Приложение к тетради взаимодействия коррекционно-педагогической работы тифлопедагога с воспитателями
картотека по коррекционной педагогике

Картотека дидактических игр и упражнений для работы с детьми с нарушениями зрения по разделам: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие зрительного внимания, формирование пространственной ориентировки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

для детей с нарушениями зрения

Приложение к тетради взаимодействия

коррекционно-педагогической работы

тифлопедагога с воспитателями

Учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

Каденская М.В.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Какие это волосы?»

Цель: учить ребёнка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Закрепить в активном словаре ребёнка слова: «жёсткие», «мягкие», «волнистые»

Оборудование: три таблички (одна- с приклеенной к ней жёсткой щетинкой, вторая- с мягкими нитками, третья с волнистыми), куклы волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкие, жёсткие, волнистые)

Ход игры: Предложить ребёнку двумя руками ощупать табличку, провести по ней сверху вниз ладошкой, приговаривая при этом: «Мягкая, мягкая». После того как ребёнок усвоит качества (мягкая, жёсткая, волнистая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами. Когда ребёнок научиться находить тактильные таблички, предложите ему куклы. Попросите ребёнка ощупать волосы каждой куклы поочерёдно, спрашивая его: «Какие волосы у куклы?». Когда он ответит, предложите ему найти табличку соответствующей фактуры.

Усложнение задания: Дайте ребёнку ощупать жёсткую табличку; предложите ощупать три таблички (мягкую, жёсткую, волнистую);,найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жёсткую); обобщить: обе таблички одинаковые - жёсткие.

«Найди такой же домик»

Цель: учить детей распознавать качества предметов: гладкий – шершавый. Расширить словарь ребёнка за счёт слов: «гладкий», «шершавый», « жёсткий».

Оборудование: два игрушечных поросёнка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.

Ход игры: Расскажите детям, что поросята решили построить дом из кирпичей (показать дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом – трижды проведите рукой ребёнка сверху, каждый раз проговаривая: «Шершавые стены». Обследование проводите правой, затем левой рукой. « Другой поросёнок решил построить дом из стекла. Дом получился гладкий – вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, проговаривая: «Гладкие стены». «Прибежал медвежонок и попросил поросёнка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребёнку глаза и предложите найти домик с шершавыми стенами. Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Попросите ребёнка называть качества «гладкий», «шершавый».

«Готовим салат вместе»

Цель: развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец).

Оборудование:овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры: Расскажите, что собираетесь делать салат. Для этого вам нужны помидор и огурец. «У меня есть помидор, но для салата этого мало, нужен ещё один помидор. В коробке, наверное, есть ещё один помидор, но коробка закрыта. Посмотри: в ней есть небольшое отверстие, через него можно достать помидор. Чтобы не ошибиться, давайте потрогаем этот помидор – он такой гладкий». Погладьте помидор, предложите ребёнку сделать то же. Затем попросите его найти в коробке «такой же» помидор. Так же обследуйте вместе с ребёнком огурец (шершавый) и попросите найти его в коробке.

Усложнение задания: нацелено на обучение ребёнка выполнять задания по инструкции («Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор» и т. д. «Найди и разложи на ощупь последовательность: шершавый огурец, гладкий помидор») Можно предложить для игры: - натуральные овощи, муляжи, игрушки.

«Сухой мокрый»

Цель: активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и  сухое.

Оборудование: кукла, два одинаковых тазика (пустой и наполненный водой)

Ход игры: Педагог показывает куклу и сообщает, что осенью часто идёт дождь, на улице сегодня мокро, кукла надевает сапожки и идёт гулять. Поставьте перед ребёнком два тазика – пустой  и наполненный водой, ребёнок опускает правую руку в тазик с водой, потом вынимает, педагог уточняет, что «рука мокрая», потом тоже самое с левой рукой. Обобщите: «Обе руки мокрые, такие же, как сапожки куклы Маши после дождя». Затем попросите опустить правую руку в сухой тазик. Когда он вынет руку, скажите: «Сухая рука». То же самое – с левой. Обобщите, скажите: «Если ходить по лужам – сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке – сапожки будут сухие».

Усложнение задания: Дайте ребёнку различные предметы и предложите ему опускать их по очереди в тазик с водой и пустой тазик, называя свойство предмета: «Мокрая бумажка – сухая бумажка», «Мокрая тряпочка – сухая тряпочка» и т. д.

« Кто в домике живёт?»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь; активизация словаря: «медведь – медвежонок», «белка – бельчонок», «лиса — лисёнок», «большой – маленький», «берлога», «дупло», «нора».

Оборудование: игрушки разной величины, но одной фактуры, при усложнении – плоскостные игрушки, разные по величине, «дупло», «берлога», «нора».

Ход игры: Покажите ребёнку «дупло», «берлогу», «нору». Скажите: «Посмотри, дети расстроились, что их мама потерялась. Давай пойдём искать мам». Пусть ребёнок подберёт маму для детёныша и назовёт её. Скажите: « Возьми маму - медведицу в ладошку - она такая большая, не помещается в ней. А теперь возьми медвежонка - он маленький, и весь поместится на твоей ладошке». Также изучите всех мам и малышей, давая понять, что детёныши маленькие, а мамы - большие. Попросите поместить зверей каждого в свой домик - положить на нужную картинку. Положив в коробку медвежонка и медведицу, попросите ребёнка достать маленького медвежонка и назвать игрушку, (далее с другими животными)

«Ощупывание ёлочных игрушек»

Цель: развитие у ребёнка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульки, шишки) и круглые (ёлочные шары). Активизация словаря: «ёлочные игрушки», «шар – шарик», «шишка – шишечка», «сосулька – сосулечка».

Оборудование: «чудесный мешочек», набор ёлочных игрушек, игрушечная ёлка, плоскостные ёлочные игрушки, ёлка из плотного картона, бельевые прищепки.

Ход игры: Скажите детям, что ночью приходил Дед Мороз и оставил чудесный мешочек, «интересно, что в нём лежит?». Выньте парами ёлочные игрушки и назовите их: «шар – шарик», «шишка – шишечка», «сосулька – сосулечка». Предложите ребёнку ощупать маленький шарик, покатать его между ладонями, затем ощупать и покатать по столу большой шар. Шишку (сосульку) вложите в ладошку малыша: спряталась она в ней или торчит? Если спряталась, то это маленькая шишка, а если нет - большая. После обследования предложите ребёнку на ощупь найти ту или иную ёлочную игрушку (маленький ёлочный шарик, большую шишку и т. д.) Затем для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки.

«Катаемся на лыжах»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля; активизация словаря: «дорожка», «лыжня», «коньки», «лыжи», «шершавая», «гладкая», «катаются», «дети».

Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенными на неё овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками белой бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру изображения лыж и коньков.

Ход игры: Обращаясь к ребёнку, скажите: «Посмотрите, какая красивая картинка. Что это так сверкает? Давайте пощупаем - это лёд. Он гладкий, вот такой». Попросите ребёнка четыре раза сверху вниз провести по «катку» всей ладошкой правой руки, затем проделать то же самое левой рукой. Обобщите: «Лёд на катке гладкий. Дети будут кататься на коньках. Посмотрите, вот какие коньки». Дайте ребёнку рассмотреть вырезанные из картона коньки, назовите все их части.

«Посмотрите, что у меня есть, - лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на лыжах? Посмотрите, вот лыжня (покажите «лыжню» на картинке). Лыжню проложили по снегу. Снег - холодный, колючий. Вот такой». Проведите двумя пальчиками ребёнка (указательным и средним) по «лыжне», проговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая».

«Петя взял лыжи и решил и решил на них покататься. Найди лыжню, по которой будет кататься Петя». Завяжите ребёнку глаза и попросите на ощупь найти шершавую лыжню.

Когда ребёнок выполнит задание, попросите его назвать то, что он нашёл (шершавая лыжня). Теперь попросите его найти гладкий каток. Попросите ребёнка найти узкую и широкую лыжни, затем большой и маленький катки. Сначала проведите игру со зрительным контролем, при усложнении завяжите ребёнку глаза.

«Подбери к штанишкам кофточку»

Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активизация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязаный», «шитый».

Оборудование: кукольная одежда - вязаные штаны и кофта, суконные штаны и кофта; «шкаф» (коробка с прорезанными с боков отверстиями для рук).

Ход игры: Покажите ребёнку двух кукол и скажите, что они собрались на прогулку, но оде-лись не по погоде. «На улице холодно, мороз, а кукла Маша собралась гулять в колготках. У неё могут замёрзнуть ножки. Надо ей надеть что – то потеплее. У неё есть два костюма: вязаный, вот такой (дайте ребёнку ощупать кофточку и штанишки), и суконный, вот такой (дайте ребёнку ощупать кофточку и штанишки). Маша, наша Маша - растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этих штанишек кофточку. Помогите ей найти такую же кофточку  в шкафу». Когда ребёнок найдёт пару, попросите его назвать найденный предмет и его качество (вязаные штаны, вязаная кофта.

Усложнение задания возможно за счёт увеличения количества костюмов (до четырёх, пяти), изменения фактуры ткани.

« Маша пьёт чай»

Цель: развитие чувствительности пальцев; ознакомление ребёнка со способами обследования предметов разной формы (квадратной, круглой); активизация словаря: «рафинад», «конфета», «чашка», «блюдце», «квадратный», «круглый».

Оборудование: «чудесный мешочек»; три кусочка рафинада, три круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.

Ход игры:   Покажите ребёнка куклу Машу. Скажите: «Кукла хочет пить. Она просит налить ей чай. Маша попробовала чай и сказала, что он невкусный потому, что он несладкий». Покажите ребёнку кусочек рафинада и конфетку. Предложите ему взять кусочек рафинада и скажите: «Это сахар, он вот такой - квадратный, как кубик». Дайте ребёнку подержать сахар в руках и спросите: «Какой кусочек сахара - рафинада?» Так же обследуйте круглую карамельку.

Теперь предложите ребёнку на ощупь найти кусочек сахара или конфетку.

Усложнение задания возможно за счёт добавления конфет разной формы.

« Горячая - холодная»

Цель: развитие тактильных ощущений ребёнка; знакомство со свойствами воды: (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».

Оборудование: два тазика с холодной и горячей водой (комфортная для ребёнка: не очень холодная и не очень горячая), полотенце для рук.

Ход игры: Поставьте перед ребёнком на детский стол два тазика с водой. Прочтите четверостишье:                        Вот к нам весна пришла,

Солнце людям принесла.

Солнце яркое светило

И снежок весь растопило.

Опустите обе руки ребёнка в тазик с холодной водой. Спросите: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребёнок затрудняется ответить на ваш вопрос, то ответьте на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследуйте горячую воду во втором тазике. После того как ребёнок научится называть качество воды (холодная или горячая), предложите ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите

его руки. 

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающие его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога «по»; активизация словаря: «дорожка», «идёт», «шершавая», «гладкая», «кошка», «коза», «собака», «лошадка».

Оборудование: две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги (цвет «дорожек» в начале игры должен быть одинаковым), два квадрата с такими же поверхностями; игрушки: кошка, коза, собака, лошадка; картинки с изображением этих же животных.

Ход игры: Прочтите двустишие:                        Пальчики с домашними животными дружили,

Пальчики к животным в гости все ходили, -

и выставите перед детьми «дорожки»: гладкую и шершавую. Проведите двумя пальчиками ребёнка (указательным и средним одновременно) по гладкой «дорожке», говоря: «Гладкая дорожка» (проведите трижды пальцами правой и трижды - пальцами левой руки). То же проделайте с шершавой «дорожкой».

Покажите кошку, поднесите её к своему уху и послушайте, что она «говорит». Скажите, что кошка хочет пойти в гости к козе, но не знает, по какой дорожке ей идти. Выставите в конце гладкой «дорожки» козу. Попросите ребёнка провести пальчиками по «дорожке», и рассказать, по какой ребёнок вёл в гости животное.

Усложнение задания возможно за счёт увеличения количества «дорожек» (мягкой, колючей и т.д.); можно предложить ребёнку проводить по «дорожке» всеми пальчиками по очереди: указательным, средним, безымянным и т. д.; можно попросить малыша провести животное к той еде, которую оно любит, провести животное в его дом.

« Разложи обувь парами»

Цель: совершенствование чувствительности кончиков пальцев ребёнка; развитие умения определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть её качество (жёсткая, мягкая); активизация словаря: «туфли», «меховые тапки», «мягкие», «жёсткие».

Оборудование: вырезанные по контуру туфли (сверху наклеена гладкая бумага), вырезанные по контуру тапки (сверху наклеен мех); коробка с отверстиями для правой и левой руки; два круга, оклеенные тем же материалом, что контурная обувь.

Ход игры: Покажите ребёнку куклу Машу, обутую в один тапок. Обратите внимание на её обувь и предложите ребёнку найти для куклы второй тапок в коробке.

Предупредите его, что в коробке есть ещё другая обувь, но достать нужно такой же тапок, как у куклы. Коробка не открывается, и тапок придётся искать на ощупь.

Скажите: «Давай ощупаем как следует тапок, который надет на Машину ногу.» Снимите с куклы тапок и вместе с ребенком проведите по нему несколько раз рукой «Тапок мягкий». Попросите ребёнка повторить, какой это тапок, и найти в коробке такой же.

После того как он выполнит задание, поставьте перед ним оба тапка. Проведите по одному из них ладошкой ребёнка и скажите: «Мягкий тапок. Оба тапка мягкие». Также провести игру с туфлями куклы.

Усложнение задания возможно за счёт увеличения числа пар обуви до четырёх. Познакомьте ребёнка с различными тканями (вельветом, бархатом, кожей), из которых шьют обувь.

«Кораблик плывёт, а машина едет»

Цель развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработка уме-ния ощупывать предмет одновременно двумя пальцами (указательным и средним) правой и левой руки; активизация словаря: «корабль», «грузовая машина», «море», «волны», «урчит», «поднимается», «спускается».

Оборудование: лист картона, на который наклеена грузовая машина (справа). От неё влево идёт прямая полоска бархатной бумаги, изображающая дорогу. Оканчивается «дорога» домом.

Под грузовой машиной наклеен корабль. От него влево идёт полоска извилистой гладкой бумаги («морские волны»), которая заканчивается морским вокзалом.

Ход игры: Попросите ребёнка выбрать одну из «дорог» и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросите, куда, на чём, по какой «дороге» он ехал (или плыл).

Пока ребёнок ведёт пальцами по «дорожке», прочтите ему стихотворение. Если ребенок проводит пальцами по морской «дорожке», прочтите I часть рифмовки, если по автомобильной - II часть.

I.   Среди бури, среди волн                         II.         А вдоль моря по дороге

Наш кораблик плавает.                                 Едет быстро грузовик.

На волну он поднимается,                         У него мотор урчит.

А потом с волны спускается.                        Он домой спешит, спешит.

Усложнение задания возможно за счёт добавления рельсов со шпалами, по которым поедет поезд с вагонами (наклейте их на тот же лист картона).

 «Какое дерево потеряло листочек?»

Цель: дальнейшее формирование навыка обследования поверхностей и определения их качества; развитие тактильного восприятия ребёнка; активизация словаря: «лист», «иголка», «берёза», «сосна», «мягкий», «липкий», «колючий».

Оборудование: два листа бумаги, на одном из которых нарисована берёза, на другом - сосна (или ёлка); блюдце с четырьмя листочками берёзы и четырьмя сосновыми (или еловыми) иголками; коробка с прорезями для рук или мешочек.

Ход игры: Покажите ребёнку первую картинку. Скажите, что на ней нарисована берёза. Рассмотрите вместе с ребёнком дерево, называя его части: ствол, ветки, листья.

Предложите ребёнку ощупать листочек и рассказать, какой он. Так же обследовать сосновую иголку: она колючая и жёсткая.

Предложите ребёнку поиграть. Спрячьте листочки и иголки в коробку, попросите ребёнка засунуть в неё обе руки, взять листочек и положить на то дерево на картинке, с которого он упал. Потом попросите сделать то же с иголкой.

Усложнения задания. Покажите ребёнку рисунок, на котором иголки и листочки расположены в определённой последовательности. Попросите его найти такие же иголки и листочки в коробке и разложить рядом с рисунком в той же последовательности. Увеличить количество рисунков с разными деревьями и соответствующих листиков с этих деревьев.

ИГРЫ НА НАНИЗЫВАНИЕ

« Втыкал очка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: палочки с наклеенной на них бумажной одеждой («человечки), пластилин.

Ход игры: Скатайте из пластилина «головки», попросите ребёнка надеть их на палочки – получатся «человечки».

« Это что за теремок?»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование:  пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины.

Ход игры: Прочтите ребёнку стишок:                        Это что за теремок?

Из трубы идёт дымок...

Предложите ребёнку пирамидку и попросите его нанизывать колечки на стержень. После того как ребёнок выполнит задание, скажите: «Посмотри, получилась труба. Если затопить печь, то из трубы пойдёт дым».

« Варим компот»

Цель:        развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: нож, жёсткая проволока, любые фрукты (яблоки, груши)

Ход игры: Нарежьте яблоко, грушу, сливу тонкими колечками и попросите ребёнка нанизать их на жёсткую проволочку (для сушки). Затем можно заменить вырезанными из картона «кружочками» (синие - сливы, красные - яблоки, жёлтые - груши).

« Капелька - к капельке - струйка дождя»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование:  вырезанные из тонкой бумаги «капельки дождя» (их можно заменить крупными прозрачными шариками голубого цвета), проволочка для нанизывания.

Ход игры: Прочтите ребёнку стихотворение:                 Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал

И устал, И перестал.                        (И. Токмакова)

Попросите ребёнка нанизать «капельки» (шарики) на проволоку.

« Хоровод зверей в лесу»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: фигурки зверей (зайца, медведя, лисы), вырезанные из флаконов из-под шампуня (накалив на огне толстую спицу, нужно прожечь в фигурках крупные дырки); шнурок для нанизывания.

Ход игры. Попросите ребенка внимательно послушать стихотворение, нанизывая на шнурок то животное, про которое вы сейчас прочитали.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень,

Похвалялись весь день.

Похвалялась лиса: - Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: -Поди, догоняй-ка! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь!

« Праздник ёлки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: стеклянные ёлочные бусы, длинный шнурок с наконечником или жёсткая верёвочка. Если навыки нанизывания у ребёнка ещё плохо развиты, предложите ему для нанизывания проволочку. Если у вас нет ёлочных бус, можно предложить для нанизывания шарики, пуговки, колечки от погремушек.

Ход игры. Попросите ребёнка нанизывать бусы в то время, как вы будете читать стихотворение:                        Ёлка наряжается –                         Новый год у ворот,

Праздник приближается.                 Ребятишек ёлка ждёт.

Можно предложить ребёнку нанизывать бусы по - разному: сверху вниз, справа налево, с подбором бусинок одинакового цвета, с подбором бусинок по словесной инструкции.

« Снежный ком»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев.

Оборудование: «снежинки», вырезанные из тонкой белой бумаги или белых салфеток; суровая нитка, продетая в иголку для вышивания, - коней этой иголки не очень острый, и ребёнок не может уколоть себе палец (покажите ребёнку, как правильно держать иголку)

Ход игры. Прочтите стихотворение:

Я снежинки собираю,

Ком из снега я катаю, -

И попросите ребёнка нанизать несколько «снежинок» (пока у него ещё есть интерес к работе), запутайте нитку так, чтобы получился «снежок».

« Сушим рукавички»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, сенсорных представлений, тактильного восприятия.

Оборудование: 4 пары рукавичек основных цветов (можно нескольких оттенков), но разных по размеру (большие и маленькие) и фактуре (верёвочка, суровая нитка).

Ход игры. Попросите ребёнка самостоятельно выбрать пару рукавичек (в дальнейшем по вашему словесному указанию, по образцу - «такую же») и надеть рукавички парами на шнурок (верёвочку, нитку)

« Подбери лыжную палку к лыже»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: 6 вбитых в дощечку гвоздиков, б пар «лыж», вырезанных из картона (длинные, покороче, короткие), и к ним «лыжные палки» такой же величины.

Ход игры. Прочтите стихотворение:

Я на лыжах покатаюсь.

Если очень постараюсь,

Палки к лыжам подберу

И поеду к озеру.

Наденьте на гвоздики по одной «лыже» из каждой пары и попросите ребёнка подобрать к каждой из них вторую такую же. Затем проделайте то же самое с «лыжными палками». Попросите ребёнка собрать лыжный комплект: «лыжи», две «палки» и назвать их величину.

« Наша мама»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания, развитие понимания эмоциональных состояний.

Оборудование: вырезанные из картона весёлый и грустный рот, 3 портрета мамы - с весёлым, грустным, сердитым выражением лица (настроение выразите изгибом бровей. Рот рисовать не надо, на его месте приклейте канцелярскую кнопку).

Ход игры. Покажите ребёнку два портрета мамы. На одном мама весёлая, на другом грустная, на третьем сердитая. Прочитайте двустишие:

Тише, тише тишина,

Наша мамочка больна, -

Попросите ребёнка найти грустный рот для мамы и наколоть его на приклеенную на месте рта кнопку.

« Собери колёса для машины»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: 4 пуговицы - «колеса» (2 большие, 2 поменьше) разного цвета, 2 нарисованные машины разного размера с приклеенными на  месте колёс кнопками.

Ход игры. Попросите ребёнка наколоть на кнопку столько же колёс, сколько изображено на рисунке (2 больших колеса у большой машины, 2 маленьких - у маленькой)

« Первые листочки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: стержень от пирамидки, вырезанные из картона «листья берёзы» с пробитыми дыроколом отверстиями в центре, нарисованная берёза.

Ход игры. Покажите ребёнку нарисованную березу и прочтите стихотворение:

Берёзонька моя, берёзонька,                 Листья зелёные,

Берёзонька - красавица!                         Под тобой, берёзонька,

На тебе, берёзонька,                         Травка зелёная.

Попросите ребёнка нанизать «листья» на стержень. Усложнение задания возможно за счёт увеличения видов «листьев» (кленовые, дубовые, и т. д.)

« Чудо - дерево»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: стержень от пирамидки, три пары картонной обуви (сапоги, туфли, тапки) с отверстиями, пробитыми дыроколом.

Ход игры. Прочтите строки из стихотворения К. Чуковского:

Как у наших у ворот                 Не листочки на нём,        Мура по саду пойдёт,

Чудо - дерево растёт.                 Не цветочки на нём,        Мура с дерева сорвёт

Чудо, чудо, чудо,                         А чулки и башмачки,        Туфельки, сапожки,

Чудо расчудесное,                                                         Новые калошки.

Называя вид обуви, нанизывайте по одному предмету из каждой пары на стержень, а ребёнка попросите найти и нанизать на стержень второй предмет, назвать то, что он нанизал. Предложите ему посчитать, сколько в паре сапог, сколько в паре тапок, (можно добавить кроссовки, босоножки, валенки).

« Сервиз для куклы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: вырезанная из бумаги посуда (чашки, тарелки, кастрюльки, чайник) с дырочкой посередине, леска.

Ход игры. Взяв в руки леску, попросите ребёнка нанизать на неё посуду. Назвать предметы, которые нужно нанизать.

« Соберём гербарий»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: цветы из бумаги (ромашки, колокольчики и т. д.) с дырочкой посередине, леска.

Ход игры. Попросите ребёнка нанизать цветы на проволоку, вырезанные из бумаги по контуру, затем поставить цветы в вазу.

ИГРЫ С МОЗАИКОЙ

« Подари котику нос, рот...»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности  запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне; активизация словаря: «умывается», «собирается», « носик», « ротик», «ухо».

Оборудование: мозаика; наборное полотно; образец для выкладывания.

Ход игры. Выложите на полотне мордочку кота без носа и рта. Поставьте перед ребёнком мисочку с мозаикой. Попросите внимательно посмотреть на мордочку и сказать, чего на ней не хватает. Предложите ребёнку выложить недостающие части из мозаики. Усложнение возможно за счёт усложнённого задания: а) ребёнок выкладывает картинку по образцу; б)ребёнок самостоятельно выкладывает круглую мордочку кота. На мордочке выкладывается рот, нос, уши. Спросить, для чего нужен рот, глаза, нос.

« Моя семья»

Цель: дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребёнка; выработка у ребёнка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом; развитие умения договаривать выделенные слова.

Оборудование: полотно для выкладывания; фигурки, изображающие всех членов семьи: дедушку, бабушку, папу, маму, дочку или сына (без рук или ног).

Ход игры. Предложите ребёнку выложить из мозаики то, что забыл нарисовать художник (руки, ноги). Прочтите небольшое стихотворение:        Это деда, это баба,              Это папа, это мама,

Это я и игрушечка моя.

« Ваза для фруктов»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребёнка; развитие умения выкладывать картинки по образцу.

Оборудование: наборное полотно; мозаика; выложенный из мозаики листочек жёлтого цвета.

Ход игры. Рассмотрите с ребёнком осенние листочки. Отберите листья жёлтого цвета - большие кленовые листья и маленькие березовые листочки. Расскажите двустишие:

Листопад, листопад,

Листья под ноги летят.

Предложите ребёнку выложить на полотне для выкладывания осенние листочки. Возможны различные варианты усложненного задания: а) выкладывание по образцу (ребёнок копирует образец);б) выкладывание по памяти (ребёнок вспоминает, какие листочки он видел в парке, и выкладывает такие же).

« Прогулка в зимнем лесу»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики;развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу.

Оборудование: игрушечный мишка; мозаика; наборное полотно; прорисовка корзины для собирания шишек.

Ход игры. Покажите ребёнку игрушечного мишку. Спросите, где он живёт. Предложите ребёнку прослушать стихотворение про то, как мишка гуляет по лесу:

Мишка по лесу гулял,                 Бедный мишенька устал,

Мишка шишки собирал.                 На пеньке он задремал.

Попросите ребёнка выложить длинную дорожку, по которой мишка пойдёт к пеньку. Выложите из мозаики корзину, в которую мишка собирал шишки. Попросите ребёнка собрать «шишки» в Мишкину корзинку («шишками» будет мозаика коричневого цвета). Следите, что-бы ребёнок брал мозаику двумя пальцами - большим и указательным. Усложнение задания возможно за счёт разнообразия заданий: а)        ребёнок должен выложить большее количество «шишек» - мозаинок; б)        выкладывает корзину для шишек самостоятельно; в) выкладывает корзину другого цвета.

« Наша ёлка высока»

Цель: дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу; активи-зация мелкой моторики.

Оборудование:наборное полотно; мозаика; контурное изображение ёлки; ёлочные игрушки(шары)

Ход игры. Рассмотрите с ребёнком ёлку. Выделите в ней ствол, ветки, макушку. Расскажите, что скоро будет праздник - Новый год. Ёлку принесут домой и празднично нарядят. Скажите, что сейчас вы будете делать ёлку. Прочтите стихотворение:        

Наша ёлка высока,                        А на ней игрушки,

Достаёт до потолка.                От подставки до макушки.

Вспомните с ребёнком ёлочные игрушки. Покажите ему ёлочные шары. Рассмотрите их (форму, цвет). Скажите, что у вас сегодня ёлочными шарами будет мозаика. Попросите ребёнка украсить ёлку шарами из мозаики.

« Белый снег...»

Цель: развитие умения координировать движения пальцев ведущей руки; развитие пространственной ориентации.

Оборудование: « тучку», вырезанная из белой бумаги; наборное полотно; мозаика.

Ход игры. Понаблюдайте с ребёнком, как идёт снег (летит, кружится, падает). Выберите с ребенком всю белую мозаику, складывая детали в мелкое блюдце, из которого их будет удобно брать двумя пальцами - указательным и большим. Положите в верхней части наборного полотна «белую тучку» и попросите ребёнка вспомнить, как снежок падал из тучки. Предложите ему выложить «падающий снежок» и покажите, как разместить «снежинки» на полотне.

« Валенки для Валеньки»

Цель: совершенствование умения координировать движения пальцев; закрепление знаний ребёнка о зимней обуви.

Оборудование: изображение валенок с калошами; наборное полотно; мозаика; «калоши».

Ход игры. Рассмотрите с ребёнком зимнюю обувь - сапоги, валенки, ботинки. Покажите куклу Валю, предложите из мозаики сделать ей валенки для прогулки. Сделайте на наборном полотне на правую ногу (валенок белый, калоша серая). Когда один валенок будет готов, предложите сделать второй. В качестве усложнения задания ребёнок может:

        а)        выкладывать валенок большего или меньшего размера;

        б) выкладывать другую зимнюю обувь (сапоги, ботинки).

« Лепим зайчика»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Оборудование: игрушечный заяц; нарисованная на листе бумаги мордочка зайца без усов; наборное полотно; мозаика.

Ход игры. Покажите ребёнку нарисованную мордочку зайца. Рассмотрите её. Назовите все части (уши, глаза, рот). Обратите внимание, что у зайца нет усов. Предложите ребёнку сделать зайцу усы.

« Стираем вместе с мамой»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Оборудование: контурное изображение одежды(рубашка, брюки, юбка и т.д.) на листе картона.

Ход игры. Вспомните, что делает мама дома (варит обед, покупает продукты в магазине, стирает). Прочтите ребёнку стихотворение:

Мама вечером стирала,                         

А я около стояла,                        Да ногами топала.

Не стирала - охала,                        Лучше было б не стоять

Да глазами хлопала,                Взять и с мамой постирать.

Вспомните, какую одежду стирает мама. Положите перед ребёнком лист картона с прорисованной по контуру одеждой. Предложите ребёнку выложить из мозаики на наборном полотне ту одежду, которую он захочет. Спросите, какую одежду он выложил, какого она цвета, из чего сшита.

« Построим самолёт»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Оборудование: мозаика, наборное полотно; лист с контурным изображением самолёта.

Ход игры.Рассмотрите с ребёнком игрушечный самолёт, назовите его части(крылья, хвост и т. д.)

Перед тем, как ребёнок начнёт самостоятельно выкладывать самолёт, предложите ему понаблюдать за тем, как вы выкладываете его на своём наборном полотне.

Усложнение задания возможно:

        а)        выложить самолёт по контурному рисунку:

        б)        выложить самолёт по памяти;

        в) выложить самолёт по его желанию.

« Дождик, дождик, лей, лей, лей...»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Оборудование: наборное полотно, мозаика, нарисованная на листе бумаги дождевая капля.

Ход игры. Понаблюдайте с детьми в дождливую погоду как идёт дождь, как капают капли, как они падают в лужу. Потом предложите ребёнку выложить на наборном полотне то, что ему больше всего понравилось: каплю, струю дождя, ручей.

« Шьёт сапожник нам сапожки...»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Ход игры. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением разной обуви. Предложите ребёнку выложить обувь, какую он захочет.

« Миска для киски»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Ход игры. Во время обеда рассмотрите посуду, из которой едят дети и взрослые: тарелку, чашку, кружку, ложку, вилку.

Понаблюдайте за кошкой, как она ест, пьёт (лакает) молоко или воду. Покажите ребёнку вырезанную из картона кошку. Скажите, что кошка тоже хочет есть. Предложите ей дать молочка или каши. Прочтите стихотворение:

Положили кашку в миску

И поставили под лавку.

Облизала киска миску:

- Мне, пожалуйста, добавку.

Предложите ребёнку выложить миску:

а)        по образцу;

б)        по контурной зарисовке;

в)        по памяти;

г)        любую, какую захочет.

« Белая берёза»

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу.

Оборудование: наборное полотно; мозаика; картинки с изображением берёзы и ёлки; лист бумаги; коричневый фломастер.

Ход игры. Рассмотрите с ребёнком на картинках два дерева - берёзу и ёлку. Сравните их стволы, ветку, листочку (у ёлки иголки).

Нарисуйте фломастером на листе бумаги ствол берёзы с ветками, вырежьте его по контуру.

Положите на наборное полотно. Предложите ребёнку украсить берёзу молодыми зелёными листочками (зелёная мозаика). Затем предложите ребёнку выложить смешанный «лес».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

« Наша дружная семья»

Чему ребёнок учится: соотносить 4-5 пар парных картинок; проверять правильность подбора путём приложения картинки к картинки.

Оборудование: альбом с фотографиями семьи ребёнка (или картинки), лежащие в коробке.

Ход игры. В гости к детям пришла кукла и принесла альбом с фотографиями. Рассмотрите с ребёнком все фотографии и назовите их. Рассматривая фотографии в альбоме, называйте по очереди всех членов семьи. Попросите ребёнка показать их и называть.

Пригласите в гости ещё одну куклу. Попросите ребёнка найти фотографии всех членов семьи в коробке. Когда ребёнок выполнит вашу просьбу, приложите её на фотографию в альбоме.

« Игрушки»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное внимание.

Оборудование: парные игрушки, предметы, картинки, кукла.

Ход игры. В гости к детям пришла кукла и принесла игрушки. Дети должны найти одинаковые игрушки ( предметы, картинки) и назвать их. Описать их (цвет, форма, части, из чего сделана, как с ней обращаться).

« Что нам мама принесла?»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное внимание, осуществлять выбор парного предмета, парной картинки; соотносить слово с игрушкой и картинкой с её изображением; узнавать и называть натуральные овощи, муляжи овощей; картинки с их изображением.

Ход игры. В гости к детям пришла кукла и принесла корзинку с овощами, с картинками, с муляжами. Предложите ребёнку найти овощ, затем его картинку, затем муляж. Обратите внимание ребёнка на цвет, форму, величину овощей.

« Найди такой же листочек»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное восприятие, внимание; находить пару к листочку, соотносить слово с листочком и его изображением на картинке.

Оборудование: лист лото с 4 квадратами - 2 квадрата белого цвета с нарисованным в них жёлтыми листочками берёзы и 2 белых квадрата с нарисованными в них красными листочками клёна; 4 маленькие карточки - белого цвета с изображением одного жёлтого листа берёзы (2 карточки), фасного листа клёна (2 карточки); 4 натуральных жёлтых листочка берёзы и 4 натуральных красных листочка клёна. Ход игры. Прочитайте стихотворение:

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят.

Листья по ветру летят

Прямо под ноги ребят.

Рассказывая четверостишье, разложите на ковре листики. Положите перед ребёнком 2 жёлтых листочка берёзы и 2 красных листочка клёна. Точно такие же листочки положите перед собой. Возьмите в руки один листочек, попросите ребёнка его назвать, и показать такой же и т. д. Усложнение задания: увеличьте количество листочков до 10 пар; смените фактуру листочков (искусственные, вырезанные из бумаги, оригами и т. д.)

« Кто живёт в лесу?»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное восприятие, внимание, совершенствует умение подбирать игрушки и картинки в соответствии с образцом; соотносить игрушку со словом, узнавать, называть диких животных, показывать, называть их среду обитания.

Оборудование: Два набора мелких игрушек «Дикие животные»

Ход игры. Поставьте перед ребёнком трёх животных и точно таких же около себя. Предложить ребёнку найти игрушку, как у вас, назвать её, определить цвет,

форму, части. Затем можно использовать предметные картинки, цветные картинки вырезанные по контуру, силуэтные картинки диких животных.

« Найди такую же снежинку»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное восприятие, внимание.

Оборудование: перчатка, вырезанная из картона и красиво украшенная орнаментом, на перчатке нарисованы снежинки - в квадрате, в круге, в треугольнике, в прямоугольнике, в овале. Такие же снежинки, вырезанные из бумаги и приклеенные на маленькие карточки.

Ход игры. Положите перед ребёнком вырезанную из картона перчатку. Рассмотрите снежинки, находящиеся на ней. Прочтите ребёнку стихотворение:

Я пушистый снег люблю        На мою перчатку села.

И в ладонь его ловлю.        Я найду подружку ей,

Вот снежинка прилетела,        Вместе будет веселей.

Предложите ребёнку найти такую же круглую снежинку и положить её на перчатку. Спросите ребёнка, где лежит снежинка (вверху, внизу). Спросите ребёнка, какой она формы и т. д. (возможно использование разнообразных орнаментов снежинок).

« Угадай, кто здесь живёт»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное восприятие, внимание; соотносить изображение домашнего животного на картинке с его контурным и силуэтным изображением.

Оборудование: листы лото с белыми квадратами, на которых изображены чёрные силуэты (контурное изображение) домашних животных. Ход игры, игру проводить в форме игры в лото.

« Найди мамочку» « Найди такую же машину» « Найди пару»

Чему ребёнок учится: продолжает развивать зрительное восприятие, внимание.

Оборудование: листы лото, фото (только лица) членов семьи (картинки), парные картинки с изображением транспорта (силуэтное, контурное изображение), настоящая обувь, игрушечная обувь, картинки с изображением различной обуви.

Ход игры: проводить в форме игры « лото».

« Что весна нам принесла?»

Чему ребёнок учится: продолжает вырабатывать умение действовать в соответствии с образцом и словесным указанием, подбирать парную картинку к листу лото; понимать и употреблять существительные, обозначающие весенние признаки (почки, листочки, зелёная травка, первые цветы); понимать и употреблять предложные конструкции (почка на ветке, листочек на ветке, травка на полянке).

Оборудование: лист лото с изображением весенних признаков. Такое же количество картинок с изображением этих признаков( меньшего размера) для накладывания их на лист лото.

Ход игры: и фу проводите так же, как в лото по другим лексическим темам.

Прочтите ребёнку рифмовку:

Солнце стало припекать,                         Шагают наши ножки        Вот листочек появился,

Мы пойдём скорей гулять.                 По узенькой дорожке.        Он из почечки родился!

Усложнение: возможны варианты заданий: найти то, что появилось весной на полянке, назвать (трава, цветы); найти и назвать то, что появилось на ветке (листочки).

«Собери сервиз»

Чему ребёнок учится: продолжает совершенствовать умение осуществлять выбор второго предмета по слову педагога, ориентируясь на их однородность.

Оборудование: игрушечный детский сервиз, кукла.

Ход игры: в гости к детям приходит кукла и просит напоить её чаем. Педагог просит ребёнка показать ему такую же чашку, блюдце, ложку как у него. Обращает внимание на цвет, внешний вид, форму.

Усложнение: проведите игру на фланалеграфе, используя посуду, вырезанную из картона.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ

« Найди и покажи»

Чему ребёнок учится: совершенствует пространственные отношения, выраженными с помощью предлога «на»; выполнять действия по подражанию.

Оборудование: изображённое на листе бумаги картона лицо куклы с прорисованными контурной линией частями лица; вырезанные из картона части лица для их накладывания на контурную прорисовку, кукла, зеркало. Ход игры:

Рассмотрите с ребёнком его отражение в зеркале, спросите, где у него находится рот, нос, уши и т. д. Затем попросите ребёнка, чтобы он показал тоже самое на картонном лице, на кукле, на вас.

« Что на грядке, что под деревом»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие, выраженное предлогами вертикального расположения: «на», «под»

Оборудование: натуральные овощи и фрукты; муляжи овощей и фруктов; предметные картинки с их изображением; кирпичики коричневого цвета для постройки грядки; дерево, сделанное из кирпичика (ствол) и картона (фона), куклы Маша и Ваня, игрушечная машина; две корзины: большая для сбора овощей и маленькая для сбора фруктов.

Ход игры: к детям в гости приходят куклы. Кукла Маша просит детей помочь найти грядку с овощами (грядку и деревья сделайте заранее из строительного материала). Педагог называет овощ, который дети должны найти и положить в корзину. Кукла Ваня приглашает детей в сад. Рассмотрите деревья, назовите их.

Предложите собрать все фрукты в маленькую корзину. Когда овощи окажутся в корзине, спросите: «Что лежит в корзине» (сливы, яблоки, груши и т. д.). Предложите поставить большую корзину в кузов, маленькую в кабину. Усложнение: увеличьте количество овощей и фруктов; проведите игру с плоскостными фигурками.

« Спрячем осенний листочек»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие, учится ориентироваться в пространстве помещения; находить предметы вне его поля зрения; последовательно обследовать помещение, в котором находится спрятанный предмет.

Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, разных размеров, разной окраски.

Ход игры: педагог заранее раскладывает в зале листочки в разных местах. Затем просит детей найти их, следуя инструкции: «найдите мне жёлтые листочки с разных деревьев». Затем дети должны объяснить, где они нашли листочки, используя в речи пространственные предлоги и наречия.

« Ищем рыжую лису»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие, знакомится с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлога горизонтального размещения «около».

Оборудование: игрушечные медведь, заяц, лиса; вырезанные из плотного картона эти же дикие животные; пень, куст, берёза, ромашка; фланелеграф. Ход игры: положите белый лист картона на детский стол, поставьте на него пенёк, берёзку, ромашку, кустик (подберите пластмассовые муляжи растений). Предложите попутешествовать в лесу. Предложите детям найти лесных зверей. Задавайте вопросы: «Где сидит мишка? (около пня), где сидит зайка? (около куста) и т. д. Усложнение: проведите игру на фланелеграфе или на магнитной доске.

« Нарядим ёлку»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие, воспроизводить пространственные отношения по подражанию, по образцу, словесному указанию.

Оборудование: игрушечная ёлка, набор ёлочных игрушек, ёлка, вырезанная из толстого зелёного картона, с пришитыми на неё бельевыми крючками, набор ёлочных игрушек, вырезанных из картона, с пришитыми к ним петлями.

Ход игры: предложите ребёнку украсить ёлку. Рассмотрите ёлку, потрогайте все её части, назовите их (ствол, ветки, иголки). Понюхайте, попросите рассказать, как пахнет ёлка (хвоей, смолой). Покажите ребёнку красиво украшенную коробку Попросите подумать и сказать, что же может быть в ней. Откройте коробку, рассмотрите все ёлочные игрушки. Сначала назовите их сами, затем попросите ребёнка показать и назвать те игрушки, которые вы называете, затем все остальные. Предложите детям украсить ёлочку вместе с вами. Просите ребёнка повесить игрушку вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже. Затем проведите игру - занятие с плоскостными и силуэтными игрушками.

« Спрячь снежок, найди снежок»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие, учится ориентироваться в пространстве помещения, внимательно рассматривать помещение при поиске снежка.

Оборудование: корзина со снежками из ваты, снеговик из картона на подставке.

Ход игры: покажите ребёнку снежки, вспомните, как играли на прогулке в снежки, рассмотрите снеговика, предложите ему поиграть с вами в снежки, но прежде чем поиграть, попросите снеговика спрятать снежинки, а ребёнка - найти их и сложить обратно в корзинку. Предложите детям рассмотреть комнату, вместе сними описать пространственное расположение каждого предмета и снежков. Когда

ребёнок научится осматривать в комнате и находить снежки, спрятанные на уровне его глаз, снежки можно положить выше, ниже, переложить в другое место. Когда все снежки будут найдены, описаны места их нахождения и сложены в корзину, пусть дети поиграют со снеговиком (бросают в него снежки, катают их по полу).

« Разложи одежду в шкафу»

Чему ребёнок учится: продолжает формировать пространственное восприятие.

Оборудование: игрушечный шкаф с кукольной одеждой; плоскостной шкаф, одежда.

Ход игры: покажите ребёнку игрушечный шкаф с кукольной одеждой, лежащей неаккуратно. Спросите его, нравится ли ему такой беспорядок. Предложите разложить всю одежду аккуратно на полки. Вытащите всю одежду из кукольного шкафа, попросите ребёнка назвать предметы одежды. Дайте ребёнку чёткую инструкцию и попросите её выполнить. «Возьми шапку и положи её на верхнюю полку. Возьми куртку, положи её на полку, находящуюся посередине. Куда ты положил куртку? Валенки поставь на нижнюю полку. Куда ты поставил валенки?» Когда вся одежда будет аккуратно разложена в шкафу, закройте дверцы и предложите ребёнку вспомнить, какая одежда лежит в шкафу и на какой полке. Усложнение: увеличьте количество предметов обуви и одежды; проведите игру с одеждой, вырезанной из бумаги, или предметными картинками, её изображающими.

« Зимние забавы»

Цель:  продолжать дальнейшее формирование умения ориентироваться в пространстве на листе бумаги; понимать и использовать в речи наречия: «вверху», «в середине», «внизу» и т.д.; помещать предметы на плоскость; помещать на плоскость их изображения.

Оборудование: игрушечные лыжи, санки, горка, сделанная из белого картона; набор таких же атрибутов для игры на фланелеграфе или магнитном панно, макет зимней площадки для прогулки, накрытый тонким платком.

Ход игры: покажите ребёнку куклу, которая пришла в гости. Скажите ему, что кукла захотела погулять на улице. Расскажите, как весело гулять зимой на улице: « Ребёнок катается на санках с горки. По снегу катается на лыжах». Откройте макет и рассмотрите его. Спросите, где что стоит. Санки стоят около горки. Горка наверху. Лыжи внизу и т. д. Спрашивайте ребёнка о нахождении предметов для зимних забав. Попросите ребёнка закрыть глаза. Поменяйте предметы местами. Спросите опять о месте нахождения предметов. Каждый раз фиксируйте в слове местоположение предмета и просите ребёнка назвать их положение. Усложнение: увеличьте количество предметов для игр на прогулке (лопатка для снега; снегоход); проведите игру на листе бумаги.

« Бусы для любимой мамочки»

Цель: продолжать развивать зрительное внимание; учить располагать пробки на листе бумаги (вверху, внизу, в середине).

Оборудование: настоящие бусы; лист белого картона с нарисованной на нём вертикальной линией, изображающей нитку, на которую ребёнок будет собирать бусы для мамы; корзинка с пробками, образцы бус для выкладывания с разными вариантами расположения «бусин - пробок».

Ход игры: положите перед ребёнком бусы. Рассмотрите их вместе. Назовите детали, из которых они состоят (бусины, застёжка, нитка), дайте примерить ребёнку. Предложите ему выложить бусы для мамы из пробок. Покажите, как это надо делать, сопровождая показ объяснением (объяснение должно быть кратким).

Выполнение задания зависит от уровня подготовленности ребёнка: после показа взрослого, по образцу, по словесному объяснению (можно за место пробок взять пуговки).

« Найди и назови»

Цель: продолжать развивать зрительное внимание; зрительную память, совершенствовать понимание и употребление пространственных предлогов (на, под, за, около, над и т. д.)

Оборудование: вырезанные из фольги сосульки (длинная и короткая), капли, прикреплённые на леске к сосульке (большие и маленькие); сосульки и капли прикрепите к крыше игрушечного дома, в котором живёт кукла.

Ход игры: Рассмотрите сосульки, определите их размер. Попросите ребёнка рассказать, где висит большая сосулька, где маленькая; с какой стороны из них падают капли. Усложнение: увеличьте размеры сосулек и капель - маленькая, средняя, большая; перенесите игру на лист бумаги с плоскостным изображением сюжета.

« Что и где поставил сапожник?»

Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве; учить понимать и употреблять наречия: «вверху», «внизу»; понимать и употреблять предлоги: «на», «под»; соотносить предметы обуви с их изображением на картинке.

Оборудование: реальная обувная полка с детской обувью (тапки, сапожки, ботинки, туфли); такая же обувь, вырезанная из плотного картона, для игры на фланелеграфе или магнитной доске.

Ход игры: Предложить ребёнку рассмотреть всю обувь и найти ту, которая нуждается в ремонте.  Рассматривая каждую пару, называть её части: подошва, каблук, пятка. Предлагая взять какую - то пару обуви с полки, давать ребёнку поручение. «Возьми тапки, стоящие на верхней полке, и поставь их около меня».

Усложнение: увеличить количество пар обуви, полок в обувной полке до трёх (пространственная ориентировка - верхняя полка, средняя полка, нижняя полка); перенесите игру на ситуацию с кукольной обувью.

« Прогулка по парку»

Цель: продолжать формировать способность ориентироваться в реальном пространстве (сквере, парке, на участке); на листе бумаги; совершенствовать понимание и употребление предложенных конструкций с предлогами: «около», «за»; соотносить, понимать и употреблять существительные, обозначающие названия деревьев.

Оборудование: картинка с изображением пейзажа городского парка с деревьями и кустарником.

Ход игры: на прогулке предложите ребёнку рассмотреть растения и деревья, находящиеся в сквере (парке, на игровой площадке). Поиграйте в прятки. Водящий ребёнок должен найти спрятавшегося и сказать, где он спрятался. Усложнение: проведите игру в прятки с картонными персонажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями.Предназначена для детей средней группы.Работа распланирована на учебный год, задания выполнены в последовательности по разделам речи.Включает в ...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Оформление тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Существуют разнообразные варианты оформления тетради взаимодействия между воспитателем и учителем-логопедом дошкольного логопедического пункта.Я предлагаю простую и удобную форму изготовления и ведени...

В тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в средней логогруппе

В данном файле представлены упражнения для развития лескико-грамматических категорий и связной речи у детей средней группы ОНР. Разработано для занятий воспитателя с детьми в вечерние часы по заданию ...

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С ОНР

РАЗДЕЛРАБОТЫОбщие речевые навыкиОбщая моторика. Речь с движениемМелкая моторикаЗрительное и слуховое вниманиеЛексика, связная речь, грамматика.Звуко-произношениеРабота над слоговой структурой сл...

Консультация для воспитателей Рекомендации по работе с «Тетрадью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»

Консультация для воспитателей Рекомендации по работе с «Тетрадью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»...