Создание коррекционно-образовательного пространства как условие социальной адаптации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ж.А. АМОСОВА
ГБОУ «Школа № 2001», г. Москва
Ключевые слова и фразы: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); коррекционно-образовательное пространство; социальная адаптация; индивидуальный маршрут; интегративные связи.
Аннотация: в статье поднимается проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-образовательное пространство для детей с ОВЗ рассматривается как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Исследуются развивающая предметно-пространственная среда с естественной комфортабельной обстановкой, с рационально организованными интегративными связями. Обосновывается вывод о том, что условием социальной адаптации детей с ОВЗ должно быть единое коррекционно-образовательное пространство. Кроме того, подчеркивается определяющая роль в создании индивидуального маршрута, как институционального документа.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Понимая, что при комплексном нарушении у детей с отклонениями в развитии и воздействие должно быть комплексным, необходимой целью является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирование его личностных качеств.
Ребенок с ОВЗ нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания смежных наук: общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики.
Теоретической основой являются положения общепсихологической теории, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование в детском возрасте.
Проблеме аномалий развития психики и личности посвящены работы: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении детей с ОВЗ.
Большое значение для понимания проблем развития личности и социальной адаптации детей и подростков с физическими и психическими ограничениями в условиях функционирования детских групп имеют работы А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Я.Л. Коломинского, А.Л. Журавлева и др.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов; оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ОВЗ.
Специальные условия обучения – это специальные образовательные программы и методы обучения коллективного и индивидуального использования, психолого-медико-педагогические, социальные услуги при реализации образовательных программ, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности для лиц с ОВЗ.
Доказано, что на развитие ребенка с ОВЗ большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребенок с нарушениями интеллекта, то коррекционно-развивающая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.
Для создания адаптивного коррекционно–образовательного пространства необходимо решение трёх основных задач: коррекционной – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей ребёнка; развивающей – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития; профилактической – предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.
В результате обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития, дальнейшая социализация в обществе.
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей.
Участие в работе с ребенком широкого круга специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку (учителей-дефектологов, логопедов, психолога, воспитателей, а также медицинского персонала); содержание воспитания, отбираемое в соответствии с интеллектуальными возможностями ребенка, способствующее разностороннему воздействию на него, включение ребёнка в разнообразные виды деятельности; многообразные формы организации воспитания и обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия с приоритетом последних) - способствуют раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ.
Обучение и воспитание эффективно только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека, равно как и отсутствие внимания к ребенку, в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Вся работа должна осуществлять планомерно и целенаправленно.
Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Необходимо организовать взаимодействие всех субъектов образовательного пространства.
Важную роль в определении основных направлений работы с детьми ОВЗ и ответственных за коррекционную работу играет создание индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом, речевом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы). Цель его – это выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьями, в которых эти дети воспитываются.
Проектируется индивидуальный образовательный маршрут специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения на основании результатов психолого-медико-педагогического консилиума учреждения или заключения психолого-медико-педагогической консультации города, на основании представлений всех специалистов (медицинское, педагогическое, логопедическое, психологическое, карты социального развития).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Организация коррекционно-образовательного пространства для детей с ОВЗ должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. И ставить проблему помощи в зависимость от экономических условий, целесообразности, окупаемости финансовых затрат — просто аморально. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Поэтому важной задачей остается: создание единого коррекционно-образовательного пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки специалистов; пропаганда знаний среди родителей и педагогов; расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции нарушений.
Только тогда коррекционная работа будет способствовать полноценному психическому, физическому и личностному развитию, т.е. социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
...

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)
Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс «Здравствуй, мир!». Одним и...
«СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в це...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
школа педагогичекого опыта...

Конспект показа игр на освоение социального пространства ДОУ на период адаптации детей второго года жизни " Вот какие малыши!"
Конспект показа игр на освоение социального пространства ДОУ на период адаптации детей второго года жизни "Вот какие малыши!"...

План мероприятий по реализации программы опорной площадки «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ» на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комб
План мероприятий по реализации программы опорной площадки«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»на базе муниципального авто...