«Теоретические основы общей психологии» часть 2
консультация по коррекционной педагогике
Структура и функции психики человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_obshchey_psihologi1.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теоретические основы общей психологии» часть 2
Структура и функции психики человека.
Как уже было отмечено, предметом изучения общей психологии выступает психика – ее процессы, состояния и свойства. Рассмотрим, как понятие «психика» понимается психологической наукой на современном этапе.
Психика – это система организма, предназначенная для регуляции поведения субъекта с помощью отражения свойств внешней и внутренней среды и переживания значимости отражаемого объекта. Основная функция психики заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Еще одним значимым психологическим термином является «сознание».
Сознание – это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание представляет собой непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Психические явления можно разделить на три основных класса:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства личности.
Рассмотрим систему психических явлений более подробно.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые (таблица).
Классификация психических явлений
Познавательные психические процессы | Эмоциональные психические процессы | Волевые психические процессы |
|
|
|
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета – цвета, вкуса, температуры и т.п. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять основных видов ощущений (по количеству органов чувств). Эта классификация ощущений является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вибрационные, температурные, органические, болевые, ощущения равновесия и движения.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета, в совокупности всех его свойств. При этом воспринимаемый образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Однако и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же, как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Психическое развитие возможно благодаря сохранению приобретенных опыта и знаний. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти определенный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью в психологии понимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей
практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке.
Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся с феноменом психики, суть которого состоит в создании в своем сознании образа, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является прошлый опыт, полученный при взаимодействии с объективной реальностью. Данный процесс и получил название воображения. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность воображения.
Ощущение и восприятие дают нам знание отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Это осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Следует отметить, что речь – это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе.
Еще одним важным психическим процессом является внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение, которое выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой эмоции.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.
Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность, т.е. изменчивость.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством, по сравнению с психическими процессами и состояниями. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Также к числу базовых понятий психологии относится категория «личность».
Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения,
структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью.
При рассмотрении структуры личности обычно выделяют следующие компоненты:
- Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности;
- Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств и их силой;
- Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения;
- Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность;
- Социальные установки – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении.
Более подробная характеристика основных психических свойств личности представлена в Приложении 2.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....
Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога
В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
Теоретические основы нейропсихологии часть 2
Материалы с курсов повышения квалификации...
«Теоретические основы общей психологии» часть 1
Общие представления о психологии как науке....
«Теоретические основы общей психологии» часть 3
Методы исследования в психологии....
Методика и организация конструктивной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста»-1 часть (Теоретические основы)
Теоретический семинар для педагогов ДОУ...