Формирование пространственных представлений удетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
консультация по коррекционной педагогике

У детей с врождённой патологией опорно - двигательного аппарата так же, как у детей с нарушением ЦНС, замедленно формирование пространственных представлений. Они часто путают направление «право – лево», не всегда быстро по просьбе взрослого определяют ведущую руку и принадлежность к определённой стороне части тела. Собирание мозаики пазлов у таких детей вызывает сложность. В изобразительной деятельности, аппликации и конструировании возникают проблемы в расположении композиции на листе бумаги или размещении конструкции в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога для родителей

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нарушения функций опорно – двигательного аппарата наблюдаются у детей 5- 7 % и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, прежде всего познавательной активности.

Ведущим в клинической картине является двигательный эффект (нарушение двигательной функции), который влечёт задержку в развитии сенсорных функций, и как следствие познавательной активности. Недостаточно сформирована мелкая моторика, наблюдаются нарушения внимания и трудности сосредоточения на выполнении задания, а также выражены пространственные нарушения.

У детей с врождённой патологией опорно - двигательного аппарата так же, как у детей с нарушением ЦНС, замедленно формирование пространственных представлений. Они часто путают направление «право – лево», не всегда быстро по просьбе взрослого определяют ведущую руку и принадлежность к определённой стороне части тела. Собирание мозаики пазлов у таких детей вызывает сложность. В изобразительной деятельности, аппликации и конструировании возникают проблемы в расположении композиции на листе бумаги или размещении конструкции в пространстве.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном развитии дошкольника и его готовности в школе, т.е успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Этапы формирования пространственных представлений.

  • Освоение телесного пространства.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a0a/00139209-e88cc352/img15.jpg
  • Освоение внешнего пространства.
  • Пространственные схемы и диктанты (ориентировка на листе бумаги).
  • Конструирование и копирование.

Упражнения на освоение телесного пространства.

Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ – это неизменно.

Первый шаг – «маркировка» левой руки с помощью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, ребёнок получает опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нём       строится вначале от его собственного тела, а затем превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это там, «где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать новые знания и представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать постоянно. Подобным образом можно обозначить верх (голова, солнце) и низ (ноги, ботинки, трава).

Базовое упражнение для формирования пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определённым движением, например, вверх, в, вперёд, назад, вправо и влево – шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз – приседание. Так же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, который и поясняет каждое направление. Хорошо помогает при этом зеркало, перед которым выполняют упражнения.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребёнок начинает вместо движений всем телом показывать направление рукой или поворотом головы, а затем только взглядом.

«Над – под». Ребёнок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и выполняют одни и те же действия, называя их: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», и т. д.

«Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, ребёнок и взрослый вместе находят, показывают и называют, то, что «выше всего», «ниже всего», «ниже чем», «выше чем». Затем ребёнок выполняет эти действия без зеркала, а затем самостоятельно.

«Право – лево». Взрослый даёт указания, ребёнок выполняет их, например, «Потри левой рукой правый локоть, постучи правым локтем по левой коленке и т. д.»

Упражнения на освоение внешнего пространства.

Следующий этап – освоения ребёнком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.

«Мама, поверни налево». Это упражнение могут выполнять и родители с детьми, например, на детской площадке, по дороге в детский сад, в квартире. Ребёнок говорит: «Мама, поверни на право». – «Поворачиваю, иду» - «Теперь налево»- «Поворачиваю». Если ребёнок ещё не сообразил, как скомандовать он говорит: «Стой».

«Моя комната». В знакомом ребёнку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет, а слева?». После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к сопоставлению других объектов относительно друг друга, а также себя относительно других объектов.

«Правильное зеркало». Взрослый и ребёнок, стоя или сидя друг напротив друга, по схеме «зеркало» двигают сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так если взрослый переносит свою правую руку вправо, то ребёнок свою левую руку – влево. Движения вниз, вверх, к себе будут идентичными.

«Полоса препятствий». По комнате разбрасываются игрушки, расставляются стулья и т. д. Один ребёнок закрывает глаза, а другой руководит его действиями, говоря ему куда идти. Задача добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются чёткие инструкции. Например, «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, сделай ещё шаг на право и т. д.»

Пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование.

«Поставь фигуру в нужный угол». Взрослый предлагает ребёнку на листе бумаги нарисовать фигуру в правом верхнем углу. Далее ребёнок определяет, какие углы ещё пусты. Он сам должен заполнить их с комментариями: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

«Куда указывает стрелка». Ребёнок располагает карточку со стрелкой, ориентируясь её последовательно во всех указываемых взрослым направлениях и называя их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги, с какими - либо рисунками.

«Пространственный рисунок». Взрослый и ребёнок уточняют, где у листа верх, низ, право, лево, правый угол, правый нижний, правый верхний и т.д. (то же самое - в комнате). Затем ребёнок под диктовку взрослого рисует картинку: «В середине листа рисуем волны, справа на волнах кораблик, в левом верхнем углу солнышко, в правом верхнем углу рисуем птичек, внизу слева – рыбку, а справа – водоросли, из правого нижнего угла рисуем пузырьки, которые поднимаются вверх»

«Копирование фигур». Ребёнок копирует какой-нибудь орнамент, сложную геометрическую фигуру или картинку, нарисованные на доске. Затем ему предлагают копировать эту фигуру так, «как будто она упала и перевернулась. Вариант задания – копирование фигур с разворотом на доске: ребёнок перерисовывает фигуру, переворачивает её так, чтобы поменялись стороны – право и лево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Формирование представлений о живой и неживой природе у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Март 2016 г.

Данное выступление знакомит педагогов с работой по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ. Одна из форм работы это создание экологической тропинки. Март 2016 г. Прилагается презентация....

Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

В статье рассматриваются особенности формирования количественных, сенсорных, временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата...