Формирование представлений о живой и неживой природе у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Март 2016 г.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гимадиева Гульнара Замиловна

Данное выступление знакомит педагогов с работой по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ. Одна из форм работы это создание экологической тропинки. Март 2016 г. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад23.86 КБ
PDF icon Слайдшоу1.66 МБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования  Альметьевского муниципального района»

Региональный семинар    педагогов  групп  компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений  на тему:

«Использование  в познавательно-исследовательской деятельности  разнообразных  форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников»

Формирование представлений о живой и неживой природе

у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Гимадиева Гульнара Замиловна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

2016 г.

(Слайд 1)

Формирование представлений

о живой и неживой природе

у детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата и ДЦП

        (Слайд 2) В коррекции и профилактике нарушений развития детей с ДЦП большое значение имеет экологическое воспитание. Общение с миром природы способствует формированию нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал и найти своё место в жизни.

        (Слайд 3) Нашу группу посещают дети с двигательными, речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:

  • низкая работоспособность
  • быстрая утомляемость
  • повышенный уровень тревожности
  • выраженное недоразвитие всех сторон речи.

   (Слайд 4) У многих воспитанников недостаточно развиты функциональные возможности кистей рук, нарушены координация движения, что создает трудности при формировании экологических начал. (Слайд 5) Более того, наши дети лишены возможности свободно передвигаться и практически нигде не бывают, поэтому мы стараемся раскрыть перед ними мир природы различными средствами.

  (Слайд 6) Мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ОВЗ. (Слайд 7) Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей. (Слайд 8) Хозяином экологической тропы является «лесовичок», который предлагает детям различные задания: отыскать растение по описанию или загадке, угадать где находится объект и исследовать его, нарисовать животное, придумать конец сказке. (Слайд 9) При организации работы используются разнообразные формы: наблюдения, викторины, конкурсы, выставки, игры.

   (Слайд 10) Наша экологическая тропа включает дидактические средства и материальные объекты, (Слайд 11) состоящие из безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ художественных дидактических средств.

  1. «Зимний сад» (Слайд 12)

Дети знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.

  1. «Мини-огород на окне» (Слайд 13)

Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.

  1. «Мастерская природы «Умейка»» (Слайд 14)

В этой мастерской дети знакомятся с разнообразным природным материалом (шишки, жёлуди, семена цветов и растений), учатся выполнять поделки своими руками. (Слайд 15) Дети с удовольствием творят, создавая интересные образы.

  1. «Экологические игры» (Слайд 16)

Это игры: «Кто где живет?», «12 месяцев», «Дары природы», «Дикие животные», «Вода в жизни человека» и др. В процессе игр дети уточняют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, речи, творческой фантазии.

  1. «Планетарий» (Слайд 17)

Дети знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами.

  1. Библиотека «В гостях у Филина» (Слайд 18)

Библиотека содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, журналы; иллюстрации растений, животных; глобус, занимательный материал по экологии; ребусы, кроссворды.

  1. «Растения, которые нас лечат» (Слайд 19)

Дети знакомятся с лекарственными растениями. Расширяются и закрепляются знания детей о том, как их собирать, засушивать, использовать.

  1. «Живой уголок» (Слайд 20)

Благодаря фонду «Йолдыз» в группу ежеквартально приносят животных, которые у нас живут неделю или месяц. (Слайд 21) Так у нас в этом учебном году побывали хомячок, черепаха, морская свинка и кролик. Детям очень нравится за ними ухаживать, наблюдать, кормить.

  1. «Опытно-экспериментальная лаборатория» (Слайд 22)

Дети рассматривают материал для экспериментирования, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. (Слайд 23) Проводила элементарные опыты с природными материалами: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Вода окрашивается в разные цвета», «Замораживание окрашенной воды», «Знакомство со свойствами снега» и др.

        (Слайд 24) В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей.

        (Слайд 25) Наши воспитанники два раза в неделю посещают кабинет информатики, где смотрят мультфильмы. Просмотр мультфильмов, таких как «Цыпленок», «Украденное солнце», «Муха-цокотуха», «Кто сказал мяу», «Заюшкина избушка» закрепляют знания детей по экологическому воспитанию, полученных после чтения детской литературы. Такие мультфильмы как «Приключения Лунтика и его друзей» - расширяют знания о жизни насекомых, жителей подводного мира, воспитывают доброту и заботу о ближних.

        (Слайд 26) Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

        (Слайд 27) Большое внимание уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию. Я использую как традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, так и нетрадиционные: круглые столы, дискуссии. Совместно с родителями проводились выставки художественного творчества, книг и журналов экологического характера. Организовывались субботники по высадке деревьев и цветов на территории школы.

        (Слайд 28) Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой. Особую заботу дети стали проявлять к живым обитателям уголка природы. (Слайд 29) На занятиях стали более внимательными. С интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много интересующих их вопросов. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. (Слайд 30) Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата...