Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудование сенсорной комнаты
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В условиях стремительной динамики изменяющегося времени человеку требуется большая внутренняя сила, которая начинает формироваться с самого детства. Поэтому очень остро встает вопрос организации психологической поддержки и коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Перед педагогом-психологом образования стоит задача не только выявить особенности психологического здоровья ребенка, но и определить адекватные и эффективные методы психологической помощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудование сенсорной комнаты.
В условиях стремительной динамики изменяющегося времени человеку требуется большая внутренняя сила, которая начинает формироваться с самого детства. Поэтому очень остро встает вопрос организации психологической поддержки и коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Перед педагогом-психологом образования стоит задача не только выявить особенности психологического здоровья ребенка, но и определить адекватные и эффективные методы психологической помощи.
Одной из актуальных проблем психологии образования сегодня является коррекция страхов и тревожности ребенка. Решать эту проблему, на наш взгляд, необходимо путем сочетания самых действенных форм и методов психологической помощи. Мы предлагаем объединить метод сказкотерапии и воздействие на психику ребенка через использование сенсорного оборудования.
Прежде чем перейти к описанию содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теоретические положения по детской тревожности и страхам, а также основы сказкотерапии.
Итак, рассмотрим основные категории по этому вопросу.
Подходы отечественных психологов к сопоставлению понятий «тревога» и «страх»:
Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.
Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Одним из наиболее эффективных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия. Людям свойственно обмениваться историями – это, как и обмен опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому, сказкотерапию можно по праву считать естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
Этот метод синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это упаковано в сказочную форму, форму метафоры. Однако сказкотерапия как метод современной психотерапии появился относительно недавно, и дать ему более или менее точное определение сложно в связи с тем, что в различных контекстах оно используется по-разному.
Психокоррекционные сказки - мягкое влияние на поведение ребенка (замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, объяснение смысла происходящего).
Алгоритм составления психокоррекционной сказки.
- Подбор героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Описание жизни героя в сказочной стране, так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Помещение героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписывание герою переживания ребенка.
- Поиск выхода из создавшегося положения, подталкивание героя к изменениям, показ ситуации с другой стороны, поиск позитивного смысла и альтернативных способах поведения.
- Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога
Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....
Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн, тактильный стенд, музыкально-шумовой стенд, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучо...
"Путешествие с бабочкой в волшебную страну" занятие на основе комплексного использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты
С помощью интерактивного оборудования сенсорной комнаты развивать познавательный интерес, стимулировать психические процессы, двигательную активность и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.Спо...
Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»
Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...
Игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Представлена подборка различных игр и упражнений для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в сенсорной комнате со следующим оборудованием: воздушно-пузырьковая колонна, пучок фиб...
Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»
Занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия используется сенсо...
Использование оборудования сенсорной комнаты для развития речи детей
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым мо...