Исследование развития зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему
Материал для учителей-дефектологов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чеботарева А.А.
учитель-дефектолог
ГБДОУ
детский сад № 82
компенсирующего вида
Невского района
Статья
Исследование развития зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
Одним из важных аспектов развития ребёнка с нарушением зрения является развитие мелкой моторики рук и зрительно- двигательной координации . Проблема повышения эффективности комплексной медико- психолого –педагогической работы по данной теме у наших детей не теряет своей эффективности. В.А. Сухомлинский писал, что источники способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда(ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти и зрительно - двигательной координации у детей с нарушением зрения необходим комплексный подход к организации коррекционной работы закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно - значимых психических процессов( памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно - значимых функций. Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания . Наряду с развитием мелкой моторики кисти и успешной адаптации детей к школе также способствует создание сенсорно- разнообразной среды нод, целенаправленное развитие воображения и логического мышления. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком зрительно - двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Необходима дополнительная стимуляция и развитие двигательной функции ребёнка и его координации. Особенно перспективным и значимым являются зрительные физ. минутки –зарядки. Физ. минутки необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации и ритмичности движений. Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно – двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной тифлопсихологии Литвака, Феоктистовой.
Исследованиями связи развития руки и мозга занимались физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, педагоги-М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др. Объектом исследования является процесс развития зрительно- моторных функций у детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Предметом исследования является психолого – педагогическая работа по развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации у детей .
Целью исследования является изучение проблемы развития зрительно - двигательной-координации и мелкой моторики у детей и апробация психолого-педагогической работы по развитию данных функций. Система работы с детьми позволит улучшить показатели зрительно – двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики . если:
- использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно- моторных функций , таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для руки к письму;
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в нод (непосредственно-образовательную деятельность).
Исходя из этого ,мы должны :
- Индивидуально диагностировать и изучать проблему с нашими дошкольниками исследовать взаимосвязь между уровнем развития зрительно- моторных функций и другими процессами, а также готовностью к обучению к школе.
-Создавать и апробировать диагностики по данной теме совместно со специалистами и воспитателями.
- Определять результативность и мониторинг совместной деятельности по данной теме.
Для развития тонкой ручной координации важно , чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами деятел ьности (выкладывание узоров из мозаики, шнуровкой, штриховкой, лепкой, конструирования из некрупных деталей, аппликацией идр. видами деятельности в соответствии возрастным требованиям. Период от года до 4- 5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений рук. Контроль выполнения действий , обратная связь осуществляются на основе кинестезий. Дети в таком возрасте стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли для ребёнка , но со временем рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно - моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков. Именно к 6-8годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга , развитие мелких мышц кисти. Важно , чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков(в том числе и навыка письма) а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Программным содержанием занятий типа « Развитие зрительно- моторной координации» являются :
1 Совершенствование способов восприятия движущихся предметов.
2Развитие навыка прослеживания глазами за действиями руки.
3Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи .
4Развитие осязания и мелкой моторики.
5Автоматизация умения пользоваться ручкой, карандашом.
6Развитие умения проводить линии(прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу , между границами , по образцу.
7Развитие умения соединять точки прямой линией.
8Развитие умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно.
9Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.
В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"...
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности...
Развитие зрительно- моторной координации у детей с нарушением зрения 4-5 лет.
Данный материал может использоваться как статья для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, так и как консультация для родителей....
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная р...
Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения
Комплекс коррекционно-развивающих игр«ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ»Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением зрения.Возрастная категория: дошкольники 3-7 ле...