Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе.
консультация по коррекционной педагогике
Важным фактором готовности ребенка с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению является не только приобретенные им в коррекционном дошкольном образовательном учреждении умения и навыки, но и его психологическая готовность, включающая такие компоненты как: мотивация, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем. Для того, чтобы дошкольник смог достаточно органично, естественно перейти из условий детского сада в школу он должен быть элементарно подготовлен этически, нравственно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_s_narusheniyami_intellekta_k_shkole.docx | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и учителем.
Решающая роль в подготовке к школе принадлежит социальной среде, условиям воспитания и обучения. При этом воспитание и обучение должны носить развивающий характер, т. е. максимально способствовать развитию познавательных возможностей ребенка, формированию его личностных качеств, социальных потребностей и интересов.
Школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличивающуюся нагрузку. Ребенок должен перейти к новому режиму работы, сна и адаптироваться к новым социальным условиям.
Для того чтобы ребенок вошел в новый режим, включился в новую деятельность, важной предпосылкой является организация и темп деятельности. Ребенок должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое.
Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности. Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки. Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.
Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности. Первая самостоятельная его деятельность – предметная, следом за предметной деятельностью развивается игровая. По мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отражений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции. Сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, и наконец, просто словами. Игровая деятельность способствует появлению знаково-символических элементов, необходимых для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями.
Изобразительная и конструктивная деятельность – первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта, заставляют ребенка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствует дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных а речи, то есть активизируют всю его познавательную и речевую деятельность. Все это необходимо для усвоения школьных программ.
Трудовая деятельность начинается в самообслуживания. В дальнейшем возникает хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Роль труда в развитии познавательной деятельности и в подготовке ребенка с нарушениями интеллекта к школе трудно переоценить, так как в труде он сталкивается с разными предметами, с их свойствами и отношениями, ставит его перед необходимостью целенаправленного анализа практической задачи и ситуации. Итак, все виды деятельности дошкольника позволяют так организовать опыт ребенка с нарушениями интеллекта, чтобы мобилизовать все его познавательные возможности. В деятельности формируется еще одна предпосылка к школьному обучению – общие интеллектуальные умения. В любой деятельности нужно определить, а на первых порах и осознать, поставленную взрослыми цель, продумать способы ее достижения, планировать последовательность своих действий, контролировать себя во время работы. Суметь правильно оценить полученные результаты. Например, приступая к рисованию, ребенок имеет цель (замысел), средства воплощения замысла (бумага, карандаши или краски и т.д.). Приступая к исполнению, он должен соблюдать определенную последовательность действий. По ходу работы нужно исправлять ошибки, а получив результат, оценивать его с точки зрения воплощения цели поставленной в начале работы. Постановка и осознание цели, анализ условий и средств ее достижения, выбор способов действия и планирование последовательности выполнения, а также оценка результата – необходимые условия всякой деятельности человека. Поэтому они называются общими интеллектуальными умениями, без овладения которыми школьное обучение становится проблематичным. Еще более зримо общие интеллектуальные умения проявляются в трудовых поручениях. Оценка оказывается особенно значимой для детей, так как носит социальную окраску, наполняет их сознанием, что их труд приносит пользу окружающим.
Особое значение для коррекции психического развития детей с нарушением интеллекта и подготовки их к школе имеет развитие эмоциональной сферы. Очень важен здоровый эмоциональный климат, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Радость необходима ребенку для нормального мироощущения. Необходимо прививать умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определенные требования и получил заслуженную похвалу. Конечно, такая радость сопряжена с преодолением препятствий, с умением подчинить свое поведение определенным требованиям, то есть с волевыми процессами. Для решения познавательной или практической задачи необходимы волевые усилия. Для того, чтобы достичь цели в труде, в рисовании, в игре, в приобретении новых знаний, ребенку необходимо, прежде всего, произвольное внимание, достаточно устойчивое, сосредоточенное, нужно умение длительно двигаться к цели, не отвлекаясь, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка положительного эмоционального настроя и волевых усилий, способствующих усвоению знаний, овладению учебным трудом, вхождению в детский коллектив и становлению правильных взаимоотношений со сверстниками и учителями. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка в целом. Помочь в коррекции, развитии и приобретении учебных умений и навыков может обучение ребенка в специальном дошкольной учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.
Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельн...
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем.Решающая роль в подгот...
Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...
Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себ...
Психофизиологическая подготовка детей с нарушениями речи к школе
Консультация для воспитателей по теме: "Психофизиологическая подготовка детей с нарушениями речи к школе". Описаны нейропсихологические упражнения для развития мозга, базисных психологически...