Коррекционно-развивающее занятие дефектолога "Космическое путешествие Незнайки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бойко Лилия Анатольевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия дефектолога по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, второй год обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов

у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Космическое путешествие Незнайки».

Цель: развитие психических процессов.

Задачи: 

Коррекционно-развивающие:

- развитие внимания (концентрация, распределение, переключение);

- развитие слухового восприятия;

- развитие зрительного восприятия (целостность изображения);

- развитие слухоречевой, зрительной памяти;

- развитие мышления (обобщение, исключение, выделение основного признака);

- развитие зрительно-моторной координации;

Образовательные: 

- расширение и активизация словаря по лексической теме «Космос»;

- закрепление сенсорных эталонов (цвет, геометрические фигуры);

- закрепление понятий «вперед», «назад», «прямо», «влево, «вправо», активизация в самостоятельной речи;

- закрепление умения ориентироваться на плоскости;

- закрепление умения отвечать на поставленный вопрос;

- закрепление умения составлять простое предложение по образцу;

- закрепление прямого счёта, умения находить место цифры в числовом ряду.

Воспитательные:

- формирование навыка сотрудничества и доброжелательности;

- формирование умения слушать и не перебивать других;

- формирование положительной мотивации к образовательной деятельности.

Педагогические технологии:

- игровая технология;

- технология обучения на основе опорных сигналов;

- здоровьесберегающая технология; 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Методы и приёмы:

- словесные, наглядные, практические, игровые методы;

- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, вопросы;

Предварительная работа: беседа на тему «Космос», чтение рассказов про Незнайку.

Оборудование: 

- карта с направлением маршрута от Незнайки;

- предметные картинки по лексической теме «Космос»;

- схемы-карточки, с изображением направления движения машинок;

- игрушки – маленькие машинки, разные по цвету;

- маркеры;

- квадраты Зака с изображением инопланетян;

- разрезные картинки с изображением ракеты;

- карта с одинаковыми ракетами для игры «Покажи одинаковые ракеты»;

- карта с ракетами для передвижения на плоскости;

- карта с планетами для игры «Четвёртый лишний»;

- карты – лабиринты.

Контингент: дети компенсирующей группы, старшего возраста, обучающихся по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития.

План – конспект коррекционно-развивающего занятия:

1.Организационный момент.

  • Введение в тему (рассматривание карты от Незнайки).

Цель: Цель организовать детей, привлечь внимание к теме занятия, развитие мыслительной функции, включение в диалог.

В процессе рассматривания карты, дефектолог обращает внимание детей на разноцветные стрелочки, которые показывают последовательность выполнения заданий от Незнайки. Рассказывает о книжном герое и предлагает отправиться с Незнайкой по маршруту, который он придумал.

2. Основная часть.

  • Задание 1. Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие мышления, функции исключения, формирование умения выделять в предмете существенные признаки.

Дефектолог предлагает детям найти в кабинете конверт со стрелкой синего цвета. И выполнить первое задание от Незнайки.

  • Задание 2. Игра «Покажи одинаковые ракеты».

Цель: развитие внимания, функции концентрации и распределения.

Дефектолог предлагает детям рассмотреть карту и найти в конверт с изображением жёлтой стрелки.

Выполнить задание, которое способствует развитию внимания и межполушарных связей.

Ребёнок одновременно должен показать пальчиками две одинаковые ракеты.

  • Задание 3. Игра «Найди ракету для Незнайки на космодроме».

Цель: развитие внимания (функции распределения).

Дефектолог раздаёт детям карты с изображение разных ракет и предлагает пройти по определённому маршруту, найти ракету для незнайки.

Ребёнок ведет пальцем по линии, проговаривая направление движения.

Данное упражнение способствует закреплению сенсорных эталонов, развитию зрительно-моторной координации, мышления.

  • Задание 4. Игра «Сконструируй ракету»

Цель: развитие зрительного восприятия (целостности изображения).

Дефектолог рассматривает с детьми карту Незнайки, определяет цвет следующей стрелки, предлагает найти необходимый конверт в кабинете.

Незнайка приготовил для детей разрезные картинки, в основу которых положен числовой ряд до 10.

Данное упражнение развивает не только функцию зрительного восприятия, но и способствует закреплению математических представлений (умения определять место цифры в числовом ряду) и развитию функции распределения внимания.

  • Задание 5. «Пройди по лабиринту». 

Цель: развитие зрительного всприятия, а именно зрительно-моторной координации.

Дефектолог раздаёт детям карты – лабиринты и предлагает маркерами провести маршрут для Незнайки и инопланетянина.

  • Задание 6. Игра «Собери фотографии инопланетян».

Цель: развитие мышления (функции выделения, анализа).

Дети находят конверт с оранжевой стрелкой. Выполняют задания с квадратами Зака, находят недостающие фотографии и определяют их место.

  • Задание 7. Игра «Космические машины».

Цель: закрепления умения ориентироваться на плоскости, уточнение понятий «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «прямо».

Дети находят конверт с серой стрелкой. В котором Незнайка приготовил карты – схемы, с указанием направления движения машин. Дефектолог предлагает детям выбрать необходимые им по цвету машинки, ориентируясь на цвет стрелочек на схеме, затем расставить машины так как показывают указатели. После проговаривает с детьми направления, закрепляя необходимые понятия.

3. Итог занятия.

  • Задание 10. Рефлексия.

Цель: Подвести итоги занятия. Дефектолог ведет с детьми диалог об играх, которые им понравились, в которые они хотели бы поиграть в группе с друзьями, предлагает им придумать свои игры.

Л.А. Бойко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно – развивающее открытое занятие «Путешествие по волшебному лесу»

Коррекционно – развивающее открытое занятие «Путешествие по волшебному лесу» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР 2 уровняс использов...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...