском клубе. тема "Полезные игрушки"

Материал будет полезен родителям при выборе игрушек:-значение игрушек-характеристики игрушек-виды   игрушек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

   Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождае...

Выступление на педагогическом совете Тема выступления: «Лепбук»

Выступление на педагогическом советеТема выступления: «Лепбук»...