Занятия лепкой с незрячими детьми дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Некоторые рекомендации по занятию лепкой с незрячими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_programmy.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия лепкой с незрячими детьми

Возможности изобразительной деятельности слепого дошкольника явно отстают от возможностей его восприятия. Не владея навыками работы с пластилином, глиной, ребенок бывает беспомощен, столкнувшись с задачей создать изображение предмета, каждая деталь которого хорошо ему известна. Таким образом, детей необходимо специально учить приемам изобразительной деятельности.
В предметной лепке дошкольника учат схематичному изображению объекта. В объекте прежде всего выделяются наиболее характерные, существенные для узнавания объектов данного класса детали (так, у зайца — это голова с длинными ушами, туловище, лапы и короткий хвост). Затем каждая выделенная часть отождествляется с той или иной геометрической формой. На начальном этапе обучения — это шар и яйцеобразная форма, а также форма, которую в практике дошкольного обучения обычно называют «колбаской». В нашем примере зайца изображают с помощью шара (голова), яйцеобразной формы (туловище), колбасок разной длины и толщины (уши и конечности), маленьких шариков (глаза, нос и хвостик). Некоторые простые по форме и доступные для изображения в лепке предметы нельзя отождествлять с перечисленными исходными формами, но основой при выполнении их изображения являются все те же элементарные формы. Так, чашка получается после вдавливания большим -пальцем поверхности шара.
Таким образом, основой для обучения детей лепке является знакомство с понятиями «круглый», «шар», «продолговатый», «вытянутый» и умение передать простые формы в пластилине (шар, колбаска). Кроме того, дети должны владеть понятиями — «длиннее—короче», «толще—тоньше», «шире—уже», «выше—ниже», «больше—меньше». С этого и должно начинаться обучение.
На занятиях лепкой дети овладевают умением раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке круговыми движениями (шар) и прямыми движениями (колбаска). Полученная ребенком форма «опредмечивается». При лепке палочки ребенок раскатывает прямыми движениями колбаску и затем стучит обеими концами ее о доску. В результате оба конца колбаски делаются плоскими. Обычно дети с удовольствием выполняют это действие. При лепке палочки следует дать детям в качестве образца деревянную палочку. Задача ребенка — слепить палочку такой же длины и толщины, как образец.
Предметная лепка предполагает предварительное обследование предмета, который предстоит изобразить. В нем выделяются основные части, указывается на особенности их формы (круглая, продолговатая, узкая, длинная и т, д.). Дети, обладающие цветоразличением, определяют цвет предмета и его частей и в соответствии с этим подбирают пластилин. После обследования реального предмета желательно познакомить детей с уже готовым его изображением, которое выступает в качестве образца. Детям указывается последовательность действий. Так, при лепке грибка сначала лепится шарик, из которого путем вдавливания получается шляпка, затем раскатывается толстая колбаска — ножка.


В процессе лепки особое внимание следует уделить пространственному
расположению деталей предмета, так как именно его понимание вызывает трудности у детей с глубоким нарушением зрения. Это относится как к простым предметам типа корзинки с ручкой, так и к предметам, содержащим большое количество различных деталей. К последним относятся, в частности, изображения животных. Незрячему ребенку бывает непросто правильно прикрепить к туловищу голову, лапы и хвост. Еще труднее найти место для таких мелких деталей, как глаза, уши, нос. При этом необходимо заострить внимание детей на том факте, что у животного уши расположены наверху (на макушке), в то время как у человека они находятся сбоку. Глаза у человека располагаются спереди, а у животных — сбоку...
Обучение лепке строится по принципу от простого к сложному. Вначале дети учатся лепить предметы простой формы, не имеющие дополнительных деталей. Такими предметами могут быть мяч, палочка, баранка, крендель, лепешка, блюдце. Затем лепятся простые по форме предметы, имеющие дополнительные детали, которые выполняются из другого куска пластилина и затем прикрепляются основной части изделия. Это
яблоко с веточкой, грибок, чашка, пирамидка, состоящая из шариков или из колечек.
Постепенно форма
предметов усложняется. Дети становятся способны слепить корзинку с ручкой, состоящую из колбасок, и наполнить ее грибами, елку (ствол — палочка, ветки — все те же колбаски). Они лепят овощи и фрукты различной формы, начиная использовать прием вытягивания той или иной детали. Анализируя форму различных плодов, дети вынуждены сравнивать их друг с другом и с исходной формой — шаром. Так, яблоко круглое, как шар, но с небольшой вмятиной, репка немного приплюснута сверху, а нижний конец у нее немного вытянут.
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вершиной творчества слепых дошкольников является изображение животных и человека. Следует учесть, что с большинством животных дети знакомятся с помощью игрушек. Обычно детские сады для детей с нарушениями зрения не располагают набором чучел животных. В выгодном положении находятся дети, обучающиеся в дошкольных группах при школах для слепых. Они имеют возможность обследовать чучела животных, находящиеся в кабинете биологии. Лишь немногие слепые дошкольники хотя бы раз в жизни трогали живых кошку или собаку. Исключение не составляют, по нашим наблюдениям, и дети, живущие в сельской местности. Хорошо различая животных по голосам, они плохо знают их характерные особенности.
У детей, не обследовавших ранее ни живых животных, ни их чучела, с трудом формируется представление об их
абсолютной и относительной величине. К сожалению, игрушки, выпускаемые отечественной промышленностью, очень мало могут помочь в формировании адекватного образа животных и их относительной величины. Поэтому лепка животных с учетом их характерных особенностей и относительной величины является немаловажным средством в формировании у слепых детей представлений о животном мире.
Человек изображается слепыми дошкольниками схематично. Половые и возрастные различия изображаются деталями, наиболее существенными для детей. Например, девочка отличается от мальчика косичками, Дед Мороз от Снегурочки — бородой.
Развитию пространственных представлений слепых дошкольников и формированию представлений об относительной величине предметов во многом способствует выполнение
лепных композиций. Например, гриб под елкой, человек с собакой. Композиции могут создаваться не только индивидуально, но и сообща (например, лес, хоровод).

  1. Формировать умение передавать форму и характерные особенности фрукта при лепке с натуры с опорой на образец. Формировать умение сопоставлять изображение с натурой и оценивать его

Лепка развивает трудовые умения и навыки, мышцы пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение.

Цель: Учить детей создавать последовательный узор на полоске бумаги, чередуя сплющенный шарик и кольцо.
Закреплять умение понимать и запоминать содержание своей работы, используя усвоенные ранее способы лепки.
Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Коррекционная цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, умения работать обеими руками, в ходе работы самостоятельно сравнивать свою работу с предложенным образцом.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представление об узоре, как элементе украшения.
- познакомить с разными узорами.
-учить фиксировать внимание детей на форме, фактуре предложенного узора.
-способствовать развитию речи, как средству общения.
-упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности дощечки для придания предмету необходимой формы.
Развивающие:
-развивать интерес к продуктивной деятельности.
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать наблюдательность, доброжелательность, коммуникативные навыки, усидчивость, интерес к окружающему , вызывать положительные эмоции от выполненной работы.
Закреплять умение передавать форму шара, лепить шары разного размера.
Коррекционная цель:
развитие мелкой моторики, координации речи с движением, развитие умения планировать свою работу, доводить дело до конца.

Таким образом, лепка содействует уточнению и обогащению представлений детей об окружающем.

Огромно значение лепки и в развитии координации движений слепых детей, в развитии мелких мышц рук, в формировании силы и точности движений пальцев рук, что важно для овладения рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В процессе обучения слепых детей дошкольного возраста лепке ставятся следующие конкретные задачи:

1. Научить различать простейшие формы предметов и узнавать их в сложных фигурах.

2. Научить передавать строение несложных предметов, правильно соотносить основные части по величине, форме, расположению.

3. Развить у детей интерес к познанию предметов. Преодолеть страх перед ощупыванием предметов и научить выделять характерные для данного предмета признаки, детали.

4. Научить передавать в лепке существенные и характерные признаки объекта.

5. Научить детей отражать в лепке разные стороны жизни – объекты природы, предметы, сделанные человеком, сцены из жизни детей и взрослых, сказочные персонажи и т.п.

Лепка с натуры позволяет воспитателю научить детей воспринимать в предмете не только его существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация и проведение занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста»

План реферата: ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. ПЛАВАНИЕ…………………………………………………… ГИГИЕНА………………………………………………………. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….  Наглядный метод……………………………………..Сло...

Занятия на воде с детьми дошкольного возраста

В данной публикации обсуждаются различные средства и методикиобучения детей дошкольного возраста не боятся воды, увереннодержаться на воде, правильно плавать. Материал основан насобственном опыте рабо...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста.

Одним из важных факторов является получение информации детьми о необходимости заботы о своем здоровье. Получение информации закрепляется выполнением физических упражнений. Особое внимание на своих зан...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Статья об актуальности проведения занятий по ПДД с детьми дошкольного возраста.

Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста....

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

занятие лепкой для детей старшего дошкольного возраста "Астра - цветок сентября"

занятие лепкой из пластелина для детей старшей и подготовительной группы детского сада "Астра - цветок сентября" научит детей лепит из пластелина  цветок астры, передавая его характерные особенно...