Буклеты "Игры по речевому развитию для детей 6-7 лет"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

«ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

«ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры:  халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_buklety_.docx760.92 КБ

Предварительный просмотр:

Разберем на примере слова: ЛИСА.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=812a12dade0139eeeb2ea73d9252cdfe&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f73/00089af2-243ec8ca/img46.jpg

«КРАЙНИЕ ЗВУКИ»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).

 «ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК

Цель: развивать фонематические представления

Ход игры: взрослый  произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.                                   

 «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и  на звуковой линейке, сколько в нем звуков . Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).

«ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

«ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры:  халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд.

«ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку​паться в реке? 5. Почему летом жарко?

«ПОТОМУ ЧТО…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.– Объясни, почему кошка недовольна?

«ОПИШИ ИГРУШКУ» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. 

МАДОУ №33  «Детский сад

 общеразвивающего вида»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=213f64420b489f195fdc9d2de47cdf09&n=13

Учитель-логопед: Шафикова  Дарья Вадимовна  

Готовим руку к письму

Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п.

    К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;

 - Свет при письме падает слева;

 - Сидим прямо;

 - Ноги вместе;

- Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

-  Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

-  Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

 - Оба локтя лежат на столе.

Упражнения на укрепление мышц руки

-  Закрашивание;

-  Штриховка;

- Срисовывание различных графических образов.

 - Выполнение пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

- Обводка по контуру фигур различной сложности.

https://i.pinimg.com/736x/d7/2d/a1/d72da132dd50909ab33e22a51bab5c20--crossword-puzzle.jpg

Составление синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

  1. Мяч
  2. Круглый, резиновый.
  3. Катится, отпрыгивает, летит.
  4. Я играю резиновым мячом.
  5. Игрушка

Звуковой анализ слова.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

https://myslide.ru/documents_2/cc56f91f07d4bb9fa30b8adacfc2c57c/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...