Нейропсихологические игры для детей
материал по коррекционной педагогике
В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Преимущества использования нейроигр:
игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskie_igry_dlya_detey.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры для детей
1. Весёлый мяч
Игры могут быть разнообразными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д. Пособие «Мяч и речь»(авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом поможет.
2. Балансир
Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать ребенка за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.
3. Полоса препятствий
Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.
4. Пальчиковая гимнастика
Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят плохо развита мелкая моторика, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е.И. Чернова и Е.Ю. Тимофеева.
5. Су-Джок
Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать под присмотром взрослого самостоятельно. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.
6. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
Что делать:
• пускать мыльные пузыри;
• дуть через соломинку;
• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
• задувать свечки;
• сдувать ватку со стола;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;
• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;
• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».
7. Тоннель
Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.
8. Межполушарное рисование
Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».
9. Кинезиологические упражнения
Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.
9.1 Упражнение «Кулак – ладонь»
Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
9.2. Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
9.3 Упражнение «Класс – заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей:«Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»...
Нейропсихологическая игра для детей дошкольного возраста "Веселые перчатки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 ...
Консультация для родителей "Нейропсихологические игры для детей"
Гимнастика по утрам - это необходимый атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровье человека. Регулярные занятия физкульткрой благоприятно сказываются на общем состоянии организма. В так...
Консультация для воспитателей: «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация "Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста"
Цель: развитие всех блоков головного мозга. Задачи: Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание Развивать память Развивать координацию Развиват...
Буклет "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"
Буклет "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"...
Нейропсихологическая игра для детей с РАС 3-8 лет. «Стопы и ладошки»
Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, её больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие....