Проект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
проект по коррекционной педагогике
Проект для детей дошкольного возраста с ОВЗ
(с интеллектуальной недостаточностью)
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях с ОВЗ интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В преддверии дня зимующих птиц (15 января) актуально дать детям элементарные знания о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц, представления о кормушках и чем кормить птиц зимой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (10.01.22-14.01.22 г)
Цель проекта: формирование общего представления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни. Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: воспитатели, дефектолог, родители, дети гр. 5 «Солнышки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 580.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78»
ПАСПОРТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТА
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
МДОУ «Детский сад №78»
Смирнова Анастасия Михайловна
г.Ярославль, 2022 г.
Технологическая карта педагогического проекта
Название проекта | «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» |
Тип проекта | познавательно- игровой, практико-ориентированный |
Возраст детей | дети с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) от 3 до 7 лет |
Продолжительность | краткосрочный (10.01.22-14.01.22 г) |
Актуальность | В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В преддверии дня зимующих птиц (15 января) актуально дать детям элементарные знания о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц,представления о кормушках и чем кормить птиц зимой. |
Проблема | В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях с ОВЗ интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. |
Цель | Формирование общего представления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни. Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей. |
задачи | Коррекционно-обучающие: 1. Обогащать знания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. 2. Знакомить с частями тела птицы, их внешними особенностями. 3. Продолжать формировать активную реакцию на вербальное обращение, речь. 4. Формировать умение выполнять простую вербальную инструкцию взрослого. 5. Научить детей правильно подкармливать птиц. Коррекционно-развивающие: 1. Развивать умение слушать и понимать собеседника, эмоционально и адекватно реагировать на речь людей. 2. Расширять кругозор, уточнять и обогащать словарный запас детей с интеллектуальной недостаточностьюпо теме «Зима. Зимующие птицы». 3. Способствовать развитию познавательной активности,любознательности. 4. Развивать умение соотносить название птиц с их изображением. Коррекционно-воспитательные: 1. Воспитывать интерес к общению и взаимодействию с другими людьми. 2. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. 3. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. 4. Укреплять детско-родительские отношения. |
Этапы проекта: | Подготовительный Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материалас изображением зимующих птиц, кормушек.Создание интереса у участников (детей, родителей). Создание консультаций и памятки для родителей. Информирование родителей о необходимости изготовления кормушек, приобретение и сбор корма для птиц. |
Основной Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период. Реализация проектапроводится в направлениях: 1. Работа воспитателей и дефектолога с детьми. (Приложение 2) 2. Совместная деятельность с родителями.(Приложение 1) Задание: совместно с детьми изготовить кормушку дляптиц; Оформление консультации «Верные друзья - зимующие птицы!». Оформление памятки «Как правильно кормить птиц зимой». Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях. | |
Заключительный Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, вручение дипломов. Анализ проведенной деятельности. Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода. Размещение итогов проекта в закрытой группе в VK «Солнышки». | |
Ожидаемый результат, продукт | Ожидаемый результат: Детисовместно с родителями будут заинтересованы в заботе о птицах, у них будет желание помогать им в зимний период(изготовление кормушек, подкормкаптиц зимой). Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Удетей произойдёт развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Продукт проекта: создание в ходе совместного творчества детей, родителей и педагогов кормушек для птиц, размещение в зоне видимости детей (за окном группы, на прогулочном участке) «Птичьей столовой», создание фотоотчетов о детской деятельности и презентация проекта на педагогическом совете. |
Итог | У детей обогатился активный/ пассивный словарь по изучаемой теме, расширился кругозор о зимующих птицах. Продолжает формироваться умение слушать и понимать собеседника, эмоционально адекватно реагировать на речь людей, развивается желание взаимодействовать с взрослыми. У некоторых детей сформировались навыки звукоподражания/ более внятного произнесения отдельных слов. Дети приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Родители детей группы стали более заинтересованными в совместной работе с педагогами детского сада, стали активнее включаться в педагогический процесс. Повысилась педагогическая компетентность родителей. Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц. Продолжает реализовываться экологическое воспитание детей: формируются представления о жизни птиц, необходимости подкармливать их в зимний период |
Приложение 1
Консультация для родителей.
Тема: «Верные друзья – зимующие птицы!»
Уважаемые родители 15 января в России праздник – День зимующих птиц!
Много ли найдётся таких людей, кто не любит птиц? Они нас радуют пением и щебетом, наполняя жизнью наши леса и парки. Во время прогулки с ребёнком обратите его внимание на птиц и назовите, что это за птица прилетела. Почему их называют зимующими? К зимующим относятся воробьи, вороны, галки, сороки, голуби, свиристели, щеглы, дятлы, поползни, синички, снегири.
Уважаемые родители задумайтесь: от чего же больше страдают и гибнут птицы зимой: от холода или голода? Страдают наши пернатые друзья от голода. Зимой им трудно добывать корм. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. И поэтому птицы в зимнее время года особо нуждаются в нашей заботе, и как же мы поможем нашим друзьям?
Пернатым друзьям нужна наша помощь.
Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы прилетают к жилью человека. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Помочь птицам несложно, надо смастерить им кормушку. Вы можете принять активное участие в изготовление кормушек, проявив творчество, фантазию. Кормушки можно сделать из дерева, из коробочек для молока, сока, пластиковых ёмкостей и других материалов. А ребёнок вместе с вами украсит кормушку наклейками, ленточками, шнуровками. Ребёнок испытывает радость, восторг и гордость за совместную поделку и с удовольствием будет кормить птиц, насыпая корм в кормушку и наблюдать за ними.
При создании кормушек любых конструкций важно помнить правила:
У кормушки должна крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём, и он станет непригодным для птиц.
В кормушке должно быть два широких отверстия, чтобы птицы могли спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
Если ежедневно в одно и тоже время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени.
А знали ли Вы……….?
Прислушайтесь к звучанию птиц:
Воробей подаёт голос чик – чирк, значит чирикает.
Ворона подаёт голос кар –кар, значит каркает.
Синица подаёт голос тень – тень, значит тенькает.
Сорока подаёт голос стричь – стричь, значит стрекочет.
Сова подаёт голос ух –ух, значит ухает.
Голубь подаёт голос вор – вор, значит воркует.
Дятел подаёт голос, тру – тру, значит тюкает.
Снегирь подаёт голос до – до, значит докует.
Клёст подаёт голос цок –цок, значит цокает.
Свиристель подаёт голос тир – тир, значит туркает.
День недели | НООД (дефектолог) | НООД (воспитатель) | Совместная деятельная |
Понедельник | Познавательное развитие / Знакомство с окружающим миром Тема: «Зимушка-зима: признаки времени года, особенности жизни и питания птиц зимой». Цель: обогащение словарного запаса и формирование целостной картины мира. | Х/э развитие / Рисование. Тема: «Снегири» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности.Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц. | Пальчиковая игра «Птички прилетели» Дидактическая игра «Посади птичку на ветку» Наблюдение «Птицы на нашем участке» Игры-вкладыши «Такие разные птицы» |
Вторник | Познавательное развитие / ФЭМП «Величина. Количество» Цель: Формирование представлений величины (большой-маленький) и количества (один-много). | Познавательное развитие / Конструирование Тема: «Птичья столовая» Цель: формирование навыков конструктивной деятельности и ориентировки в пространстве. | Рассматривание иллюстраций и фотоматериала «Зимующие птицы» Подвижная игра «Птицы и лисица» Дид/игра «Построй снеговика», «Разложи снежинки по величине» Просмотр мультфильмов: Фиксики «Кормушка», детская аним.студия «Умка» мульт-м «Кормушка», «Славные пташки» |
Среда | Речевое развитие / Развитие речи. Тема: «Чтение стихотворения Б.Полякова «Синички» Цель: развитие речи, учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения. | Х/э развитие / Лепка. Тема «Ягоды рябины для снегирей» Цель: развитие мелкой моторики и навыков работы с пластическим материалом. Учить раскатывать пластилин между пальцами. | Дид/игра «Зимующие птицы», «Что мы делали зимой» Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинки» Работа с трафаретами «Птицы» Чтение: Я.Аким «Покормите птиц» М.Горький «Воробьишко» |
Четверг | Познавательное развитие / ФЭМП « Величина. Количество» Цель: Закрепление представлений величины (большой-маленький) и количества (один-много). | Х/э развитие / Аппликация. Тема «Кормушка для птиц» Цель: дать представление о понятии «кормушка», продолжать учить пользоваться кистью и клеем. | Пальчиковая игра «Птички здороваются» Игры с шнуровками «Зимние узоры» Подвижная игра « Птицы и лисица» Разрезные картинки «Зима. Птицы» Дид/игра «Какая птичка улетела» |
Пятница | Речевое развитие / Театрализованная деятельность Тема: Сказка-драматизация «Птичий теремок». Цель: обогащать словарный запас, прививать детям интерес к жизни пернатых. | Итоговое мероприятие / Выставка кормушек. Цель: закрепление пройденного материала. | Игры с кинетическим песком «Намело сугробы» Рисованием маркером на доске «Светит солнышко зимой» Настольно-печатные игры «Зимующие птицы», «Такие разные снежинки» |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"
Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...
проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"
знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....
Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"
Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...
Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"
Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...
План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».
Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....
План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».
Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...