Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с РАС
статья по коррекционной педагогике
Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с РАС
Цели обучения детей с РАС
Особые образовательные потребности детей с РАС
Направление коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация коррекционной работы с детьми с РАС | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с растройствами аутистического спектра
Цели обучения детей с РАС:
В первую очередь. Это развитие и формирование самодостаточности и самостоятельности. Однако у детей с растройствами аутического спектра есть особенности: социально-коммуникативные, поведенческие и сенсорные трудности, а так же проблемы, связанные с организацией и сменой дефтельности. Эти особенности затрудняют достижение первоочередных целей обучения.
Особые образовательные потребности детей с РАС.
Раннее вмешательство может существенно изменить качество жизни многих дтей. Хотя не все дети достигнут одинаковых успехов.
- Вмешательство должно быть плановым и интенсивным
- Необходимо использовать особый учебный план
- Участие семьи имеет решающее значение с точки зрения обобщения приобретенных навыков
- Активно вовлекать ребенка в предусмотренную вмешательством деятельность
- Необходимо использовать процедуры управления функциональным поведением, чтобы выделить поведение, способствующее обучению.
Эффективные программы помощи для детей с РАС должны быть довольно интенсивными- не менее 20 ч в неделю. Одна из возможностей добиться такой интенсивности для детей раннего возраста – это обучение родителей, которые смогут применять полученные знания в работе со своим ребенком. Программы вмешательства должны быть направлены на развитие основных навыков: социальные навыки, навыки общения, игры (для детей младшего возраста) и досуга (для детей старшего возраста), поведенческие основы научения и препятствие на пути к нему, организационные навыки и навыки научению (усидчивость, сосредоточенность внимания на задаче, контакт с педагогом ), а так же обобщение и применение знаний в реальной обстановке (адаптивные навыки).
Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются в разнообразной развивающей помощи.
Стратегия вмешательства должна быть четко спланирована и точно соответствовать потребностям и возможностям ребенка, а также долгосрочному плану или поставленным отдаленным целям. Области вмешательства соответствуют ключевым симптомам аутизма: дефицит социального взаимодействия и коммуникаций, а также другие трудности ребенка, включая проблемы обучения. Стратегия должна учитывать проблему слабых организационных возможностей ребенка, способную стать преградой на его пути к плодотворному научению и приобретению необходимых в реальной жизни навыков. Обязательно должны учитываться поведенческие проблемы и сенсомоторные расстройства.
Важные приоритеты вмешательства:
- Развитие функциональной, спонтанной коммуникации; инструктирование относительно социального поведения в различных обстоятельствах;
- Развитие игровых навыков и способности к игре со сверстниками;
- Способствование академическому и когнитивному росту, включая расширение диапазона возможностей и навыков принятия решений;
- Положительные поведенческие вмешательства в проблемное поведение;
- Развитие функциональных учебных навыков и надлежащая интеграция в общеобразовательную обстановку.
Всеохватывающая цель состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить как можно больше навыков, дать ему возможность стать продуктивным и самодостаточным человеком во взрослом возрасте. Участие семьи – неотъемлемое условие достижение этой цели.
Эффективный учебный план всегда индивидуален и ставит перед собой наблюдаемые и измеримые цели и задачи (и реалистические ожидания) в рамках существующего контекста долгосрочных ожиданий относительно данного ребенка. Программа должна подходить ребенку, а не наоборот.
Эффективность коррекционно-педагогического вмешательства.
- Раннее выявление и раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
- Содержание и методы обучения и воспитания
- Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс
- Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и на занятиях
- Правильные формы взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии
Коррекционная работа должна строится на основе единства требований к воспитательному процессу. Специалисты, проводящие коррекционные занятия должны создавать атмосферу психологического комфорта, формировать навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствовать появлению возрастных психологических новообразований, коррекции особенностей в развитии ребенка.
Разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования. Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т.е зону ближайшего развития. Индивидуальная программа планируется на небольшой период- на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлением:
- Условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье
- Содержание работы с ребенком по основным линиям его развития
- Виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Формы работы с родителями: консультации, обучение матери/родителей и других членов семьи, путем наблюдения за работой специалиста с ребенком
Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра рассматривается с двух точек зрения: «чему учить?» и «как учить?». Образовательные потребности детей с РАС определяются возрастными и индивидуальными потребностями, а так же зависят от способов общения и форм взаимодействия ребенка с близкими взрослыми.
Целями программы становится, прежде всего, формирование способов общения, формирование типичных видов деятельности.
Первая задача- умение общаться, подражать, совершать предметные действия, овладение навыками самостоятельности и гигиены. Далее- формирование ведущей деятельности, совершенствование восприятия, наглядно-действенного мышления, появление, если возможно, речи, а так же формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности – лепке, рисованию, аппликации, конструированию.
Социализация.
Основополагающим в процессе социализации детей с расстройствами аутистического спектра является развитие представлений о себе у ребенка. При выборе содержания и приемов работы коррекционно-развивающего обучения нужно создавать специальные педагогические условия для налаживания сотрудничества ребенка со взрослым. В процессе начального этапа коррекционной работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению способов общественного опыта. Этому способствует совместные действия взрослого с ребенком; указательный жест; подражание действиям взрослого; действия по речевому указанию.
Эти виды работы имеют коррекционную значимость при системном формировании детской деятельности специалистом или обученным взрослым.
Социальное развитие – это установление эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми;
Усвоение способов приобретения общественного опыта;
Формирование представлений о себе, а также позитивных способов взаимодействия с другими людьми.
На начальном этапе коррекционной работы важно учить детей с РАС в процессе общения со специалистом фиксировать взгляд на лице взрослого, вызывать улыбку. Для этого проводятся с маленькими детьми игры – потешки, стихи, печенки, если ребенок допускает, то телесные прикосновения, поглаживания. После спетой песенки специалист ласково обращается к ребенку по имени, стремится удержать взгляд ребенка на своем лице, общается «глаза в глаза», такие приемы должны повторятся на протяжении многих занятий. Важно учить ребенка при встрече протягивать руку, а при прощании махать рукой «пока», посылать «воздушный поцелуй». Используя игрушки, предметы, виды активности, которые нравятся, учить ребенка выражать просьбу жестом.
В игре «прятки с оглядкой» взрослый, находясь за спиной ребенка, побуждает его повернуться на зов по имени; в игре «ласковый ребенок» ребенок показывает, как он обнимает маму (папу, бабушку)
Детям предлагают игры, где надо топать ногами, хлопать в ладоши. Во всех играх взрослые побуждают ребенка улыбаться, смотреть в глаза.
Формирование представлений о себе включает: узнавание себя в зеркале и на фотографиях. При этом проводятся игры на восприятие себя в зеркале: «улыбнись, поклонись», «помаши ручками», «привет», «до свидания».
Для этого надо оформить альбом «это я» где помещаются фотографии, отражающие каждодневную жизнь ребенка его социальный опыт (ребенок играет, моет руки, папа катает ребенка на санках и т.д)
В социальном развитии важным направлением в работе является формирование представлений о своей семье. Наряду с формированием представлений о себе и о семье ребенка обучают способам усвоения общественного опыта.
Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных игровых действий со взрослыми. Затем обучать подражательным действиям. Сначала взрослый подключается к той деятельности, которая нравится ребенку и старается играть в игры, в которые играет ребенок. Детям предлагают выполнять одни и те же игровые задания, по подражанию.
После того как ребенок научился положительно воспринимать взрослых и сверстников, ему надо помочь овладеть способами взаимодействия с ними.
Совместные игры и упражнения: «кати мяч», «сделаем бусы», «пойдем по дорожке», «прятки», «лети шарик»(подбрасывания шарика вверх или друг другу) «пускаем пузыри», «надуем шарики» и т.д.
Сюжетные игры и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) также используется для формирование взаимодействия ребенка со сверстниками.
Специалисту необходимо уделять внимание овладению навыками самообслуживания и гигиеническими навыками.
Ребенок с РАС должен есть самостоятельно, пользоваться ложкой, есть более твердую пищу, тщательно пережевывать, пить из чашки (можно через трубочку), пользоваться салфеткой во время и после еды, навыками одевания, раздевания, санитарно-гигиеническими навыками. Этим навыкам необходимо обучать не только дома родителям, но и специалистам во время занятий.
Физическое воспитание
Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, побуждающих его действовать.
При совершенствовании его физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, как он их приобретает. При этом учитываются педагогические и медицинские аспекты коррекционного воздействия: подвижные игры, упражнения и игровые задания, массаж, лечебная физкультура, закаливание, плавание. Физические упражнения должны доставлять ребенку мышечную и эмоциональную радость. Поэтому они проводятся в форме увлекательных игр и упражнений, удовлетворяя его потребности в двигательной активности. Физические упражнения и задания направлены на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, метания, а также на развитие и совершенствование ручной и мелкой моторики.
Можно выстраивать так называемую «полосу препятствий», когда ребенок проходит и выполняет определенные задания: пролезает через туннель, пройтись по кочкам или следам, попрыгать на батуте и т.д.
Специалист должен учить детей ходить и по неровной и по мягкой поверхности, эти упражнения проводят в игровой форме. Детей обучают подниматься вверх по лесенке с поддержкой взрослого, затем самостоятельно, держась за перила, а потом спускаться вниз. Для совершенствования этого умения вначале используются невысокие горки, а затем и обычные лестницы.
Научив ребенка ходить, можно приступать к обучению бегу. На занятиях по физической культуре большое внимание уделяется развитию крупной и мелкой моторики. Детей учат выполнять некоторые движения руками и пальцами рук по подражанию (или шарики) между ладонями, брать мячи, шары, бросать их в цель. Кроме того, детей учат захватывать предметы одной рукой, противопоставляя большой палец остальным, удерживать предмет в руке, выполняя м ним определенные действия.
В целях дальнейшего совершенствования ручной моторики необходимо учить детей выполнять целенаправленные действия, например, метания.
Если ребенок затрудняется, взрослый выполняет это задание вместе с ребенком. Например, дети берут мячики из корзины и бросают их в большую мишень, укрепленную на стене или находящуюся на полу. Они учатся бросать мячи в цель (в корзину, обруч, доску). Сначала одной рукой, а затем двумя. Детям даются мячи разного материала. Чтобы закрепить эти умения, с детьми проводят следующие игры: «попади в кольцо», «брось шары в корзину», «прокати мяч в ворота», «кати-лови» и т.д.
Главное в занятиях по физическому воспитанию- сформировать у детей интерес к овладению основными движениями, способность подражать движениям и действиям взрослого.
Познавательное развитие.
Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними. Коррекционно-педагогическая работа по познавательному развитию детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра направлена на сенсорное воспитание, формирование наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, формирование игровых действий и предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Сенсорное развитие
Направлено на исследование и их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета, а так же формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Важно учить детей фиксировать взгляд на предмете, который находится в руке, прослеживать за движущимся предметом- вправо, влево, вверх, вниз. Большое внимание на занятиях уделяется восприятию детьми различных предметов и игрушек, которые их окружают. Специалист постепенно обыгрывает с детьми различные игрушки, показывая им, что с игрушками можно выполнять различные действия. После того как дети научатся выделять и воспринимать некоторые предметы и игрушки, работа проводится по развитию и совершенствованию ориентировочной деятельности на свойства и качества предметов. Вначале детей учат различать предметы по форме. Детям предлагают игровые задания: закрывать крышками коробочки, разные по форме, опускать фигурки в разные прорези, вставлять фигурки в пазы, разные по форме. Детям предлагают выполнять задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать двухместную матрешку (яичко, кубики) собирать пирамидки. Важным направлением в развитии зрительного восприятия являются задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Здесь также учат детей выделять парные картинки (чашка, яблоко, мяч, машинка – предметы знакомые ребенку), дидактической игре «лото»
Также проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: детей учат собирать игрушки из двух частей (гриб, собачку, паровозик) складывать разрезные картинки из двух частей, а затем из трех.
Показывают, что один и тот же предмет может находиться в разном пространственном отношении. Учат находить предмет в разных местах.
При сенсорном воспитании особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, слуховых ориентировочных реакций. Детей учат сосредотачивать внимание и поворачивать голову на звучащую игрушку, на голос взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка; эмоционально реагировать на голос матери.
Затем детей учат разливать звучание музыкальных инструментов и бытовые шумы-выбор из двух-трех-четырех предметов.
Формирование предметной и предметно-игровой деятельности
Направлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удерживать их, уметь выпускать, ставить на определенное место, перекладывать из одной руки в другую. В целях формирования этих навыков проводятся следующие игры и упражнения: «брось шарик в коробку», «открой домик», «соберем шишки в корзину», «расставь», пересыпь горох», «протолкни шарик», «перенеси игрушку». При затруднении в выполнении этих заданий используются совместные действия.
Затем детей учат брать предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или «щепотью»). Наряду с формированием соотносящих действий у детей формируются орудийные: детей учат нанизывать бусы (катушки) на шнурок; доставать предметы и игрушки (шарики, рыбок, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки; вставлять в полые кубики шарики; пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно что бы на всех этапах обучения специалист учил детей с РАС при общении смотреть в лицо взрослому.
В начале детей учат понимать обращенную к ним речь по ситуации. «идем одеваться. Возьми куртку», «мыть руки. Открой кран. Возьми мыло», «идем кушать. Сядь на стул» и т.д.
В занятиях по развитию речи, важно чтобы специалист учил детей с РАС подражать действиям губ взрослого- это и артикуляционные движения, и повторение звуков, слогов, приближенных слов, делать улыбку, трубочку, прятать язычок, щелкать язычком, вытянуть язычок; вырабатывать воздушную струю: дуть на лицо взрослого, дуть на свечу, играть на свирели, дуть на воздушный шарик, на бабочку, на уточку лодочку в воде и т.д.
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
Направлено на стимулирующие у детей интереса к процессу рисования, лепки, аппликации, конструированию. При этом важно у детей развивать базовые предпосылки: зрительно-двигательной координации, согласованность действий обеих рук, умения подражать действиям взрослого.
На начальном этапе необходимо развивать у детей интерес к лепке: взрослый перед ребенком лепит из теста, а ребенок по возможности повторяет. Ребенок трогает тесто, перекладывает его из одной руки в другую, отщипывает кусочки от большого куска, мнет тесто, вдавливает одним пальцем в большой кусок. Затем детей учат по подражанию действиям взрослого лепить поделки, раскатывая тесто прямыми движениями рук, а затем лепить простые предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями (колобок, шарик, пирог). При необходимости используются совместные действия. Наряду с занятиями по лепке у детей развивается интерес к рисованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя логопеда в МДОУ
Годовой план работы логопеда, строится по следующим направлениям:1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 5. БЛОК ПРОФИЛА...
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда ДОУ
В документе представлен подробный план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда ДОУ...
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы логопедической группы
Планирование работы учителя-логопеда на учебный год...
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы
Для учителя-логопеда...
«Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения по развитию осязания и мелкой моторики»
Итоговая контрольная работа....
Организация коррекционно-педагогический работы по хореографии для детей с нарушениями слуха
Статья о том, как реально организовать работу по хореографии с детьми с нарушениями слуха...
Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Доклад на семинаре...