«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 2
консультация по коррекционной педагогике
Нормативные документы, регулирующие деятельность педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativn1.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 2
Нормативные документы, регулирующие деятельность педагога-психолога.
Любая профессиональная деятельность регулируется в обществе системой правовых норм и ограничений. Деятельность педагога-психолога в Российской Федерации и в мире в целом определяется рядом нормативных правовых документов, с которыми должен быть знаком каждый специалист. К таким документам относятся:
Международный уровень:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.);
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена 4.11.1950 г.);
- Всеобщая декларация прав и свобод человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
Федеральный уровень:
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ до 2025 года;
- Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», в котором дает определение психологической службы – «под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психологические и медико- педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса»;
- Письмо МО РФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах- психологах учреждений образования»;
- Письмо МО РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
- Письмо МО РФ от 24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
- Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методических рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России;
- Иные нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации населения и его социальной защиты.
В указанных документах определена правовая форма существования службы практической психологии в образовании, названа правовая база, указаны ее цели, задачи, направления деятельности.
В инструктивных письмах, положениях и приказах Министерства образования и науки РФ также определены нормы рабочего времени, образцы форм отчетности о деятельности психолога в образовании, требования к процедурам оценки деятельности и процедурам повышения профессиональной квалификации.
В рамках данной темы особое внимание необходимо уделить Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ до 2025 года, которая утверждена 19 декабря 2017 года.
Целью Концепции является определение стратегии развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на основе преемственности позитивного опыта работы и интеграции достижений современной психологической науки и практики с учетом имеющихся региональных практик психологических служб для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся.
Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:
- разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психологической, психолого-педагогической, социальной помощи всем участникам образовательных отношений с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства психологической службы с учетом специфики субъектов Российской Федерации;
- обеспечение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся, а также эффективной системы их внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, что является ключевым условием для оказания доступной эффективной профессиональной помощи всем категориям обучающихся независимо от места их проживания;
- разработка стандартов оказания профессиональной помощи обучающимся.
Также рассмотрения заслуживают положения Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России, который распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Основными этическими принципами являются:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе, и призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психолог; сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета
психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 1
Психологическая служба образования: понятие, цели, задачи....
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 3
Профессиональная документация педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей: нормати...
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...