Формирование представлений о живой и неживой природе у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Март 2016 г.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное выступление знакомит педагогов с работой по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ. Одна из форм работы это создание экологической тропинки. Март 2016 г. Прилагается презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района»
Региональный семинар педагогов групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений на тему:
«Использование в познавательно-исследовательской деятельности разнообразных форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников»
Формирование представлений о живой и неживой природе
у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП
Гимадиева Гульнара Замиловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ «Альметьевская школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
2016 г.
(Слайд 1)
Формирование представлений
о живой и неживой природе
у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата и ДЦП
(Слайд 2) В коррекции и профилактике нарушений развития детей с ДЦП большое значение имеет экологическое воспитание. Общение с миром природы способствует формированию нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал и найти своё место в жизни.
(Слайд 3) Нашу группу посещают дети с двигательными, речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:
- низкая работоспособность
- быстрая утомляемость
- повышенный уровень тревожности
- выраженное недоразвитие всех сторон речи.
(Слайд 4) У многих воспитанников недостаточно развиты функциональные возможности кистей рук, нарушены координация движения, что создает трудности при формировании экологических начал. (Слайд 5) Более того, наши дети лишены возможности свободно передвигаться и практически нигде не бывают, поэтому мы стараемся раскрыть перед ними мир природы различными средствами.
(Слайд 6) Мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ОВЗ. (Слайд 7) Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей. (Слайд 8) Хозяином экологической тропы является «лесовичок», который предлагает детям различные задания: отыскать растение по описанию или загадке, угадать где находится объект и исследовать его, нарисовать животное, придумать конец сказке. (Слайд 9) При организации работы используются разнообразные формы: наблюдения, викторины, конкурсы, выставки, игры.
(Слайд 10) Наша экологическая тропа включает дидактические средства и материальные объекты, (Слайд 11) состоящие из безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ художественных дидактических средств.
- «Зимний сад» (Слайд 12)
Дети знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.
- «Мини-огород на окне» (Слайд 13)
Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.
- «Мастерская природы «Умейка»» (Слайд 14)
В этой мастерской дети знакомятся с разнообразным природным материалом (шишки, жёлуди, семена цветов и растений), учатся выполнять поделки своими руками. (Слайд 15) Дети с удовольствием творят, создавая интересные образы.
- «Экологические игры» (Слайд 16)
Это игры: «Кто где живет?», «12 месяцев», «Дары природы», «Дикие животные», «Вода в жизни человека» и др. В процессе игр дети уточняют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, речи, творческой фантазии.
- «Планетарий» (Слайд 17)
Дети знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами.
- Библиотека «В гостях у Филина» (Слайд 18)
Библиотека содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, журналы; иллюстрации растений, животных; глобус, занимательный материал по экологии; ребусы, кроссворды.
- «Растения, которые нас лечат» (Слайд 19)
Дети знакомятся с лекарственными растениями. Расширяются и закрепляются знания детей о том, как их собирать, засушивать, использовать.
- «Живой уголок» (Слайд 20)
Благодаря фонду «Йолдыз» в группу ежеквартально приносят животных, которые у нас живут неделю или месяц. (Слайд 21) Так у нас в этом учебном году побывали хомячок, черепаха, морская свинка и кролик. Детям очень нравится за ними ухаживать, наблюдать, кормить.
- «Опытно-экспериментальная лаборатория» (Слайд 22)
Дети рассматривают материал для экспериментирования, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. (Слайд 23) Проводила элементарные опыты с природными материалами: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Вода окрашивается в разные цвета», «Замораживание окрашенной воды», «Знакомство со свойствами снега» и др.
(Слайд 24) В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей.
(Слайд 25) Наши воспитанники два раза в неделю посещают кабинет информатики, где смотрят мультфильмы. Просмотр мультфильмов, таких как «Цыпленок», «Украденное солнце», «Муха-цокотуха», «Кто сказал мяу», «Заюшкина избушка» закрепляют знания детей по экологическому воспитанию, полученных после чтения детской литературы. Такие мультфильмы как «Приключения Лунтика и его друзей» - расширяют знания о жизни насекомых, жителей подводного мира, воспитывают доброту и заботу о ближних.
(Слайд 26) Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
(Слайд 27) Большое внимание уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию. Я использую как традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, так и нетрадиционные: круглые столы, дискуссии. Совместно с родителями проводились выставки художественного творчества, книг и журналов экологического характера. Организовывались субботники по высадке деревьев и цветов на территории школы.
(Слайд 28) Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой. Особую заботу дети стали проявлять к живым обитателям уголка природы. (Слайд 29) На занятиях стали более внимательными. С интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много интересующих их вопросов. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. (Слайд 30) Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...
Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...
Развитие двигательной активности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Консультация для родителей...
Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод. Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать компенсатор...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...