Программа педагога-психолога для детей 6-7 лет "В школу с радостью"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается развитию мотивационной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой для учителей. Для этих задач была разработана программа психологических занятий «В школу с радостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga_psihologa_dlya_detey_6-7_let.docx | 207.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 234 «Кроха» комбинированного вида» | |
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МКДОУ №234 «Кроха» Протокол № ____ от «___» _____________201___г | УТВЕРЖДЕНО Приказ от «____»____201__г. №___ заведующий МКДОУ д/с № 234 «Кроха» _____________________ Цепелева И.А. |
.
Программа
«В школу с радостью»
по формированию предпосылок учебной деятельности
для детей 6-7 лет
Составитель:
педагог-психолог МКДОУ д/с №234
Позднякова Светлана Николаевна
г. Новосибирск
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………….......…….… 3
Цель и задачи программы …………..…………………………………………. 5
Принципы и методы реализации программы ….……………………………….5
Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет ……………. .6
Организация программы ………………………………………………………. 7
Ожидаемые результаты реализации программы……………………………… 9
Список литературы ……………………………………………………………...10
Приложения ………………………………………………………………….…..12
- Пояснительная записка
Наша страна живёт в условиях Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №-273 ФЗ). Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращают педагогический процесс в целостный и последовательный.
Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе, формирование предпосылок учебной деятельности.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается развитию мотивационной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой для учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства. Именно поэтому была разработана программа психологических занятий «В школу с радостью».
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Развитие и обучение детей согласно программе осуществляется в игровой форме. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у него формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы.
Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества.
Данная программа рассчитана как на работу с детьми, находящимися в пределах возрастной нормы, так и детьми, имеющими статус ОВЗ. Занятия с детьми с ОВЗ ведутся в отдельной подгруппе. Такие дети требуют повышенного к себе внимания. Основной метод в работе с такими детьми – индивидуальный подход во всех аспектах деятельности. Таким детям дается больше времени на раздумье при устных ответах и на выполнение письменных заданий, используется целенаправленный отбор наглядного материала, а вопросы иногда задаются с вариантами ответов.
Детям возрастной нормы задаются более усложненные вопросы, требующие логического осмысления, без вариантов ответа, используется метод противоречий, проблемных ситуаций, поисковых вопросов, дискуссии.
При разработке образовательной программы «В школу с радостью» использованы следующие нормативно-правовые документы в области образования РФ:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №-273 ФЗ).
- ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).
- Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года
Также при написании программы были тщательно изучены авторские программы:
- Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014.
- Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2014.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие у детей мотивационной готовности к школе и предпосылок учебной деятельности средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Задачи программы:
- целенаправленное развитие познавательных интересов и мотивации учения;
- развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, самоконтроля;
- развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- развитие эмоциональной сферы; снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие произвольности поведения, профилактика асоциального поведения;
- повышение уровня психологической грамотности родителей.
- Принципы и методы реализации программы
Принципы работы с детьми:
- Принцип научности;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип воспитывающего обучения;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип результативности.
Методы реализации программы:
- сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические игры;
- беседа;
- элементы сказкотерапии;
- психологические этюды;
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- проблемные ситуации.
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Организация программы
Тип программы: развивающий.
Направление программы: социально-коммуникативное
Диапазон программы: дети 6-7 лет.
Уровень программы – программа дошкольного образования.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25 минут.
Общее количество часов реализации программы – 36 часов.
Рекомендуемое количество детей в группе – 10-12 человек.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1. Ритуал приветствия
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия
2. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, элементы сказкотерапии, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, работа в парах, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи). Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)
3. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, физкультминутки, телесная терапия, пальчиковые игры). Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, снять эмоциональное возбуждение.
4. Рефлексия занятия — оценка занятия (беседа).
Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)
5. Ритуал прощания По аналогии с ритуалом приветствия
Материалы используемые на занятиях:
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, счётные палочки, развивающие пособия с упражнениями, технические средства обучения.
Оценка успешности проведенной работы:
Сравнительный анализ предварительной и конечной оценки уровня развития детей (диагностика детей на начало и конец учебного года), отзывы родителей (анкетирование, беседы).
Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей:
Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. Для обследования детей используются следующие методы:
- Беседа с ребёнком, педагогом узкими специалистами.
- Анализ продуктов деятельности ребёнка
А также, в качестве вспомогательного инструментария использован следующий банк методик:
Для изучения личностной готовности к школе:
1. «Мотивационная готовность» - Беседа Нежновой, вопросник Венгера.
2. «Лесенка» - исследование самооценки Д.Рубенштейн
Для изучения интеллектуальной готовности: диагностический комплект Семаго, комплект «Экспресс диагностика в детском саду» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:
- Тест «Лестница» (Дембо-Рубинштейна). Цель: выявление самооценки ребёнка.
- Тест «Запомни и нарисуй» (Д. Векслера модифицированный).
Цель: исследование зрительной памяти.
- Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова,Л.А.Ясюкова)
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткиной). Цель: исследование произвольного поведения.
- Тест «10 слов»(Лурия). Цель: исследование слуховой памяти.
- Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина). Цель: исследование внимания.
- Тест «Корректурные пробы» (Е.В.Колесниковой). Цель: исследование уровня распределения и переключения внимания.
- Тест школьной зрелости (Куглера).
- Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» ( Т.Д. Марцинковская, А.Л.Венгер)
Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: достаточно сформирован, недостаточно сформирован, слабо формирован.
Диагностика уровня развития познавательной сферы ребенка лежит в основе индивидуализации обучения. Знание степени сформированности психических процессов на начало учебного года позволяют нам опираться на сильные стороны ребенка и заниматься целенаправленным развитием в течение года тех функций, которые не соответствуют по каким-либо причинам возрастной норме.
- Ожидаемые результаты реализации программы:
Мотивационный компонент:
- сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;
- способность удерживать внутреннюю позицию ученика;
- сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;
- появление учебно-познавательного мотива.
Личностно-волевой компонент:
- позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;
- появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.
Коммуникативный и социальный компоненты:
- развитие коммуникативных способностей;
- рост социальной успешности детей.
В течение учебного года осуществляется психологическое сопровождение родителей. Форма работы: беседы, лектории, дискуссии.
Цель: повышение психологической грамотности родителей.
Ожидаемые риски по реализации программы:
Эффективность занятий может быть снижена в связи с частыми простудными заболеваниями детей, а также в связи с переходом детей на курсы предшкольной подготовки.
Список литературы:
Авторские программы:
- Куражева Н.Ю. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.
Специализированная литература:
- Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Детство-пресс, 2011.
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2011.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2007.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2011.
- Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? ТЕСТЫ. – М.: Ювента, 2008.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.-М.: Речь, 2014.
- Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс программы подготовки и развития. – СПб., 2006.
- Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. –М.: Волгоград. 2007.
- Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребёнка к школе. – СПб.: Речь, 2008.
- Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы: советы родителям, советы учителям. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2009.
- СемагоН.Я. и Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Академия развития, 2000.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2009.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2006.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
- Шваб Е. Д. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий для подготовки к школе.–М.: Учитель 2007.
Интернет-ресурсы:
- http://www.psy.su/psyche/projects/706/Программа психологического сопровождения детей 6–7 лет по подготовке к школе "В школу с радостью!"Автор: Тупахина Татьяна Викторовна (Санкт-Петербург)
- http://www.vseodetishkax.ruПрограмма по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет «Скоро в школу» С. В. Пурышева, педагог-психолог.
- http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/16 Физкультминутки.
- http://fizkultira.ucoz.com/load/10 Музыкальные физкультминутки
- http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/programma-v-shkolu-s-radostyuПрограмма «В школу с радостью». Автор-составитель Попова Т.П.
Приложение 1
Перспективный план занятий с детьми
№ | Разделы программы | Темы | Кол-во часов |
1 | Блок социальной адаптации «Я познаю мир» | «Знакомство. Мой портрет» «Портрет моей семьи» «Трудное чувство дружба» «Давай помиримся» | 4 |
2 | Диагностический блок №1 «Учусь себя оценивать» | «Оцени свои поступки» «Оцени свою память» «Какой я внимательный?» «Умею ли я мыслить?» | 4 |
3. | Блок развития познавательных процессов «Всё сумею, всё смогу» | «Развитие познавательных процессов» | 17 |
4. | Блок развития мотивационной готовности» «Хочу в школу» | «Правила школьной жизни» «Трудности дороги к знаниям» «Сила воли важней всего» «Смешные школьные страхи» «Обманный отдых» | 5 |
5. | Диагностический блок №2 «Я всё умею, всё могу» Итоговое: | «Я думаю и фантазирую» «Я все запоминаю» «Я – внимательный» «Я готов к школе» «Хочу в школу» «Дети, в школу собирайтесь» | 6 |
Итого: | 36 |
Приложение 2
Тематический план
Темы | Задачи | Оборудование | Средства реализации |
Занятие 1. «Знакомство. Мой портрет» | Адаптация и сплочение детей, создание положительного эмоционального фона. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши. | - Упр. «Снежный ком» - Рассказ «Сведения» - Упр. «Ласковое имя» - Рисунок «Сказочный портрет» |
Занятие 2. «Портрет моей семьи» | Развитие позитивного отношения к семье; Анализ детско-родительских отношений | Тетрадь в крупную клетку, мяч, карандаши, семейные фото. | - Беседа «Моя семья» - Упр. «Верно-неверно» - Дид. Игра «Подбери признаки» - Рисунок «Моя семья» |
Занятие 3. «Трудное чувство дружба» | Развитие взаимодействия между детьми; сплочение группы | Мяч | - Беседа о дружбе - Сказка «СмелыйБобердулик» - «Пословицы о дружбе» - «Правила дружбы» |
Занятие 4. «Мы поссоримся и помиримся» | Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Развивать коммуникативные умения. | Мяч | - Сказка «Грубые слова» - Упр. «Ругаемся овощами» - Упр. «Мирилки» |
Занятие 5. «Оцени свои поступки» | Развивать умение анализировать своё поведение, понимать необходимость соблюдения правил. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, шаблон лесенки | - Сказка Хухлаевой «Про жителей ладошек» - Тест «Лесенка самооценки» |
Занятие 6. «Оцени свою память» | Диагностика уровня развития слуховой, зрительной и образной памяти. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Домик лесника» Уленковой - Тест «Запомни и нарисуй» Векслера - Тест «Посчитай и нарисуй» - Тест «Образная память» |
Занятие 7. «Какой я вниматель- ный?» | Диагностика уровня распределения внимания и работоспособности. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Корректурная проба» - Тест «Найди отличия» - Тест «Займи уголок» - Тест «Домик» Гуткиной |
Занятие 8. «Умею ли я мыслить» | Диагностика мыслительных операций, воображения. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Обобщение» - Тест «Четвёртый лишний» - Тест «Логические таблицы» - Тест «Невербальная фантазия» |
Занятие 9 «Испытания гномов»» | Учить следовать инструкции; Учить работать в парах; Развивать мелкую моторику, познавательные процессы. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Дид. Игра «Ловушка» (конструирование из счётных палочек) - Упр. «Запомни и нарисуй» |
Занятие 10 «Играем вместе» | Расширение кругозора, тренировка мыслительных процессов, коммуникативных умений. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Дид. игра «Что общего» - Дид. Ира «Школьные принадлежности» - Дид. Игра «Пятый лишний» - Упр. «Вопрос-ответ» - Дид. Игра «Пары картинок» |
Занятие 11 «Лесенка успеха» | Развивать мотивацию успеха в учёбе, совершенствование познавательных процессов, развитие самоконтроля. | Лесенка 5 ступеней, флажок, кубики Дьёныша, запись спокойной музыки, магнитофон | - Упр. «Подари улыбку» - Дид. Игра «Ясновидец» - Дид. Игра «Закрась фигуры» - Дид. Игра «Засели жильцов» - Упр. «Дорисуй фигуры» |
Занятие 12 «Весёлое путешествие» | Развитие тонкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений, познавательных процессов, сенсорных эталонов, коммуникативных навыков. | Мультимедиа, шарики су-джок, план-схемы. | - Дид. игра «Маленький конструктор» - Массаж су-джок - «Работа с план схемой» - Упр. «Скажи наоборот» - Дид. игра «Построй дорожку» - Дид. Игра «Разложи шарики» |
Занятие 13 «Зимние забавы» | Развитие познавательных процессов, умения сотрудничать. | Тетради, цветные карандаши | - Упр. «Рукавички» - Упр. «Зима» - Упр. «Снеговики» |
Занятие 14 «Будь внимателен» | Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, саморегуляции | Мяч, геометрические фигуры | - Упр. «Сложи по образцу» - Игра «Встаньте те, кто…» - Коммуникативная игра «Отвечает один-отвечаем хором» |
Занятие 15 «Угадайка» | Развитие саморегуляции, познавательных процессов | Мяч | - Игра «Отвечает один-отвечаем хором» - Подвижн. Игра «Земля, вода, воздух» - Упр. «Кто кем был, кто кем будет» - Упр. «Хлопки» |
Занятие 16 «Размышляй ка» | Развитие мыслительных операций | Тетради, карандаши | - Дид. Ига «Найди закономерность и продолжи ряд»» - Дид. Игра «Логические задачи» - Упр. «Незавершенные картинки» - Дид. игра «Сложим разрезанные квадраты» |
Занятие 17 «Поможем Буратино» | Развитие моторики, зрительного и слухового внимания, произвольности | Тетради, карандаши | - Упр. «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми» - Упр. «Слушаем и выполняем» - Коммуник. Игра «Отвечает один –отвечаем хором» - Упр. «Отличающиеся картинки» |
Занятие 18 «Запоминай ка» | Тетради, карандаши | - Упр. «Что раньше, что позже» - Коммуникат. Игра «Хлопки» - Упр. «Посмотрим, запомним и нарисуем» | |
Занятие 19 «Играй, слушай, познавай» | Развитие познавательных процессов | Мяч, тетради, карандаши | - Упр. «Мозговой штурм» - Упр. «Ищем нелепости» - Упр. «Разноцветная сказка «Репка»» |
Занятие 20 «Развивайка» | Развитие познавательных процессов | Тетради, карандаши, счётные палочки | - Дид. Игра «Продолжи ряд» - Упр. «Раскрась правильно» - Упр. «Да и нет не говори» - Дид. ИграВыкладываем из счётных палочек» |
Занятие 21 «Поможем Незнайке» | Развитие внимания и памяти | Тетради, карандаши | - Упр. «Найди поросят» - Упр. «запомни за 10 секунд» - Ур. «Треугольники» - Упр. «10 слов» - Упр. Опосредованное запомнание |
Занятие 22 «Дом, в котором мы живём» | Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора. | Кубики – конструктор | - Презентация «Виды жилищ» - Инсценировка сказки «Теремок» - Психологический анализ сказки -Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» - Конструирование Дома |
Занятие 23 «Лесная школа» | Развитие волевых качеств, умения сотрудничать | Тетради, карандаши | - Рассказ «Школа для животных» - Упр. «Разноцветный лист» - Подвиж. Игра Воздух-земля-огонь-вода» - Упр. «Хорошо и плохо?» |
Занятие 24 «Карта и нтересов» | Исследование интересов детей к учебным, эстетическим предметам | Тетрадь, цветные карандаши | - «Интеллектуальная разминка» - Коммуникат. Игра «Хлопай за мной» - Тест «Карта интересов» |
Занятие 25 «Я думаю и фантазирую» | Диагностика мыслительных операций, воображения. | Тетрадь, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Обобщение» - Тест «4 лишний» - Тест «Логические таблицы» - «Тест Торренса» - Тест «Логика» |
Занятие 26 «Я все запоминаю» | Диагностика уровня развития слуховой, зрительной и образной памяти. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Домик лесника» Уленковой - Тест «Запомни и нарисуй» Векслера - Тест «Посчитай и нарисуй» - Тест Образная память |
Занятие 27 «Я – вниматель- ный» | Диагностика уровня распределения внимания и работоспособности. | Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий | - Тест «Корректурная проба» - Тест «Найди отличия» - Тест «Займи уголок» - Тест «Домик» Гуткиной |
Занятие 28 Тематическое «1 апреля – праздник шуток и веселья» | способствовать развитию чувственной сферы детей, коммуникативных навыков, познавательных процессов. | Игрушка, «ослик», смайлики, мультимедиа, презентация | - Презентация «История Дня смеха» - Презентация «Первоапрельские шутки» - Презентация «Виды улыбок» - Упр. «Измерение радости» |
Занятие 29 «Я готов к школе» | Исследование школьной зрелости | Нелинованная бумага, простой и цветные карандаши. | - Тест Куглера - Тест МЭДИС (методка экспресс диагностики интеллектуального состояния) |
Занятие 30 «В школу с радостью» | Диагностика мотивационной готовности | Тетради, карандаши | - Тест мотивационной готовности Венгера А.Л. - Тест «Мотивы учения» Гинзбурга М.Г. |
Занятие 31 «Правила школьной жизни» | Ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время переменыповышение школьной компетентности. | Колокольчик, мяч, картинка «Школа» | - Сказка Панфиловой «Школьные правила» - Упр. «А в школе» - Упр. «Правильно-неправильно» - Коллективное конструирование «Школа» |
Занятие 32 «Трудности дороги к знаниям» | Подготовить детей к преодолению школьных трудностей. Развивать волевую сферу. | Тетрадь, цветные карандаши | - Сказка Хухлаевой «О котенке Маше» - Упр. «Ситуации» - Упр. «Если я – котенок Маша» |
Занятие 33. «Сила воли важней всего» | Развивать волевую сферу, умение проявлять выдержку и исправлять свои ошибки. | Тетради, карандаши | - Сказка Хухлаевой «О двух братьях и сильной воле» - Подвиж. Игра «Встаньте те, кто…» - Упр. «Хочукалки, якалки, тыкалки» |
Занятие 34. «Смешные школьные страхи» | Развитие умения выступать публично, снижение страхов неудач, плохой оценки. | Тетради, карандаши | - Сказка Панфиловой «Школьные страхи» - Рисунок «Хорошее и плохое про школу» |
Занятие 35. «Обманный отдых» | Развитие произвольности, умения планировать свою деятельность. | Тетради, карандаши. | - Сказка Панфиловой «Обманный отдых» - Упр. «Распорядок дня» |
Занятие 36. Итоговое: «Дети, в школу собирайтесь» | Создание положительного эмоционального фона, закрепление полученных умений, рефлексия. | Школьные принадлежности, игрушки, блоки Дьёныша. | - Беседа по картине «Дети идут в школу» - «Загадки-добавлялки» - Игра «Собери ранец» - Упр. «Отыщи свой класс» |
Приложение 3
Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями етей 6-7 лет в рамках реализации программы
«В школу с радостью»
Сроки проведения | Тема | Цель |
сентябрь | 1.Знакомство. Беседа о задачах групповой работы психолога с детьми | |
октябрь | 2.Беседа о методах и результатах диагностики познавательных процессов на начало года. | |
ноябрь | 3.Психопрофилактическая встреча с родителями «Счастливая семья – счастливые дети». Диагностика родителей: тест «Какая вы мама», «Какой вы папа» | Способствовать осознанию родителями значимости воспитания детей. |
декабрь | 4. «Растим любознательных» | Раскрыть значение познават. интереса ребенка, научить развивать познавательную активность. |
январь | 5. Практикум для родителей: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» (совместно с логопедом) | Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи. |
февраль | 6. «Почему трудно первокласснику?» | Сформировать представление о физической готовности |
март | 7.Что такое готовность к школьному обучению. Какие знания должны быть сформированы у первоклассника. | Сформировать представление о параметрах интеллектуальной готовности |
апрель | 8. Гендерные различия готовности к школе | Объяснить психологические особенности мальчиков и девочек |
9. Беседа о результатах диагностики готовности к школе (индивидуально) | Профилактика детских школьных трудностей | |
май | 10. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям первоклассников» | Дать основные рекомендации как помочь ребёнку учиться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"
Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ».
Жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудност...
Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью».
Консультация для родителей детей подготовительной группы « В школу с радостью». Как быстро бежит время.Еще совеем недавно ваш малыш произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаг...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и пси...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»
Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...