Консультация "Формирование фонематического слуха"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Релина Татьяна Сергеевна

Консультация на тему "Формирование фонематического слуха" для родителей детей с ТНР группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_fonematicheskogo_sluha.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное обучение ребенка в школе осуществляется на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарь, довольно хорошо развитый грамматический строй речи и хорошо развитое фонематическое восприятие.

Особенно актуален вопрос подготовки к обучению грамоте и обучение грамоте детей с речевой патологией. Как известно, при общем недоразвитии речи нарушается формирование как лексико-грамматических, так и фонетико-фонематических представлений.

Ребенок начинает пользоваться  родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова из слогов, слоги из звуков. Звуки на письме обозначаются буквами.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Так что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

По определению Н.И. Жинкина, фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие - как несущественные для данного языка.

В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1.   Ударность гласных (замок - замок, мука - мука) звуков. Смена ударности гласной означает изменение смысла слова.

2.   Звонкость и глухость согласных. В русском языке слова «почка» и «бочка» имеют разный смысл, хотя различаются только по одному фонематическому признаку.

3.   Твердость и мягкость согласных. В русском языке слова «пыль» и «пыл» имеют разный смысл.

Таким образом, смена гласных, или ударности, и смена согласных по их звонкости - глухости, а также твердости - мягкости меняют смысл русского слова. Умение выделять сигнальные смыслоразличительные признаки называется фонематическим слухом.

Фонематический слух является всецело прижизненным образованием. Он формируется в определенной речевой среде и по законам этой среды. У ребенка он начинает формироваться рано, с 11 - 12 месяцев. К двум годам ребенок различает все звуки речи, но только на слух, А к четырем - пяти годам он дифференцирует все звуки речи и на слух, и в произношении. В предшкольном возрасте фонематический слух работает только на слове. Почему? Потому что слово имеет смысл, значение.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов (разработаны Н.А. Чиркиной):

I этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II  этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении этого этапа дошкольников учат различать высоту, тембр, и силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Ком      бак         сук         ветка       горка       каток

Дом      рак         лук        клетка      корка      платок

IV этап - дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

V  этап - дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего, шестого этапа занятий является  формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

На данном этапе мы занимаемся формированием у детей звуко-слогового и звуко-буквенного анализа.

Начало работы – определение количества слогов в слове ( хлопками, шагами)

Эта работа у нас проводится в рамках лексических тем.

1.Делим на слоги название ягод, овощей, фруктов и т.д. ( каждая неделя посвящена 1 лексической теме)

2.Чертим схемы _______     ________  ________

3. Ребенок должен уметь ответить полным ответом: в слове «лиса» - 2 слога, 1-ый слог «ли», 2-ой слог «са»

4.Ребенок должен уметь определить сколько звуков в слоге, назвать 1, 2 звук.

(- Я скажу слог «Ха» ,а ты ответь сколько звуков. Ребенок – в слоге «ха» - 2 звука.

- Я скажу слог, а ты назови 1-ый звук, 2-ой звук.

-Я буду бросать звуки, а ты составь слог : а + п  к + о и т.д. (более сложный вариант: первый звук «А», второй «П»)

- подбирать слова к заданной схеме.

Необходимо приучать ребенка проговаривать термины «Звук, слог, слово»

Звуковой анализ слов.

Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем.

Звуки бывают разные, одни мы поем, кричим, воздух проходит во рту свободно, нет преграды. Это гласные звуки : а,о,у,и,ы,э – их 6,

Мы их обозначаем красной фишкой.

При произношении других звуков, согласных, во рту создается преграда языком, губами, зубами, эти звуки не споешь, не крикнешь.

Согласные звуки бывают: твердыми – синие фишки, мягкими – зеленые фишки.

Ребенок должен научиться определять количество звуков в слове, затем определить 1,2,3, звуки и давать им характеристику.

Работа над предложением

  1. Мы делим предложение на слова взмахом руки.

В начале берем предложения без предлогов, затем с предлогами.

Предлог – это отдельное слово, т.е. обозначаем его взмахом руки

«Лиса живет в лесу»

  1. Графическая запись предложения

Можно придумывать совместно предложения и делить их на слова, подбирая слова к заданной схеме.

Алгоритм звукового анализа слова

  1. Обозначу слово линией
  2. Разделю слово на слоги, назову 1-й, 2-й и т.д. слог
  3. Назову звуки в 1-м, 2-м и т.д. слоге, обозначу звуки точками
  4. Дам характеристику звуков в 1-м, 2-м и т.д. слоге
  5. Если воздух проходит свободно – это звук гласный – обозначается красным кружком
  1. Если воздух во рту встречает преграду – это звук согласный
  • Определяю твердый звук или мягкий: твердый обозначаем синим кружком, мягкий – зеленым
  • Определяю звонкий звук или глухой: звонкий – рисую звоночек, глухой без звоночка.
  1. Ставлю ударение – позову слово к себе. Ударение падает на … слог
  2. Обозначу звуки буквами.

Алгоритм звукового анализа слова

  1. Обозначу слово линией
  2. Разделю слово на слоги, назову 1-й, 2-й и т.д. слог
  3. Назову звуки в 1-м, 2-м и т.д. слоге, обозначу звуки точками
  4. Дам характеристику звуков в 1-м, 2-м и т.д. слоге
  5. Если воздух проходит свободно – это звук гласный – обозначается красным кружком
  1. Если воздух во рту встречает преграду – это звук согласный
  • Определяю твердый звук или мягкий: твердый обозначаем синим кружком, мягкий – зеленым
  • Определяю звонкий звук или глухой: звонкий – рисую звоночек, глухой без звоночка.
  1. Ставлю ударение – позову слово к себе. Ударение падает на … слог
  2. Обозначу звуки буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...