Семинар- практикум "Как приручить эмоции"
консультация по коррекционной педагогике
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priruchit_emotsii.docx | 55.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
Семинар-практикум
«Как «приручить» эмоции»
Автор: Чарганцова А.А.
воспитатель первой
квалификационной категории
Каскара
2021 год
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками. Поэтому важно развивать EQ/
Эмоциональный Интеллект (EQ) - развитое умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими. Распознавать намерения и мотивы эмоций других людей, чтобы эффективно решать задачи для успешной социализации, достигать целей и быть гармоничной личностью .
Если мы научимся «приручать свои эмоции» то получим доступ к мощному ресурсу.
Зачем это нужно? Разберем пример.
Общение строится на : Намеренье- Поведение- Значение- Состояние.
Намеренье- причина его действий, его внутренняя цель (это и есть)
Поведение- сами действия,
Значение- оценивание действий со стороны. любой человек может приписать то значение, которое ему покажется самым вероятным.
Состояние – эмоциональное отношение к «прочитанному» посылу.
Он на меня косо посмотрел. Я ему не нравлюсь. Фрустрация.
Поведение – «косой» взгляд, приписанное значение – оценка «неудовлетворительно» по личной привлекательности от данного человека.
И ответ смотрящего:
Я боялся, что она обидится, если я ее буду разглядывать прямо.
Намеренье – «проявить интерес деликатно», поведение – «косой» взгляд.
Получается весьма забавная цепочка:
Намеренье – поведение – значение
Причем для «передающей» стороны наиболее важно намеренье, для «принимающей» – значение.
Люди вообще очень странный народ. Они реагируют не на поведение, а на значение, которое сами этому поведению приписывают.
Человек обычно интерпретирует все, что происходит вокруг, через призму собственной карты. И присваивает значения в соответствии с внутренней символикой. Особенно это касается как раз общения.
Учтите, что единственным внешним признаком является поведение, и дошло ли до вас желание другого человека или нет, он может оценить только по вашим ответным действиям.
Поведение: 2-х летний ребенок во время прогулки ложится на дорогу и орет.
Значение: Мать: – Он просто треплет мне нервы.
Намерение: Подтверждение важности.
Поведение: Девушка регулярно опаздывает на свидания.
Значение: Парень: – Она специально это делает, чтобы я рассердился.
Намерение: Самоутверждение.
Поведение: Начальник отдела орет на подчиненных.
Значение: Подчиненные: – Хочет выслужиться перед начальством.
Итак, в тройке «намеренье – поведение – значение» поведение является самым слабым звеном. То есть, хромает, в основном, «линия связи».
Для этого и нужно развивать EQ.
EQ состоит из нескольких блоков.
Что такое эмоции?
Эмоции – это внутренние переживания человека.
Чем отличаются чувства от эмоций.
Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека?
Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.
Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».
К базовым эмоциям человека относят:
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Страх
Отвращение
Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?
Негативные эмоции растут, как снежный ком, непонимание окружающих и причин, вызывающих их, порождает приступы агрессивного поведения.
Агрессивное деструктивное поведение, как правило, выступает результатом обстоятельств, вызывающих крайне негативную реакцию. Основными характеристиками агрессивных эмоций выступают импульсивность, непродолжительность, их непродуманность, обусловленность гневом и направленность на причинение вреда объекту агрессии. Детям важно объяснить, что проблемой являются не их эмоции и чувства, а их плохое поведение. Важно не оставлять ребенка в таком состоянии.
Работа воспитателя с такими детьми должна проводиться в трёх направлениях:
- формирование способности к доверию, сопереживанию, сочувствию, желанием помочь и т. д.
- работа с гневом. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
«Муха»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
«Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
«Разрушители замков»
Цель: научить ребенка конструктивно снимать эмоциональное напряжение.
Два игрока строят замки из бумажных стаканчиков. Становятся напротив замка соперника и дыханием пытаются разрушить замки. А потом построить один общий и по очереди его разрушить.
«Стаканчик для крика». «Копилка Чувств»
Цель: научить ребенка выражать гнев, обиду.
Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета (воздушный шар). Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике (шаре). После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется. Проговаривая вы позволяете детям превратить аморфное, страшное, неприятное чувство в нечто определимое, нормальное и имеющее границы. Гнев, печаль и страх становятся переживаниями, которые есть у всех и с которыми все справляются. Ведь у детей есть тенденция, что агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, становясь устойчивой чертой характера
«Эра Динозавров»
Цель: раскрепощение, снятие зажимов.
«Закрой глаза. Представь себя динозавром- сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Например вот этого (ребенку поочередно дают игрушки динозавров меняя их характеристики). Как зовут тебя? У него твое имя, твои глазки, твое тело. Это ты! А какой у тебя голос? Можешь что-то произнести»
Игра «Волшебный стул».
Цель: активизация положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.
«Уголок уединения»
Цель: учить проживать негативные эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Обеспечение психологического комфорта.
Оставить ребенка со своими переживаниями. В уголке уединения. Там есть подушка сшита из ткани. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку и прижимает ее к себе и выходит. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весёлое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т.д.
Когда к нему возвращается весёлое настроение, ребёнок возвращает подушку в уголок.
«Мозговой штурм»
Цель: научить детей находить варианты решения в момент эмоционального пика и понимать причину его возникновения.
«Тебя злит, что Ваня забрал у тебя игру, — может сказать педагог— Меня бы это тоже обидело. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого? Ты можешь придумать какой-нибудь другой способ справиться со своими чувствами?»
Спросите ребенка, какой результат он желает получить. Некоторые ситуации потребуют более сложных решений.
Например, после драки, возможно, придется обдумать, что лучше: отомстить или найти способ предотвратить подобные конфликты в будущем.
Мысли взрослого могут быть очень полезными, особенно для детей младшего возраста.
Для старшего используйте метод мозгового штурма, в ходе которого ребенок и другие дети будут стараться придумать разные решения — чем больше, тем лучше. Чтобы творческий процесс шел легко, договоритесь заранее, что приветствуются любые идеи, а отсев начнется только после того, как вы запишете все возможные варианты. Поощряйте ребенка рассматривать каждое решение отдельно, задавая следующие вопросы:
«Это решение справедливое?»; «Оно будет работать?»; «Насколько оно безопасно?»; «Как ты будешь себя чувствовать? Как будут себя чувствовать другие люди?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара - практикума с родителями "Наши эмоции"
Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Возникновение эмоций у младш...
Статья о семинаре Учим ребёнка эмоциям
Статья о семинаре...
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»
Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека, способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...
Семинар "Управляем эмоциями"
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психо...
Презентация "Как приручить эмоции"
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей ...
Семинар-практикум "Негативные эмоции"
Семинар-практикум для педагогов ДОО "Негативные эмоции"...
Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»
Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...