Знакомство с окружающим миром: природой и обществом
статья по коррекционной педагогике

Знакомство с окружающим миром: природой и обществом

Первые годы жизни ребенка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека.

Уникальность этого этапа состоит, в том числе в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания родителей.

Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Развивать малыша – это не значит садиться с ним за стол и вести себя, как на уроке. Ребенок учится все время, он жадно впитывает в себя информацию в течении всего дня. И воспитание тоже происходит постоянно. Родители должны использовать все свое воображение, изобретательность, быть творческими и интересными для своего ребенка. Именно родители располагают оптимальными возможностями для полноценного развития ребенка раннего возраста: малышу значительно легче понять то, что лично ему объясняет мама, чем то, что расскажет всей группе даже очень грамотный и квалифицированный воспитатель детского сада.

Второй год жизни – новый этап в психологическом и физическом развитии ребенка. Большинство детей в начале второго года жизни начинают ходить. Получив относительную независимость, ребенок пытается изучить окружающий его предметный мир. Ведущей в этом возрасте является предметная деятельность, ребенок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении познать все, что он видит. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности со взрослыми. В процессе игры ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Малыш учится пользоваться ложкой, чашкой, расческой, мылом, полотенцем. У детей появляются отдельные игровые действия: накормить куклу, искупать, уложить ее спать, покатать на машине. Малыши начинают сооружать для игрушек разные постройки из конструкторов. Дети второго года жизни очень любят играть с пирамидками, вкладышами, матрешками. Появляются исследовательские действия руки.

Постепенное овладение предметными действиями способствует развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Все основные психические действия ребенка: внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Малыш не может управлять ими по собственному желанию, не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить. Он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается, яркие, эмоционально затронувшие его эпизоды.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира.

Таким образом, на протяжении второго года жизни решающее значение для развития ребенка имеют его общение с взрослым и предметная деятельность.

Рекомендации, которые помогут познакомить малыша с    окружающим миром и «правилами» существования в нем:

1.Малышу следует давать несложные поручения:

  • После того как вы поиграете с ребенком, соберите вместе с ним все игрушки и уберите их на место. Объясните малышу, что так следует поступать и после самостоятельной игры.
  • Познакомьте ребенка с предметами домашнего обихода, покажите, где они лежат. После того как малыш запомнит, где что лежит и как оно называется, обращайтесь к нему с просьбой принести эти предметы: «Дай мне, пожалуйста, чашку», «Принеси мне тапки» и т. д.
  • Привлекайте малыша к выполнению домашних дел. Он многому научится, когда:

- вместе с вами убирает квартиру (протирает тряпочкой мебель, пытается вместе с вами пылесосить и т. д.);

- моет посуду (поставьте ребенка на стульчик или табуретку и предложите ему вместе с вами помыть в раковине тарелочку или чашку – лучше, если они будут пластмассовые);

- стирает белье (налейте в маленький тазик воды, дайте кусочек мыла – пусть малыш постирает кукольную одежду или свои носочки);

- складывает вместе с вами белье в шкаф;

- принимает участие в утреннем туалете (купите малышу детскую зубную щетку и научите его чистить зубки 2 раза в день: утром и вечером);

- ухаживает за цветами (купите ребенку маленькую леечку и покажите, как надо поливать цветы; объясните ему, зачем это надо делать; обратите внимание малыша на хрупкие листики и цветочки, скажите, что обращаться с ними надо осторожно, иначе сломаешь и растению будет больно; прививайте заботливое, бережное отношение к растениям);

- принимает участие в приготовлении обеда (дайте ребенку в руки игрушечный ножик и маленькую детскую кастрюльку, рядом на тарелку положите фрукты – банан, грушу; предложите малышу порезать фрукты и сложить их в кастрюльку, а кастрюльку поставить на детскую плиту; когда малыш сварит вкусный обед для своих кукол и мишек, попросите его угостить и вас; обязательно похвалите ребенка);

  • Учите малыша выражать свои чувства. Например, возьмите на руки куклу, обнимите, скажите ласково: «Таня, хорошая моя кукла».Поцелуйте ее. Потом дайте куклу ребенку. Спросите его: «Хорошая кукла Таня? Ты ее любишь?» Если малыш ответит утвердительно, попросите его показать, как он ее любит. Поясните, что куклу можно обнять, поцеловать – так, как это только что делали вы.

2. Научите своего малыша играть рядом с другим ребенком, вместе с другими детьми и играть в одиночестве.

3. Знакомьте ребенка с окружающим миром.

  • Если вы пришли в гости к друзьям вместе с малышом, обязательно покажите ему незнакомое помещение, объясните, где что находится. Покажите и скажите: «Вот это ванна, мы здесь будем мыть руки», «Здесь мы будем кушать» и т.д.
  • На прогулке обязательно останавливайтесь, чтобы рассмотреть и обсудить разные предметы. Знакомьте ребенка с явлениями природы: «Летом светит солнышко» и т.д.
  • Объясняйте малышу, что если идет дождь, то гулять нельзя. Зимой, когда холодно, надо надевать шубу и шапку и теплые сапоги; летом можно купаться и т.д.
  • На улице обратите внимание ребенка на транспорт, например: «Вот приехал автобус – большой, синий», «А это маленькая машинка», «Вон в небе летит самолет» и т. д.
  • Расскажите малышу, что такое «работа» (мамина работа, папина работа); кем могут работать люди, что они делают, как называются разные профессии. Например: «Продает хлеб – продавец» и т. д.

4.Прививайте интерес к книгам.

5. Маленькие дети любят рассматривать фотографии (особенно им нравятся собственные изображения), и это очень полезно. Малыш узнает множество новых слов и названий, тренирует свои внимание и память.

К концу второго года жизни ребенок начинает ориентироваться в окружающем его мире. Он усваивает название движений и действий, осознает качественные различия предметов, но еще нередко ошибается, путает близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы.  Не пугайтесь этого. Постепенно все встанет на свои места.

 

Список используемой литературы:

1. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Школа раннего развития. От рождения до 3-х лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. -208с.

2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-186 с.

3. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет. − СПб.: СОЮЗ,1998.- 96 с.

4.Миронова М.М.− Волгоград: ИТД « Корифей», 2005.−112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация занятия по знакомству с окружающим миром "Зимние забавы на Руси"

Материал для знакомства детей с зимними забавами наших предков...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""

занятие по позновательному развитию детей старшей группы...

«Кто не знает белку?» ( знакомство с окружающим миром в подготовительной группе)

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе в живом уголке о белке....

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Знакомство с окружающим миром. Явления природы.

Здесь вы можете скачать файлы из моей личной коллекции Монтессори-материалов.Чтобы изготовить пособие, вам необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и заламинировать.Презентация п...

Занятие в средней группе. Знакомство с окружающим миром Тема занятия: Знакомство с деревом (как материалом)

Цели:— знакомить со свойствами дерева (твердость, прочность, мягкость) и структурой его поверхности (гладкая, шероховатая);— воспитывать бережное отношение к деревьям и лесу.Словарная рабо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»

Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...