Консультация для педагогов на тему: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Развитие мелкой моторики дошкольников»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Красноперова Оксана Анатольевна
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот – простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снять умственную усталость.
Из-за большого объема, презентация разделена на 3 части.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов на тему : «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Развитие мелкой моторики дошкольников» Составила: Красноперова Оксана Анатольевна – учитель-логопед МКДОУ д / с №346

Слайд 3

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори . Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

Слайд 4

У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако, эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Слайд 5

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот - простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снять умственную усталость.

Слайд 6

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до н.э. в Китае, в Японии. Японский врач Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях человека расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца - на сердце.

Слайд 7

Другой известный японский учёный Иосиро Цуцуми в течении 30 лет изучал древние манускрипты и современную медицину, и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке в детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.

Слайд 8

Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук

Слайд 9

Массажеры Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Слайд 10

Средства развития мелкой моторики «Пальчи-ковые дорожки», лабиринты Крупа, веревочки, ленты, бусины, пугавицы Лепка, песок, вода Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, прищепки Оригами, плетение, квиллинг, бумага , ножницы Природ-ный материал Ручные тренажёры, массажёры Волчки, шары, камешки Счетные палочки, геометрические формы, разнообразные конструкторы

Слайд 11

Массаж пальцев начинают с большого до мизинца, растирают сначала подушечки пальцев, затем опускаются к основаниям. Ладошки – это солнышко, Мы лучики разгладим, А пальчики - лучи. Пусть греют всех теплом. О солнце поёт скворушка, Мы имена их знаем, Поют о нём грачи. Сейчас их назовём. Массаж ладонных поверхностей и подушечек пальцев бусинками. Покатаю я в руках Бусинки - горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.

Слайд 12

Массаж грецкими орехами. а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Научусь-ка я орех Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

Слайд 13

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учатся пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальцами верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

Слайд 14

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-5 до 10-15 раз. Не менее важными и интересными являются пальчиковые игры. Они эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию тонких движений пальцев рук, развитию речи, интеллекта. «Пальчиковые игры» – это инсценировки каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Эти весёлые игры можно проводить как в детском саду, так и дома.

Слайд 16

Виды пальчиковых игр Пальчиковые игры с предметами, Игры со стихотворным сопровождением, Игры-манипуляции, Пальчиковые игры на основе сказок, Пальчиковые кинезиологические игры Пальчиковые игры с элементами самомассажа, Су-джок терапия

Слайд 17

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Игры с пластилином Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки Готовим обед

Слайд 18

Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Слайд 19

Игры со счетными палочками В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Слайд 20

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 21

Пазлы — развивают внимательность, сообразительность, мелкую моторику и речь детей.

Слайд 22

Упражнения с мячами учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Слайд 23

Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Слайд 24

Игры с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Дождь, град Покормим птичек Разложи по тарелочкам Вкусная кашка Найди игрушку Игра «Золушка» «Отгадай, какая крупа в мешочке» «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Слайд 25

Фасолевые ванны . Малыш запускает руки в фасоль и его задача – вытащить игрушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Слайд 2

Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Слайд 3

Игры с водой - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Слайд 4

Шитье, вязание, плетение, застежки

Слайд 5

Игры с веревочкой Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Слайд 6

Фокусы Паук и муха Ловкая ящерица Останься с носом! Поймай муху! Сказки День рождения мышки Паровозик Домик пекаря Игры в одиночку Чашка кофе Куриная лапка Гроздь бананов Кленовый лист Игры вдвоем Поймайте мышку! Столик на двоих Колыбель для кошки В книге С. Афонькина «Игры с веревочкой» вы найдете много интересных игр и сказок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шнуровки

Слайд 2

Игры манипуляции Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Слайд 3

Пальчиковые игры на основе сказок Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Слайд 4

Пальчиковые кинезиологические игры Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Слайд 5

Пальчиковые игры с элементами самомассажа Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Слайд 6

Су-Джок терапия Су-Джок – сравнительно молодой способ оздоровления, хотя в его основе лежат древние знания тибетской и китайской медицины. Суть терапии суджок в том, что, руководствуясь атласом рецепторных точек на ладони и стопе, воздействуют на рефлекторно связанные с ними органы.

Слайд 7

Работа с природным и бросовым материалом

Слайд 8

Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Слайд 9

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П. Павлов Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....

Буклет на тему: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев».

Буклет: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»....

Консультация для родителей «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызыв...

"Таланты детей находяться на кончиках их пальцев"

Консультация педагогов для родителей...

Консультация для педагогов на тему: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Развитие мелкой моторики дошкольников»

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...