«Теоретические основы общей психологии» часть 1
консультация по коррекционной педагогике
Общие представления о психологии как науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_obshchey_psihologii.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теоретические основы общей психологии» часть 1
Общие представления о психологии как науке.
Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Существует множество наук, рассматривающих человека и его деятельность с различных сторон: как представителя биологического вида, как члена общества, также изучаются его предметная деятельность, закономерности развития и т.д. Одной из наук, изучающих человека, является психология.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям (мимике, жестам, интонации, особенностям поведения) эмоциональное состояние другого человека. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Основные различия между житейской и научной психологией представлены в таблице 1.
Таблица 1
Различия между житейской и научной психологией
Житейская психология | Психология как наука |
Знания конкретны | Знания обобщены |
Интуитивный характер знаний | Знания рациональны и осознаны |
Передача знаний затруднена | Знания накапливаются и передаются |
Основной источник знаний – наблюдение | Основной источник знаний – эксперимент |
Знания ограничены | Знания постоянно расширяются |
Что же представляет собой психология как наука?
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширилась и стала включать в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.
Предметом изучения общей психологии выступают закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств. Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек.
Рассмотрим основные этапы развития психологии (таблица 2).
Основные этапы развития психологии
Этап | Предмет изучения | Специфика этапа |
I этап (VII в. до н.э. – XVII в. н.э.) | Наука о душе | Накопление знаний о душе и ее проявлениях. «Душа» на данном этапе понимается как энергетическое, активное начало, приводящее в движение тело. |
II этап (XVII в. – конец XIX в.) | Наука о сознании | Развитие психологических знаний происходит в рамках естественных наук. «Сознание» на данном этапе понимается как способность к мышлению и саморегуляции или способность думать, чувствовать, желать, действовать. |
III этап (конец XIX в. – сер. XX в.) | Наука о поведении | Предметом изучения психологии становится поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Методами психологии на данном этапе выступают наблюдение за реакциями и поступками организмов и экспериментальное исследование поведения без учета мотивов, вызывающих данные поступки. |
IV этап (сер. XX в. – наст. время) | Наука о психике | Психология изучает объективные факты, проявления, закономерности и механизмы психики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....
Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога
В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
Теоретические основы нейропсихологии часть 2
Материалы с курсов повышения квалификации...
«Теоретические основы общей психологии» часть 2
Структура и функции психики человека....
«Теоретические основы общей психологии» часть 3
Методы исследования в психологии....
Методика и организация конструктивной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста»-1 часть (Теоретические основы)
Теоретический семинар для педагогов ДОУ...