Исследование развития зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Чеботарёва Анна Анатольевна

Материал для учителей-дефектологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чеботарева А.А.

учитель-дефектолог

ГБДОУ

 детский сад № 82

компенсирующего вида

Невского района

Статья

Исследование развития   зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.

Одним из важных аспектов развития ребёнка с нарушением  зрения  является развитие мелкой моторики рук  и зрительно- двигательной  координации . Проблема повышения эффективности комплексной медико- психолого –педагогической работы по данной теме  у наших детей  не теряет своей эффективности.  В.А. Сухомлинский писал, что источники способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,  которые питают источник творческой мысли. Чем больше  уверенности и изобретательности  в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда(ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти и зрительно - двигательной координации у детей с нарушением зрения  необходим комплексный  подход  к организации коррекционной работы закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно - значимых психических процессов( памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные  сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно - значимых функций. Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания .  Наряду с развитием мелкой моторики кисти и  успешной  адаптации  детей к школе также способствует создание сенсорно- разнообразной среды нод, целенаправленное развитие воображения и логического мышления.  Развитие функции руки и  речи шло параллельно. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.  Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком зрительно - двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Необходима дополнительная стимуляция и развитие двигательной функции ребёнка и его координации. Особенно перспективным и значимым являются зрительные физ. минутки –зарядки. Физ. минутки необходимо разработать  с позиции развития общей координации, пространственной ориентации и ритмичности движений.  Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно – двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной тифлопсихологии   Литвака, Феоктистовой.   

Исследованиями связи развития руки и мозга занимались  физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, педагоги-М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др. Объектом исследования является процесс развития зрительно- моторных функций у детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Предметом исследования является психолого – педагогическая работа по развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации  у детей .

Целью исследования является изучение проблемы развития зрительно - двигательной-координации и  мелкой моторики у детей и апробация психолого-педагогической работы по развитию данных функций. Система работы с детьми позволит улучшить показатели зрительно – двигательной  координации и совершенствованию мелкой моторики . если:

- использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно- моторных функций , таких как различные виды  пальчиковых  игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для руки к письму;

- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в нод (непосредственно-образовательную деятельность).

Исходя из этого ,мы должны :

- Индивидуально диагностировать и изучать проблему с нашими   дошкольниками исследовать взаимосвязь между уровнем  развития зрительно- моторных функций и другими процессами, а также готовностью к обучению к школе. 

-Создавать и апробировать диагностики по данной теме совместно со специалистами и воспитателями.

- Определять результативность и мониторинг совместной деятельности по данной теме.

Для развития тонкой ручной координации важно , чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами деятел ьности (выкладывание узоров из мозаики, шнуровкой, штриховкой, лепкой, конструирования из некрупных деталей, аппликацией идр. видами деятельности в соответствии возрастным требованиям. Период от года до 4- 5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений рук. Контроль выполнения действий , обратная связь осуществляются на основе кинестезий. Дети в таком  возрасте стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями  не играет особой роли для ребёнка ,  но со временем рука как  бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента  зрительно - моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.  Именно  к 6-8годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга , развитие мелких мышц кисти. Важно , чтобы к этому  возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков(в том числе и навыка письма) а не вынужден исправлять неправильно  сформированные старые. 

Программным содержанием занятий типа « Развитие  зрительно- моторной координации» являются : 

1 Совершенствование способов восприятия движущихся предметов.

2Развитие навыка прослеживания глазами за действиями руки.

3Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи .

4Развитие осязания  и мелкой моторики.

5Автоматизация умения пользоваться ручкой, карандашом.

6Развитие умения проводить линии(прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу , между границами , по образцу.

7Развитие умения соединять точки прямой линией.

8Развитие умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно.

9Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"

мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности...

Развитие зрительно- моторной координации у детей с нарушением зрения 4-5 лет.

Данный материал может использоваться как статья для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, так и как консультация для родителей....

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная р...

Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения

Комплекс коррекционно-развивающих игр«ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ»Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением зрения.Возрастная категория: дошкольники 3-7 ле...