Виммельбух и его значение в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Лобанова Евгения Владимировна
Виммельбух – это развивающая книга большого формата, развороты которой плотно заполнены разнообразными и многосюжетными изображениями. На каждом развороте книги можно увидеть яркую, красочную картину с невероятно огромным количеством чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных деталей. Основной отличительной чертой Виммельбуха является отсутствие или минимальное количество текста. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Виммельбух имеет множество легкоузнаваемых героев, с которыми на протяжении всей книги происходят разные события и ситуации.
У детей с ОВЗ часто вызывают затруднения в логической последовательности повествования; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев. Одна из задач педагога научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков. 
Работая с данной технологией, путешествуя по книге дети с увлечением и удовольствием составляют простые предложения и связные рассказы, придумывают истории про героев и случившиеся с ними ситуации. Каждый раз ребята находят для себя что-то новое и интересное. Иллюстрации, представленные в такой книге, как нельзя лучше подходят для занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, временных и пространственных представлений и развитию связной речи.
 
Цель: ознакомление педагогов с использованием виммельбухов в познавательном и речевом развитии  дошкольников.
 
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
-Распространение личного педагогического опыта по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.
- Сформировать мотивацию к познавательной деятельности; 
- Развивать все компоненты речи (звукопроизношение, лексическую сторону, грамматический строй речи, связную речь); 
- Развивать пространственное, логическое и творческое мышление;
- Тренировать зрительную образную память, внимание; 
- Стимулировать воображение и развивать фантазию; 
- Учить прослеживать закономерности и находить причинно-следственные связи.
 -Разнообразить методы и приемы коррекции нарушений речи и апробировать их в практической деятельности.
 -Повысить эффективность взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
 
Возрастная адресность: дошкольники 3-7 лет.
 
Игровые приемы: 
 
- Называть заданные или знакомые предметы. 
- Находить предметы, героев, детали и т.д.
- Описывать и обсуждать предмет, героя или событие. 
-Составлять рассказы по сюжетной картине. 
- Называть увиденные предметы и отвечать на вопросы закрыв книгу.
 
Условия реализации: 
 
Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. 
Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности детей, особенности развития ребенка с ОВЗ. В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически. 
Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством педагога, становится исследователем и первооткрывателем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста

Эта презентация поможет воспитателям узнать что такое лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста....

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста....

Презентация "Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста".

Презентация "Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста"....

Лепбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста»

Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  темати...

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, по...