"Как помочь ребенку с ОВЗ в период адаптации"
консультация по коррекционной педагогике

Период адаптации к детскому саду не всегда проходит легко и безболезненно, как для ребенка, так и для родителя, а для "особенного ребенка" она сложнее вдвойне. 

Как помочь ребенку в этот момент, обсудим в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_konsultatsiya.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада».

Подготовила:

Тьютор

Молчанова С.С.

     Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ.

     Ход:  Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители  детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода.  Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

  Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

     В дошкольные образовательные учреждения нашего города ежегодно поступают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограниченные возможности здоровья у таких детей непосредственно связаны с нарушениями в их физическом или психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении с окружающими сверстниками и взрослыми, обучении.

     В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении наши воспитатели всегда помнят, что его действия, направленные на создание психологического комфорта  должны быть обдуманы и тактичны.  Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

     Одним из важнейших, на мой взгляд, факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.

     Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

     Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.

     Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов.

Вот несколько простых советов для вас, уважаемые родители. 

     Ваш ребёнок пошел в детский сад. Надеемся, что Вы готовились к этому событию – приучали малыша к новому режиму дня, учили общаться со сверстниками на игровых площадках, приучали самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур, отучили от соски, бутылочки, научили ребёнка играть.

      Что же делать, если специальной подготовки к детскому саду не было? Постарайтесь облегчить своему малышу привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:

- побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.

- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома.

- формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

- чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе.

- чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками.

- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

- ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.

- формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду – рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные моменты  посещения детского сада.

     И перестаньте сами волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Но не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идеальные картины.

Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.

                                                         

Памятка для родителей.

Как помочь Вашему ребенку быстрее привыкнуть

к детскому саду:

http://ds-242.nios.ru/images/p55_sm_f_4c1081a276729.jpg

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду. Он чувствует ваши переживания.

2. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

3. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Говорите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал  таким большим

3. До начала посещения, приблизьте режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Посещая садик, в выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

 4. Обязательно придумайте  ритуал прощания: чмокнуть в щечку, помахать рукой, стукнуться ладошками и т.д.

5. По возможности приводить малыша в детский сад  должен кто-то один: мама, папа, дедушка или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

6. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Он имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз напомните, что вы его любите и обязательно придете.

7. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

8. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников -  это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

9. Не пугайте, не наказывайте детским садом Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным

10 .Щадите нервную систему ребенка. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирк, театра.

11. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день

читайте малышу.

12. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте,

 называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Памятка для родителей.

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

с тяжелой степенью адаптации.

http://www.inclusive-edu.ru/content/Image/seminar_fedorovoy/deti.jpg

1. Приводите детей в детский сад кто-то один (мама, папа, бабушка). Так ребенок привыкнет расставаться.

2. Не обманывайте ребенка, забирайте ребенка во время, как и обещали.

3. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, напоминающие о доме.

4. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

5. Чаще обнимайте своего малыша, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

6. Чаще говорите ребенку о том, что вы его любите.

7. По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите преодолеть ему страх перед незнакомыми детьми: обращайте внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывайте положительное отношение к ним.

8. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

9. Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.

10. Не допускайте высказываний сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в детский сад, не обсуждайте свои опасения, а тем более работу воспитателей и ваши с ними взаимоотношения при ребенке.

11. Расскажите воспитателям своей группы об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

12. В первые дни посещения детского сада не опаздывайте, забирайте ребенка вовремя.

13. Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, которая поможет отвлечь ребенка от расставания с вами, а также обеспечит психологический комфорт вашему малышу в группе.

14. Возможно, после неоднократного посещения детского сада вы вдруг заметите, что ребенок стал раздражительным, капризным и агрессивным – это нормальная реакция ребенка на привыкание к новым условиям. Здесь понадобится ваше терпение, понимание данной проблемы и забота о малыше со всей ответственностью, серьезностью и трудолюбием.

     И в заключение хочется вам пожелать успехов в воспитании ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....

Статья"Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду"

Задачи  в адаптационном периоде.Режимные моменты  в этом периоде....

Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации...

Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку в этот сложный период?

Даны рекомендации родителям для  успешной адаптации детей к детскому саду...

статья «Как помочь детям и родителям в период адаптации»

статья «Как помочь детям и родителям в период адаптации»...